УИД11RS0010-01-2021-000152-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 года г.Сыктывкар Республики Коми
Эжвинский районный суд гор.Сыктывкара Республики Коми
в составе судьи Петровой М.В.
при секретаре Домрачевой Н.С.,
с участием представителя административного истца Штукатурова Д.А. по доверенности Сорокина Р.В.,
представителя административного ответчика - администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Соколова Г.А.,
заинтересованных лиц Баркановой А.А., Иваняк Е.Н., Котовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-260/2021 по административному иску Штукатурова Дмитрия Александровича к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными и отмене распоряжения в части установления срока для принятия мер по расселению граждан и требованияо принятии мер к самостоятельному отселению и освобождению занимаемого жилого помещения,
установил:
Штукатуров Д.А. обратился в суд с административным иском к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении обязанности по изъятию земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд по адресу ..., обязании органа местного самоуправления в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу принять меры по изъятию земельного участка и жилого помещения по адресу ... В обоснование иска указал, что является собственником кв.№... в многоквартирном доме по адресу .... Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 распоряжения собственникам многоквартирного дома установлен срок для принятия мер к отселению и освобождению помещений и обеспечению сноса многоквартирного дома до **.**.**. Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... внесены изменения в пункты 2.2, 3 распоряжения от **.**.** №..., а именно изменен срок для принятия мер к отселению и освобождению помещений и обеспечению сноса многоквартирного дома с **.**.** на **.**.**. Указанный срок расселения разумным не является с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан.
Определением суда от **.**.** к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО ГО «Сыктывкар».
Определением суда от **.**.** к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники жилых помещений в спорном жилом доме.
Определением суда от **.**.** заявление Штукатурова Д.А. к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО «Сыктывкар» об оспаривании бездействия, обязании принять меры по изъятию земельного участка и жилого помещения выделены в отдельное производство для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Определением суда от **.**.** к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены наниматели жилых помещений по договору социального найма в спорном жилом дома.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сорокин Р.В. требования поддержал, уточнил ранее заявленные требования - просил признать незаконным и отменить распоряжение администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... от **.**.** в части установления срока для принятия мер до **.**.** по расселению граждан, проживающих в аварийном доме по адресу ..., и в части установления срока для добровольного сноса указанного многоквартирного дома до **.**.**. Также просил признать незаконным требование администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар»направленное Штукатурову Д.А. письмом от **.**.** №...,о необходимости в срок до **.**.** принять меры к самостоятельному отселению и освобождению занимаемого жилого помещения и, совместно с другими собственниками, обеспечить снос указанного многоквартирного дома (л.д.99).
Представитель административного ответчика - администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Соколов Г.А. заявленные требования не признал, полагал, что установленный оспариваемым распоряжением срок является разумным и обоснованным, установление данного срока является исключительно компетенцией органа местного самоуправления.
Заинтересованные лица - жильцы дома по адресу ... Барканова А.А., Иваняк Е.Н. и Котова Е.А. полагали требования Штукатурова Д.А. обоснованными, подтвердили невозможность проживания в спорном доме ввиду его разрушения.
Выслушав доводы сторон, объяснения заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца является установление противоправности решения, действия (бездействия) и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Защита жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006№ 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Согласно п.7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
По смыслу приведенных норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания, а также вопросы дальнейшего использования таких помещений отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и органа исполнительной власти.
Таким образом, процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, с указанием его дальнейшего использования и проведения ремонтно-восстановительных работ многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции включает в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.
Из акта обследования многоквартирного дома по адресу ... №... от **.**.**, следует, что межведомственная комиссия, назначенная руководителем администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», приняла заключение о признании многоквартирного жилого дома по адресу ... аварийным и подлежащим сносу (л.д.33,61-62).
Согласно данному акту обследования №... от **.**.**, многоквартирное жилое здание, выполненное из ..., имеет расчетный срок службы 50 лет, на момент обследования срок эксплуатации здания составил 54 года. Проведенное обследование подтверждает, что при отсутствии капитального ремонта фундамента и стен физический износ здания в процессе длительной эксплуатации снизился до недопустимого уровня надежности, прочности, устойчивости строительных конструкций и оснований жилого дома, в связи с чем необходимо организовать снос здания в связи с аварийным состоянием и опасностью для проживания (л.д.62).
Доказательств, подтверждающих незаконность заключения межведомственной комиссии №... от **.**.** о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу ..., материалы дела не содержат.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права подтверждается наличие права собственности у Штукатурова Д.А. на квартиру №... в доме по адресу ... с **.**.**.
По смыслу разъяснений, содержащихся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение(то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... многоквартирный дом по адресу ... аварийным и подлежащим сносу (л.д.34).
Пунктом 3 данного распоряжения собственникам многоквартирного дома установлен срок для принятия мер к отселению и освобождению помещений и обеспечению сноса многоквартирного дома до **.**.**.
Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... внесены изменения в пункты 2.2 и 3 распоряжения от **.**.** №..., а именно изменен срок для принятия мер к отселению и освобождению помещений и обеспечению сноса многоквартирного дома с **.**.** на **.**.** (л.д.35).
**.**.** администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в адрес собственника жилого помещения Штукатурова Д.А. направлено письмо №... с требованием в срок до **.**.** принять меры к самостоятельному отселению и освобождению занимаемого жилого помещения и, совместно с другими собственниками, обеспечить снос указанного многоквартирного дома (л.д.38).
Полагая установленный распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... срок неразумным, ссылаясь на невозможность дальнейшего проживания в жилом помещении, которое может повлечь причинение вреда жизни и здоровью, административный истец Штукатуров Д.А. обратился в суд с настоящим иском.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан, в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 следует, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения втаком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого помещения.
Данных о том, что жилой дом по адресу ... включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, срок отселения жителей спорного дома до **.**.** разумности не отвечает, поскольку он установлен без учета технического состояния здания, степени повреждения фундамента, уровень надежности жилого дома доведен до недопустимого состояния, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чемраспоряжение руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... в части установления срока для принятия мер по расселению граждан до **.**.** нельзя признать законным, данный срок должен отвечать требованиям разумности и быть направлен на обеспечение условий для осуществления права граждан на жилище.
Довод представителя административного ответчика о том, что установленный распоряжением срок отвечает требованиям разумности, суд находит несостоятельным, поскольку материалами дела, пояснениями представителя административного истца и заинтересованных лиц (жильцов дома) подтверждается, что дом находится в непригодном для проживания состоянии и представляет реальную угрозу жизни и здоровью жильцов дома.
Также судом признается несостоятельным довод представителя административного ответчика о том, что установление сроков отселения граждан многоквартирного дома является исключительно компетенцией органа местного самоуправления, т.к., несмотря на исключительность данной компетенции, принятие решений в пределах своих полномочий, не должно нарушать права, свободы, законные интересы граждан.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, указал, что в силу положений статьи 14 Жилищного кодекса РФ, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительно компетенцией органа местного самоуправления.
При установленных обстоятельствах суд считает необходимым возложить на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обязанность принять иное решение в части установления разумных сроков по расселению граждан, проживающих в доме, признанном аварийным и принадлежащим сносу и представляющим угрозу жизни и здоровью жильцов.
При разрешении требования административного истца о признании требования, направленного администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» письмом от **.**.** №... в его адрес о необходимости в срок до **.**.** принять меры к самостоятельному отселению и освобождению занимаемого жилого помещения и, совместно с другими собственниками, обеспечить снос указанного многоквартирного дома, суд приходит к следующему.
В силу с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Поскольку распоряжение руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №...подлежало исполнению собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу ... в срок до **.**.**, требования об исполнении данного распоряжения собственникам были направлены, но фактически не исполнены, то администрация, приняв распоряжение №...от **.**.**, должна была направить требование с установленным сроком, что соответствует последовательности действий органа местного самоуправления, регламентированной нормами статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Так, во исполнение ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар»Штукатурову Д.А. направлено требование в соответствии с распоряжением №... от **.**.** о необходимости в срок до **.**.** принять меры к самостоятельному отселению и освобождению занимаемого жилого помещения и, совместно с другими собственниками, обеспечить снос указанного многоквартирного дома.
Таким образом, в отсутствие исполнения собственниками жилых помещений требования администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», направленного во исполнение распоряжения от **.**.** №..., с учетом истечения установленного срока (**.**.**), оспариваемое требование администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар»направлено в адрес административного истца в силу требований закона и в целях обеспечения жилищных прав лиц, проживающих в признанном аварийном жилом доме, а потому, само по себе, не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
При этом суд учитывает, что выраженное в письме требование администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», направленное как в адрес Штукатурова Д.А., так и других собственников помещений многоквартирного дома, не препятствует им ранее установленного в требовании срока (**.**.**) решить вопрос о его сносе, направив в адрес административного ответчика соответствующее решение.
При установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения данного требования не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Требования Штукатурова Дмитрия Александровича удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 1 распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... в части внесения в распоряжение руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... изменений срока сноса дома и отселения жильцов многоквартирного жилого дома по адресу ... с **.**.** на **.**.**.
Возложить на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять иное решение в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу ...
В удовлетворении административного иска в части признания незаконным требования администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», выраженное в письме от **.**.** №...,отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми.
Решение в окончательной форме изготовлено **.**.**.
Судья М.В. Петрова