№ 2-4839/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2018 года г. Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Линьковой В.В.,
при секретаре Пашевкиной Е.И.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Оренбурга Абраменок Е.А.,
истца Мельникова В.А.,
представителя ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области Мотронюк В.Ю.,
представителя ответчика ФСИН России Мастрюковой М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Мельникова Вячеслава Алексеевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания,
УСТАНОВИЛ:
Мельников В.А. обратился в суд с настоящим иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, указав, что действиями ответчика ему причинены физические и нравственные страдания, которые нарушают его личные неимущественные права, в связи с ненадлежащими условиями содержания.
В обоснование своих требований истец ссылается на следующие обстоятельства. Мельников В.А. с ... по ... содержался в ненадлежащих условиях отбывания наказания: в камере имеются тараканы, пауки, мокрицы, но мер к их выведению администрация исправительного учреждения не принимает, чистящие и моющие средства, в том числе средства личной гигиены не выдаются, в камере штрафного изолятора и помещении камерного типа жилая площадь на одного осужденного составляет менее 2 кв.м., неотгороженным туалетом. Вещевыми довольствием в частности майкой, трусами, носками администрацией ИУ не обеспечен, матрац выдаваемый на время сна менее роста истца. Гигиенический набор (мыло и бритвенный станок) для мужчин не выдают в связи с чем поддерживать требования личной гигиены возможным не представляется. В камере отсутствует горячее водоснабжение, отсутствует таз для стирки белья. Минимальные нормы рыбы, яиц, молока, мяса, овощей не выдают, пища однообразная. Около 100 метров от колонии расположен вольер со сторожевыми собаками, которые систематический создают шум (лают и воют) в связи с чем, продолжительность сна составляет 3-4 часа в сутки, в следствии чего истец стал нервным, участились головные боли. В камере имеется бак для питьевой воды, изготовленный из оцинковочного материала, после употребления воды с данного бака появляются боли в животе.
Ненадлежащие условия содержания причинили нравственные страдания истцу, полагает свои права нарушенными в связи, с чем был вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
Просил суд взыскать ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей в связи с ненадлежащими условиями содержания.
Определением судьи от 06 июля 2018 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России, а также привлечена прокуратура Ленинского района г.Оренбурга для дачи заключения.
В судебном заседании истец Мельников В.А. заявленные требования поддержал, просили их удовлетворить. Ссылались на ненадлежащие условия содержания, что повлекло причинение ему морального вреда.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-8 Мотронюк В.Ю., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать, по основаниям, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление.
Представитель ответчика ФСИН России Мастрюкова М.Ф., действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований возражала, по основаниям изложенным в отзыве.
Заслушав истца, представителей ответчиков, принимая во внимание заключение старшего помощника прокурора Ленинского района г. Оренбурга Абрамёнок Е.А., полагавшей, что требования истца, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда с учетом принципа разумности и справедливости, суд пришел к следующему выводу.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено о том, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой 59 ГК РФ и статьей 151 указанного Кодекса (ст. 1099 ГК РФ).
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1101 ГК РФ закреплено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень нравственных и физических страданий истца с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При этом в силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено о том, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: в частности, отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. (Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 03.10.2016) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний").
На основании п.п. 6 п.7. Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1314 ФСИН России осуществляет полномочия, функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с разъяснениями Верховного суда Российской Федерации, изложенными в п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Российская Федерация в лице ФСИН Российской Федерации, выступающей от имени казны Российской Федерации, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В соответствии со статьями 2, 53 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации).
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как указал в своем постановлении от 15 июля 2002 года по делу Калашников (Kalashnikov) против Российской Федерации" (жалоба N 47095/99) Европейский суд по правам человека, условия содержания лица под стражей, в частности чрезмерная переполненность камеры, антисанитарная обстановка в ней и вредные для здоровья и благополучия лица, последствия этой обстановки в сочетании с длительностью срока содержания в таковых условиях приравниваются к унижающему достоинство обращению.
В соответствии с этой статьей государство должно принимать меры к тому, чтобы лицо содержалось бы под стражей в условиях, которые совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом формы и методы реализации этой меры пресечения не должны причинять ему лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а его здоровье и благополучие - с учетом практических требований режима лишения свободы - должны быть адекватно гарантированы (см. Постановление Большой палаты Европейского суда по делу «Дугоз против Греции» (Dougoz v. Greece), жалоба N 40907/98, § 46, ECHR 2001-II).
В ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 99 этого же Кодекса закреплено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно Приказу ФСИН РФ от 27 июля 2006 года №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» помещение камерного типа должно быть оборудовано: откидной металлической кроватью из расчета 1 шт. на человека, тумбочкой – 1 шт. на 2 человека, столом для приема пищи, скамейкой по длине стола, настенным шкафом или закрытой ячейкой, полкой для хранения продуктов, баком для питьевой воды с кружкой и тазом, подставкой под бак для воды, питания, вешалкой настенной для верхней одежды, умывальником (рукомойник), репродуктором, настольными играми (шахматы, шашки, домино или нарды).
Штрафной изолятор должен быть оборудован откидной металлической кроватью, столом для приема пищи, тумбой для сидения, умывальником (рукомойник).
Судом установлено, что Мельников В.А., отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области с ... по ...
На основании постановления начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области от ... Мельников В.А. содержался в ЕПКТ N
В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Согласно паспорту камеры N ЕПКТ ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области общая площадь камеры 28,4 кв.м., жилая площадь 26,9 кв.м., лимит наполнения 8 осужденных, таким образом на одного осужденного приходится 3,36 кв.м., что соответствует лимиту наполнения.
Камера оборудована: кровать двухъярусная – 4 шт., прикроватная тумбочка – 4 шт. (1 на 2 человека), стол для приема пищи – 1 шт., лавка по длине стола – 2 шт., настенный шкаф – 1 шт. (1 ячейка на человека), настенная полка для туалетных принадлежностей – 1 шт., лампа дневного освещения – 1 шт., лампа ночного освещения – 1 шт., радиоточка – 1 шт., настольные игры (шахматы, шашки, домино или нарды) – 1 комплект, кнопка вызова сотрудников дежурной смены – 1 шт., вешалка настенная для верхней одежды – 1 шт. (1 крючок на человека), кран холодного водоснабжения – 1 шт., раковина – 1 шт., бак для питьевой воды с подставкой, кружкой и тазом – 1 шт., чаша генуя – 1 шт., бачок сливной – 1 шт., электрический чайник – 1 шт., телевизор – 1 шт.
Оборудование и инвентарь камеры находится в технически исправном состоянии.
Материалами дела подтверждается, что в рамках текущего санитарного надзора на объектах уголовно-исполнительной системы Оренбургской области осуществляется постоянный контроль соблюдения требований санитарного законодательства сотрудниками филиала .... Согласно исх. N от ... с 2014 года по 2017 годы грубых нарушений требований санитарного законодательства на эпидемически значимых объектах ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области выявлено не было. За отчетный период было проведено 10 проверок соблюдения требований санитарного законодательства. Также сотрудникам филиала ... ежедневно осуществляется контроль за санитарным состоянием объектов ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области.
В ходе проверок было установлено, что помещения ШИЗО, ПКТ на момент проверки находились в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии. Система канализации и водоснабжения централизованы. Освещение камер естественное и искусственное. Вентиляция в здании ПКТ приточно-вытяжная с механическим побуждением. Влажная уборка проводилась ежедневно с применением дезинфицирующих средств. Постельными принадлежностями обеспечены согласно норм положенности, хранится в отдельном помещении на стеллажах. Пища доставляется в готовом виде с пищеблока жилой зоны в маркированных термосах. Помывка спецконтингента осуществляется не реже одного раза в 7 дней согласно графику. Температурный режим в помещениях, на момент проверки, находился в пределах гигиенических норм. Жалоб и заявлений со стороны осужденных на условия содержания и питания не предъявлялось. Ежегодно по мере необходимости в помещениях ШИЗО и ПКТ проводится косметический ремонт, ремонт инженерных систем.
Суд критически относится к доводам истца о том, что в камерах не производилась дезинфекция исходя из следующего.
... между учреждением и ... заключен государственный контракт на оказание услуг по дезинфекции и дератизации N Выполнение работ подтверждается актами выполненных работ.
... между учреждением и ... заключен государственный контракт на оказание услуг по дезинфекции и дератизации N Выполнение работ также подтверждается актами, представленными в материалы дела.
Пунктом 161, 162 ПВР ИУ 2005 (п. 165, 166 ПВР ИУ 2016) предусмотрено, что дежурство в камерах штрафных изоляторов, помещениях камерного типа, ЕПКТ возлагается поочередно на каждого осужденного. Дежурный по камере: следит за сохранность камерного инвентаря, оборудования и другого имущества; получает для осужденных посуду, инвентарь для уборки камеры и сдает их, следит за чистотой в камере, производит уборку камерного санузла, а по окончании прогулки - прогулочного двора, моет бачок для питьевой воды. Другие обязанности дежурного могут устанавливаться администрацией ИУ.
Таким образом, инвентарь для уборки камеры не подлежит постоянному хранению в ней и сдается после уборки.
Согласно п. 5 примечания к Приложению № 1 к Приказу ФСИН РФ от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования, и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камеры помещений камерного типа, оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м. и умывальник).
Согласно представленными в материалы дела фотоматериалами камеры N ЕПКТ, подтверждается и иными допустимыми и относимыми доказательствами не опровергается, что унитаз от остальной части камеры отделяется стеной не менее одного метра и шторкой.
Согласно п. 2 раздела 2 Приложения № 2 Приказа № 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы в камере ЕПКТ должен быть один умывальник (рукомойник).
Согласно п. 21 ПВР ИУ не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных содержащихся в единых помещениях камерного типа, производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.
Согласно ст. 166 ПВР ИУ помывка осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах осуществляется покамерно в душевой, оборудованной в указанных помещениях.
Камера N ЕПКТ, в которой содержался осужденный Мельников В.А., оборудована умывальником, имеется таз, что подтверждается фотоматериалами и паспортом камеры. Обеспечение горячей водой в камере законодательством не предусмотрена.
Организация питания для осужденных, содержащихся в учреждении осуществляется по нормам, установленным Приказом Министерства юстиции РФ от 02.08.2005 года № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
Раскладка продуктов вкладываемых в котел на одного человека разрабатывается в соответствии с требованиями вышеуказанного приказа еженедельно. В разработке данного документа принимают участие узкие специалисты по направлению деятельности: заместитель начальника по тылу, начальник медико-санитарной части, инспектор ОКБИиХО, заведующий столовой. Данная раскладка утверждается начальником учреждения.
В учреждении ведется журнал контроля за качеством приготовления пищи. В закладке продуктов в котел принимает участие дежурный помощник начальник колонии и медицинский работник, которые дают оценку полноценности порций, качеству приготовленной пищи и её санитарному состоянию.
Обеспечение минимальной нормой материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы».
Выдача осужденному Мельникову В.А. хозяйственного мыла и гигиенического набора подтверждается соответствующими актами, в которых имеются подпись осужденного и сотрудников учреждения.
Доводы истца о том, что подпись в актах выдачи гигиенических наборов принадлежит не ему, не опровергает факта выдачи осужденным указанных наборов, поскольку данные акт не являются единственным доказательствам обеспечения осужденных указанными наборами.
Судом в ходе судебного заседания допрошен свидетель ... который являясь старшим инспектор отдела коммунально-бытового обеспечения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, подтвердил факт выдачи всем осужденным гигиенических наборов в соответствии с требованиями вышеуказанного нормативного акта. Кроме того, суду представлены накладные от 15 января 2018 года, 10 апреля 2018 года, 7 мая 2018 года, подтверждающие, что исправительное учреждение обеспечено необходимым количеством наборов для осужденных.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что проверка факта принадлежности подписи в актах выдачи наборов осужденным истцу не является юридически значимым обстоятельством по делу, а факт нарушения прав истца в части обеспечения его мылом и гигиеническими наборами не нашел своего подтверждения.
Согласно п. 2 раздела 2 Приложения № 2 Приказа № 512, которым утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы в камере ЕПКТ должен быть бак для питьевой воды.
В соответствии с ГОСТ 20558-82 «Изделия посудо-хозяйственные стальные оцинкованные. Общие технические условия», находящийся в камере N ЕПКТ металлический оцинкованный бак может использоваться для хранения питьевой воды.
Мельниковым В.А. не представлено доказательств причинно-следственной связи между использованием воды из данного бака и наличием болей в животе, и имеющимся заболеванием гастрит.
Караульные собаки содержатся в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области в соответствии с требованиями Наставления по организации кинологической службы ФСИН, утвержденного Приказом ФСИН России от 29.04.2005 N 336.
Таким образом, доводы истца о ненадлежащем санитарном состоянии, нарушениях санитарно-гигиенических требований, приватности санузлов, норм площади на одного осужденного иных нарушений действующего законодательства не нашли своего подтверждения.
Между тем, согласно ответу на обращение осужденного Мельникова В.А. о несогласии с действиями администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, и жалобы на условия содержания в камерах ЕПКТ здания ФКУ ИК-8 г.Оренбурга Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ Оренбургской области ему дан ответ из которого следует, что прокуратурой за соблюдением законов в исправительных учреждениях проводилась проверка условий содержания осужденных в ходе которой выявлено, что Мельников В.А. не обеспечен майкой, трусами, носками. Выдаваемые на время сна в ЕПКТ матрацы соответствуют описанию предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. В тоже время длина выдаваемого Мельникову В.А. на время сна матраца менее роста данного осужденного.
Таким образом, указанное представление свидетельствует о нарушении прав истца в связи с выявленными нарушениями.
Определяя размер компенсации морального вреда по данному спору, суд, оценив характер физических и нравственных страданий Мельникова В.А., с учетом фактических обстоятельств, при которых ему причинен данный вред, характер нарушенного права, его индивидуальные особенности, а также требования разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в общей сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Мельникова Вячеслава Алексеевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания – удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Мельникова Вячеслава Алексеевича компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Мельникова Вячеслава Алексеевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись. В.В. Линькова
В окончательной форме решение принято: 10 сентября 2018 года.
Судья: подпись. В.В. Линькова