88-2372/2021
2-990/2020
25RS0001-01-2020-000149-08
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
8 апреля 2021 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.,
судей Панфиловой Л.Ю., Власенко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титоренко А.А. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о признании незаконным приостановление компенсационных выплат и обязании в их возобновлении,
по кассационной жалобе Титоренко А.А. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 27 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 10 ноября 2020 года
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., выслушав объяснения представителя истца – Огнева Э.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Саркисян К.М., полагавшего решения судов законными и обоснованными, судебная коллегия
установила:
Титоренко А.А. обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что он является собственником жилого помещения по <адрес>. На его иждивении находится малолетний сын, являющийся ребенком-инвалидам. С 01.03.2017 г. предоставление мер социальной поддержки было прекращено. 20.11.2019 г. он обратился к ответчику о предоставлении информации о причине приостановления выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на что был получен ответ, что выплата приостановлена по причине задолженности по оплате коммунальных услуг более двух месяцев. Однако, указанная задолженность возникла из-за финансовых трудностей, связанных с затратами на лечение ребенка-инвалида, увольнения с работы. С 01.03.2017 г. не было начислено ему компенсационных выплат на общую сумму 105538,52 руб. В связи с вышеизложенным, просил признать незаконным приостановление Департаментом труда и социального развития Приморского края по его квартире компенсационных выплат в размере 50% на оплату коммунальных услуг, обязать ответчика возобновить предоставление ему мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат в виде компенсации в размере 50% на оплату за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных платежей на общедомовые нужды, взносы на капитальный ремонт, оплату электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, отопления, обязать ответчика осуществить ему денежные выплаты за период приостановления мер социальной поддержки (с 01.03.2017 г.) в виде ежемесячных денежных выплат в общей сумме 105538,52 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 27.07.2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 10.11.2020 г. в удовлетворении исковых требований Титоренко А.А. отказано.
В кассационной Титоренко А.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений. Полагает, что наличие задолженности по оплате коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Настаивает, что наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей, является самостоятельным основанием, при котором в предоставление мер социальной поддержки не может быть отказано. Между тем, суды отказывая в удовлетворении исковых требований дали неверную оценку представленным доказательствам.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Титоренко А.А. является ветераном боевых действий и проживает в принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной по адресу: г. Владивосток, ул. Баляева, д. 36, кв. 63.
Как ветерану боевых действий Титоренко А.А. предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату содержания и ремонта жилого помещения, коммунальные услуги на общедомовые нужды и взноса на капитальный ремонт.
Также Титоренко А.А. имеет несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является ребенком- инвалидом, в связи с чем, ФИО1 предоставлялась мера социальной поддержки как члену семьи ребенка - инвалида.
С 01.06.2017 г. ежемесячная денежная выплата на оплату жилых помещений и коммунальных услуг Титоренко А.А. как ветерану боевых действий была приостановлена решением Департамента труда и социального развития Приморского края, что не оспаривается сторонами, причиной принятия такого решения явилась задолженность по оплате жилья и общедомовых нужд.
Социальная выплата как члену семьи ребенка-инвалида была приостановлена с 01.01.2018 г. в связи с окончанием срока действия справки по инвалидности (справка МСЭ-2015 № от 06.12.2016г. со сроком действия по 31.12.2017 г.).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь требованиями ст.ст.30, 160 ЖК РФ, ст.22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», Постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 года № 63-пг об утверждении Порядка и условий предоставления мер социальной - поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, разъяснениями, изложенными в п.47 Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в постановлении от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», оценив представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства в соответствии с требованиями ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что Титаренко А.А. является отцом ребенка-инвалида ФИО2, 2014 года рождения, которые не зарегистрирован в спорной квартире, по которой истец получает меры социальной поддержки, а также отсутствие доказательств несения дорогостоящего лечения истцом на ребенка, и наличии задолженности по оплате коммунальных платежей за длительный период времени, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе ветераны боевых действий (ст.13 Федерального Закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В соответствии со ст.22 Федерального закона от12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г. определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Приморском крае предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая ветеранов труда, осуществляется в соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края».
Согласно ст.4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» ветеранам боевых действий предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам предоставляется в соответствии с Федеральным законом РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ», Законом Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края».
Меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.
Форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», устанавливаются Губернатором Приморского края (часть 4 статьи 4 названного закона).
Постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг утверждены Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края (далее - Порядок).
В числе граждан, на которых распространяется данный порядок, названы ветераны боевых действий (подпункт "з" пункта 1.1 Порядка).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (кроме оплаты стоимости топлива и транспортных услуг для его доставки, поставки бытового газа в баллонах) предоставляются гражданам в форме ежемесячной денежной выплаты (пункт 1.2 Порядка).
Согласно пункту 1.5 Порядка Департамент труда и социального развития Приморского края обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг заявителям, проживающим на территории Приморского края.
Исходя из положений пунктов 2.1, 2.11 Порядка назначение и приостановление предоставления ежемесячной денежной выплаты производится территориальными отделами департамента (уполномоченный орган).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются заявителям при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении заявителями соглашений по ее погашению (пункт 1.4 Порядка).
Пунктом 2.11 Порядка определены основания приостановления предоставления уполномоченным органом ежемесячной денежной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.
Одним из таких оснований является наличие у гражданина, получающего ежемесячную денежную выплату (далее также - получатель), задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение более двух месяцев (подпункт 3 пункта 2.11 Порядка).
По смыслу положений подпункта 3 пункта 2.11 Порядка, выплата ежемесячной денежной компенсации возобновляется уполномоченным органом в случае полного погашения получателем этой выплаты задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо после заключения и (или) выполнения получателем меры социальной поддержки соглашений по погашению такой задолженности. В таких случаях выплата ежемесячной денежной выплаты возобновляется на основании заявления получателя о возобновлении ежемесячной денежной выплаты и документов, подтверждающих указанные обстоятельства, с месяца, с которого приостанавливалась, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за ее возобновлением. Без подачи заявления ежемесячная денежная выплата возобновляется в случае получения уполномоченным органом в течение следующего за приостановкой предоставления ежемесячной денежной выплаты квартала сведений об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение более двух месяцев, предоставленных организациями жилищно-коммунального хозяйства, расчетными кассовыми центрами, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами.
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе ветеранов боевых действий, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае ветеранов боевых действий, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как разъяснено в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Судебными инстанциями, рассматривавшими дело по требованиям Титоренко А.А., являющимся ветераном боевых действий, а также членом семьи ребенка-инвалида и имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о проверке законности действий уполномоченного органа по приостановлению предоставления ему меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не учтены положения приведенных выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не допускающих приостановление предоставления мер социальной поддержки при отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и не предусматривающих возможность приостановления предоставления названной меры социальной поддержки, если задолженность имеет место, но она образовалась по уважительной причине.
Судебными инстанциями не принято во внимание, что приостановление уполномоченным органом предоставления Титоренко А.А. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг было обусловлено полученной информацией от ООО УК <данные изъяты> о наличии у Титоренко А.А. задолженности по оплате жилья и общедомовых нужд за 19 месяцев.
Суды в обоснование вывода о законности принятого Департаментом труда и социального развития Приморского края решения о приостановлении в выплате денежной компенсации на оплату жилых и коммунальных услуг сослался на отсутствие у Титоренко А.А. уважительных причин для непогашения задолженности по оплате коммунальных услуг.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В нарушение указанных выше норм процессуального права судом апелляционной инстанции, исходя из заявленных Титоренко А.А. исковых требований, возражений на них ответчика и подлежащих применению норм материального права и, соответственно, для оценки обоснованности приостановления Титоренко А.А. предоставления меры социальной поддержки, не определены юридически значимые для дела обстоятельства, а именно: устанавливал ли уполномоченный орган причины возникновения задолженности у Титоренко А.А. по оплате коммунальных услуг; предлагалось ли Титоренко А.А. уполномоченным органом погасить задолженность и в какие сроки, или заключить соглашение по погашению задолженности; материальное положение истца, основания по которым образовалась установленная задолженность.
Вместе с тем, как усматривается из пояснений Титоренко А.А., отраженных в протоколе судебного заседания апелляционной инстанции от 10.11.2020 г., он проживает с семьей по адресу: <адрес>, он ежемесячно оплачивает расходы на лечение ребенка-инвалида, не работает, пенсию по старости не получает, супруга также не работает, частично сумма задолженности по оплате коммунальных услуг им погашена.
Таким образом, суды, без обстоятельного выяснения причин образовавшейся задолженности (уважительные или неуважительные) пришли к выводу об отсутствии у него уважительных причин образования задолженности и непогашения задолженности по оплате коммунальных платежей и, как следствие, о наличии законных оснований для принятия решения органом социальной защиты о приостановлении предоставления меры социальной поддержки Титоренко А.А. в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанции допущен формальный подход к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешается спор, связанный с реализацией гражданином, имеющим статус ветерана боевых действий и ребенка-инвалида, права на меры социальной поддержки.
Кроме этого, судом апелляционной инстанции при проверки доводов апелляционной жалобы не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, закрепленное в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, пункте 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пункте 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось существенно ущемленным.
С учетом приведенных обстоятельств судебное постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Титоренко А.А., что согласно статье 389.7 ГПК РФ является основанием для отмены апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 10 ноября 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи