Решение по делу № 2-701/2021 от 06.08.2021

дело № 2-701/2021

УИД 61MS0190-01-2021-001194-14

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 ноября 2021 года г. Семикаракорск

Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Коновской Н.Н., при секретаре судебного заседания Хромовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района к Тусельбаевой Любови Кузьминичне о взыскании неправомерно полученных денежных средств и встречному исковому заявлению Тусельбаевой Любови Кузьминичне к Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района, Отделу образования Администрации Семикаракорского района о признании права на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, третьи лица министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской области,

УСТАНОВИЛ:

Истец, Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района (далее – ДСЗН) к Тусельбаевой Л.К. о взыскании неправомерно полученных денежных средств, указав в обоснование следующее.

Тусельбаева Л.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид 2 группы, зарегистрированная по адресу: <адрес>, поставлена на учет в ДСЗН как получатель компенсации по оплате ЖКХ педагогическому работнику-пенсионеру на основании списка, предоставленного Отделом образования Администрации Семикаракорского района.

Тусельбаевой Л.К. была назначена компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100% произведенных затрат, а именно, с 01.12.2020 года.

26.04.2021 года Отдел образования Администрации Семикаракорского района исключил Тусельбаеву Л.К. из списков педагогических работников -пенсионеров по причине отсутствия минимального необходимого стажа работы в государственных или муниципальных организациях в сельской местности.

Таким образом, Тусельбаева Л.К. безосновательно была включена в список педагогических работников-пенсионеров подведомственных Отделу образования Администрации Семикаракорского района образовательных учреждений, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, следовательно, Тусельбаева Л.К. неправомерно получала в этот период компенсацию. За период с 01.12.2021 года по 31.05.2021 размер выплаченной компенсации составил 15 711,54 рублей, которую истец просит взыскать с ответчика.

Тусельбаева Л.К. обратилась со встречным исковым заявлением к Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района, в котором указывает, что 27.05.2020 года она обратилась в ДСЗН с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату помещения и коммунальных услуг как педагогу - пенсионеру, имеющему более 10 лет педагогического стажа в сельской местности и проживающему в сельской местности, приложив к заявлению документы, подтверждающие данное право, а именно, копию паспорта с данными о месте регистрации, копию трудовой книжки, согласно которой - общий педагогический стаж на селе более 26 лет, копию свидетельства на квартиру и копию пенсионного удостоверения.

29.05.2020 года в ответе ДСЗН указал на необходимость подтверждения заявленного права Отделом образования Администрации Семикаракорского района.

02.06.2020 года и 17.06.2020 года истец обратилась в Отдел образования Администрации Семикаракорского района с просьбой включить её в списки педагогических работников, имеющих право на компенсацию расходов на коммунальные услуги.

16.07.2020 года Отдел образования Администрации Семикаракорского района направил ответ, в котором, указал, что не может включить Тусельбаеву Л.К. в списки педагогических работников, имеющих право на компенсацию коммунальных услуг, т.к. стаж работы в бюджетной образовательной организации составляет 3 года 8 месяцев, а более 20 лет работы в должности заведующей детским садом Топилинского винсовхоза не могут быть засчитаны как педагогический стаж, т.к. дошкольное учреждение было ведомственным.

09.10.2020 года во исполнение представления прокуратуры Семикаракорского района Отдел образования включил истца в списки лиц, имеющих право на компенсацию коммунальных услуг, с 01.12.2020 года ей была назначена и регулярно выплачивалась указанная компенсация.

Однако, 27.04.2021 года ДСЗН уведомило её о том, что с 26.04.2021 года она исключена Отделом образования из списков педагогических работников и выплата компенсации по оплате ЖКХ прекращена, а ранее произведенные выплаты незаконны и подлежат возврату.

Истец просит признать за ней право на получение компенсации расходов на оплату помещения и коммунальных услуг как педагогу - пенсионеру, имеющему более 10 лет педагогического стажа в сельской местности и проживающему в сельской местности, обязать Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района предоставить Тусельбаевой Л.К. компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат с 26.04.2021 года; обязать Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат с 26.04.2021 года.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел образования Администрации Семикаракорского района.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены министерство общего и профессионального образования Ростовской области и министерство труда и социального развития Ростовской области.

В судебном заседании представитель ДСЗН Скакунова И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, в удовлетворении встречных исковых требований просила отказать.

Представитель Отдела образования Администрации Семикаракорского района Листопадова Ю.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала иск ДСЗН не подлежащим удовлетворению, а встречный иск Тусельбаевой Л.К. необходимым удовлетворить.

Тусельбаева Л.К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Третье лицо, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на исковое заявление, в котором приводят доводы, подтверждающие право Тусельбаевой Л.К. на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, проживающему в сельской местности и имеющему необходимый стаж работы в сельских дошкольных учреждениях всех типов (л.д.172-176).

Третье лицо, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, извещено надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на исковое заявление, в котором считают, что Тусельбаева Л.К. не может быть включена в список пенсионеров педагогического труда, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Областным законом от 17.01.2005 года № 274-ЗС, поскольку отсутствует совокупность необходимых условий, а именно занятие педагогической деятельностью в областных и муниципальных образовательных организациях непосредственно перед выходом на пенсию, наличие не менее 10 лет стажа работы в указанных учреждениях, получение на момент выхода на пенсию указанной меры социальной поддержки (л.д. 152-155).

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, и оценив все доказательства по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В Ростовской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату ЖКУ устанавливаются Областным законом от 17.05.2005 года № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее Областной закон № 274-ЗС) и постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 года №232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления» (далее - постановление № 232).

В соответствии с Областным законом № 274-ЗС меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что на основании представления прокуратуры Семикаракорского района от 31.08.2020 года № 7-17-2020 (л.д.138-141), Отдел образования включил истца в списки лиц, имеющих право на компенсацию коммунальных услуг, о чем Тусельбаевой Л.К. было сообщено в письме от 09.10.2020 года (л.д.144-146).

Данный список был передан ДСЗН 05.11.2020 года № 2853 (л.д.6-8).

25.11.2020 года Тусельбаева Л.К. через МФЦ Семикаракорского района подала заявление о предоставлении мер социальной поддержки и предоставила необходимые документы (л.д.4-5).

Распоряжением от 26.11.2020 года № 2769/1 Тусельбаевой Л.К. назначена компенсация фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как работнику образования –пенсионеру, со стажем более 10 лет, в размере 2 618,59 рублей (л.д.9).

На основании письма Отдела образования от 26.04.2021 года № 1120 в адрес ДСЗН, Тусельбаева Л.К. исключена из числа лиц, получающих данный вид социальной поддержки (л.д.10).

Компенсация выплачивалась Тусельбаевой Л.К. с января по май 2021 года включительно, всего было выплачено 15 711,54 рублей (л.д.11).

Обращаясь в суд, ДСЗН указал, что поскольку Тусельбаева Л.К. безосновательно была включена в список педагогических работников-пенсионеров, подведомственных Отделу образования Администрации Семикаракорского района, т.к. права на компенсацию расходов она не имеет, следовательно неправомерно получала компенсацию в указанный период.

Таким образом, ДСЗН заявляет о неосновательном обогащении и о недобросовестности ответчика.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Как установлено п.п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

По смыслу указанных положений законодательства, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, пособий, компенсаций. в том числе по законодательству субъекта Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Как указано в п. 4 данного Постановления гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении него решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина.

Таким образом с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации с гражданина, которому назначены компенсационные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина.

Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

По данному делу юридически значимым является установление следующего обстоятельства: имела ли место со стороны Тусельбаевой Л.К. недобросовестность в получении компенсационной выплаты в период с 01.01.2021 года по 31.05.2021 года.

Поскольку добросовестность ответчика Тусельбаевой Л.К. при разрешении данного спора презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ответчика в получении компенсации расходов на оплату ЖКУ возлагается на истца – ДСЗН Администрации Семикаракорского района. Доказательств недобросовестных действий со стороны Тусельбаевой Л.К., связанных с получением данных денежных средств в спорный период, материалы дела не содержат. Подача заявления о предоставлении мер социальной поддержки при отсутствии умышленных неправомерных действий, направленных на незаконное получение мер социальной поддержки, например, фальсификации сведений и документов, сокрытие сведений, влияющих на их назначение, иных недобросовестных действий, не усматривается, доказательств этому истцом не представлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что основании для удовлетворения первоначального иска ДСЗН не имеется.

Рассматривая встречные исковые требования Тусельбаевой Л.К. суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Тусельбаева Любовь Кузминична, 01.01.1949 года рождения (л.д.80), осуществляла педагогическую деятельность в Топилинском винсовхозе в должности заведующей детским садом в период с 16.06.1977 года по 31.12.2001 год включительно; реорганизованном 02.04.1992 в АОЗТ «Топилинское»,, 04.04.1999 года в ОАО «Топилинское» что подтверждается копией трудовой книжки колхозника (л.д. 81-86).

С 01.01.2004 года Тусельбаевой Л.К. назначена пенсия по старости (л.д.88).

Тусельбаева Л.К. с 12.05.1980 года зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.80 об).

С 20.05.1994 года Тусельбаева Л.К. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.87).

17.06.2020 года Тусельбаева Л.К. обратилась в Отдел образования Администрации Семикаракорского района с заявлением о включении её в список педагогических работников-пенсионеров для получения компенсации коммунальных услуг (л.д.136).

Письмом Отдел образования от 16.07.2020 года № 1767 заявителю было отказано во включении в список, поскольку её стаж работы в педагогической должности в бюджетной образовательной организации составляет 3 года 8 месяцев (л.д.137).

На основании представления прокуратуры Семикаракорского района от 31.08.2020 года № 7-17-2020 (л.д.138-141), Отдел образования включил истца в списки лиц, имеющих право на компенсацию коммунальных услуг, о чем Тусельбаевой Л.К. было сообщено в письме от 09.10.2020 года (л.д.144-146).

25.11.2020 года Тусельбаева Л.К. через МФЦ Семикаракорского района подала заявление о предоставлении мер социальной поддержки и предоставила необходимые документы (л.д.4-5).

Распоряжением от 26.11.2020 года № 2769/1 Тусельбаевой Л.К. назначена компенсация фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как работнику образования –пенсионеру, со стажем более 10 лет, в размере 2 618,59 рублей (л.д.9).

На основании письма Отдела образования от 26.04.2021 года № 1120 в адрес ДСЗН, Тусельбаева Л.К. исключена из числа лиц, получающих данный вид социальной поддержки (л.д.10).

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».

Согласно п. 1 данного постановления исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся обязаны были предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

В соответствии с п.п. «б» п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (названного постановления).

На педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 и п.п. «б» п. 6 постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 года № 255 распространено п. 23 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения».

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 года № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», в п.п. «а» п. 1 которых, в частности, указывалось на то, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

В соответствии с п. «е», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство.

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно п. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Как установлено п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 указанного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации, отнесено решение вопросов предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста.

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2013 года.

До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании».

Так, в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

С 01.01.2005 года редакция указанной правовой нормы дополнена предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Из приведенных положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности Тусельбаевой Л.К. и на момент выхода ее на пенсию (01.01.2004 года), следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось работающим в сельской местности педагогическим работникам, в том числе руководящим и педагогическим работникам дошкольных учреждений. Для таких работников, перешедших на пенсию, было предусмотрено сохранение этого права, если общий стаж их работы в сельской местности составлял не менее 10 лет, то есть в качестве обязательного условия получения названной льготы после прекращения трудовых отношений и выхода на пенсию необходимо было пользование ею на момент выхода на пенсию.

Однако Тусельбаевой Л.К. не представлено доказательств того, на момент её выхода на пенсию 01.01.2004 года вопрос о наличии у нее права на бесплатную квартиру с отоплением и освещением компетентными органами рассматривался, и она пользовалась данной льготой на момент выхода на пенсию. Из материалов дела следует, что она только в 2020 году впервые обратилась в Отдел образования Администрации Семикаракорского района с заявлением о предоставлении ей как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, компенсации расходов за оплату коммунальных услуг.

В соответствии с ч.8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в редакции, действующей на момент обращения Тусельбаевой Л.К. и в настоящее время, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Ростовской области регламентированы Областным законом от 17.01.2005 года № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».

В силу ст. 1 и 2 указанного Областного закона, педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 % платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в редакции от 18.09.2006 № 544-ЗС).

Уровень социальных гарантий педагогических работников остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона от 17.01.2005 года № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».

Так, согласно положениям ст.ст. 1, 2 Областного закона, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится, в том числе, педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности).

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом совместно проживающих с педагогическим работников членов его семьи.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в п. 2 и 7 ч. 1 ст. 1 указанного Областного закона, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в редакции Областного закона от 27.06.2013 года № 1106-ЗС).

Вместе с тем, на момент обращения Тусельбаевой Л.К. в Отдел образования Администрации Семикаракорского района с письменным заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как проживающему в сельской местности педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, в Ростовской области действовали правовые акты, предусматривающие предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения проживающим в сельских населенных пунктах пенсионерам из числа педагогических работников, работавших в краевых и муниципальных образовательных организациях, при соблюдении следующих обязательных условий: занятие педагогической деятельностью в краевых и муниципальных образовательных организациях непосредственно перед выходом на пенсию, наличие у них не менее 10 лет стажа работы в названных учреждениях (организациях) и получение на момент выхода на пенсию указанной меры социальной поддержки.

Кроме того, исходя из требований Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится гражданам из числа работников и пенсионерам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области, однако истец являлась педагогическим работником детского сада, являющегося ведомственным детским садом Топилинского винсовхоза, затем АОЗТ, ОАО «Топилинское».

Таким образом, истец к названной законом категории граждан, имеющих право на компенсацию оплаты коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат, не относится.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района к Тусельбаевой Любови Кузьминичне о взыскании неправомерно полученных денежных средств отказать.

В удовлетворении исковых требований Тусельбаевой Любови Кузьминичне к Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района, Отделу образования Администрации Семикаракорского района о признании права на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Коновская Н.Н.

В окончательной форме решение изготовлено 16.11.2021 года.

2-701/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района
Ответчики
Тусельбаева Любовь Кузьминична
Отдел образования Администрации Семикаракорского района
Другие
Министерство труда и социального развития Ростовской области
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Суд
Семикаракорский районный суд Ростовской области
Судья
Коновская Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
semikarakorsky.ros.sudrf.ru
06.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.08.2021Передача материалов судье
13.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2021Подготовка дела (собеседование)
14.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2021Судебное заседание
20.10.2021Подготовка дела (собеседование)
20.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2021Судебное заседание
16.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее