Решение по делу № 12-625/2017 от 26.09.2017

Дело 12-625/2017

РЕШЕНИЕ

16 октября 2017 года г.Тамбов

Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Яковлева М.В.,

рассмотрев жалобу АО «Тамбовские коммунальные системы» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области от 14 июля 2017 года по ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя прокурора Октябрьского района г. Тамбова от 28.06.2017 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении «АО «ТКС».

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области от 14 июля 2017 АО «ТКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

АО «ТКС» обратилось в Октябрьский районный суд г. Тамбова с жалобой на вышеуказанное постановление, указав, что считает его незаконным и необоснованным. Указав, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, отсутствует объект административного правонарушения (отходы производства и потребления, вещества, разрушающие озоновый слой, или иные опасные вещества) и АО «ТКС» не совершало противоправных действий при обращении с отходами (объективная сторона административного правонарушения). На основании постановления Администрации г. Тамбова № 5186 от 06.07.2015 г., АО «ТКС» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов. Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (включая канализационные насосные станции). Пунктом 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В то же время, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 (ФККО). Так, название блока 7 ФККО («отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов») дополнено словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты». В связи с этим отнесение жидких фракций, транспортируемых по трубопроводам, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае, если жидкие фракции удаляются путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию. Таким образом, АО «ТКС» необоснованно было привлечено к административной ответственности при осуществлении регулируемой деятельности по водоотведению - т.е. транспортировке сточных вод от потребителей на очистные сооружения канализации, а не при обращении с отходами производства. Правовые режимы данных процессов имеют существенные различия, подмена одного понятия другим невозможна. Просило отменить постановление.

Представитель АО «ТКС» по доверенности Светкина Е.А. в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержала и просила её удовлетворить.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области по доверенности Пронин С.В. и Попов С.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, полагая вынесенное постановление законным и обоснованным.

Помощник прокурора Октябрьского района г. Тамбова Клюкин Ю.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагал вынесенное постановление законным и обоснованным.

Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова по обращению Гусевой Л.В. по вопросу разлития канализационных стоков в микрорайоне «Северный» в лесополосу.

Линия водоотведения включена в реестр имущества городского округа – город Тамбов.

По поручению прокуратуры администрацией г. Тамбова 05.06.2017 года проведено обследование, согласно информации органа местного самоуправления по состоянию на 10:00 05.06.2017 года в ливневой канализации, отводящей стоки в прилегающую лесополосу, наблюдаются остаточные признаки подтопления фекальными водами – характерный запах.

Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производст­ва и потребления" относит к отходам производства и потребления остатки сырья, материа­лов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе произ­водства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды -дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды цен­трализованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водо­сборной площади.

Министерство Природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 13 июля 2015 года 12-59/16226 разъясняет, что в случае, если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальней­шее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юриди­ческие лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе и соблюдать экологические, сани­тарные и иные требования, установленные законодательством РФ в об­ласти охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мо­ниторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области об­ращения с отходами.

Согласно статьям 3,4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе прин­ципов соблюдения права человека на благоприятную среду, обеспечения благоприятных ус­ловий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйствен­ной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмо­сферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В соответствии с подпунктами 1,2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспорти­ровке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подзем­ные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специаль­ных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.

20.01.2012 между администрацией г.Тамбова (арендодатель) и ОАО «Тамбовские коммунальные системы» (арендатор) заключен договор аренды объектов инженерной инфраструкгуры города Тамбова, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду муниципальное имущество для использования в целях обеспечения по­требителей на территории муниципального образования - город Тамбов услугами по энерго,-тепло,- водоснабжению и водоотведению. Согласно дополнительному соглашению к указан­ному договору от 30.04.2014 в аренду АО «ТКС» также передана канализация по ул. Январ­ской, Гиляровского и т.д.

Как следует из п.п. 3.2.3,3.2.6 на арендатора возложена обязанность по поддержанию объекта в технически исправном состоянии, проведению текущего и капитального ремонта объекта за счет собственных средств.

При этом, ненадлежащее водоотведение домов связано со сбоями в работе канализа­ционной насосной станции (далее по тексту - КНС), установленной по ул. Гиляровского, вы­ходами из строя насосного оборудования. КНС также передана по договору аренды от 20.01.2012 на обслуживание АО «ТКС».

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (включая канализационные насосные станции).

Пунктом 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В то же время, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 (ФККО). Так, название блока 7 ФККО («отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов») дополнено словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты».

Отнесение жидких фракций, транспортируемых по трубопроводам, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае, если жидкие фракции удаляются путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

В силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.

К элементам состава административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ выступают отходы производства и потребления, вещества, разрушающими озоновый слой, или иными опасные вещества.

АО «ТКС» было привлечено к административной ответственности при осуществлении регулируемой деятельности по водоотведению - т.е. транспортировке сточных вод от потребителей на очистные сооружения канализации.

Вместе с тем, установлено, что деятельность по обращению с отходами производства АО «ТКС» не осуществляло, что позволяет сделать вывод о том, что состав административного правонарушения в действиях АО «ТКС» отсутствует.

В связи с чем, суд находит обжалуемое постановление подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению, в связи с отсутствием в действиях АО «ТКС» состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области №04/112-2017 от 14 июля 2017 года о признании АО «ТКС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях АО «ТКС» состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня его получения через Октябрьский районный суд г. Тамбова.

Судья М.В. Яковлева

12-625/2017

Категория:
Административные
Другие
АО Тамбовские коммунальные системы
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбов
Судья
Яковлева Марина Васильевна
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
sud23.tmb.sudrf.ru
27.09.2017Материалы переданы в производство судье
16.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее