Дело 12-625/2017
РЕШЕНИЕ
16 октября 2017 года г.Тамбов
Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Яковлева М.В.,
рассмотрев жалобу АО «Тамбовские коммунальные системы» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области от 14 июля 2017 года по ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя прокурора Октябрьского района г. Тамбова от 28.06.2017 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении «АО «ТКС».
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области от 14 июля 2017 АО «ТКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
АО «ТКС» обратилось в Октябрьский районный суд г. Тамбова с жалобой на вышеуказанное постановление, указав, что считает его незаконным и необоснованным. Указав, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, отсутствует объект административного правонарушения (отходы производства и потребления, вещества, разрушающие озоновый слой, или иные опасные вещества) и АО «ТКС» не совершало противоправных действий при обращении с отходами (объективная сторона административного правонарушения). На основании постановления Администрации г. Тамбова № 5186 от 06.07.2015 г., АО «ТКС» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов. Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (включая канализационные насосные станции). Пунктом 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В то же время, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 (ФККО). Так, название блока 7 ФККО («отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов») дополнено словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты». В связи с этим отнесение жидких фракций, транспортируемых по трубопроводам, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае, если жидкие фракции удаляются путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию. Таким образом, АО «ТКС» необоснованно было привлечено к административной ответственности при осуществлении регулируемой деятельности по водоотведению - т.е. транспортировке сточных вод от потребителей на очистные сооружения канализации, а не при обращении с отходами производства. Правовые режимы данных процессов имеют существенные различия, подмена одного понятия другим невозможна. Просило отменить постановление.
Представитель АО «ТКС» по доверенности Светкина Е.А. в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержала и просила её удовлетворить.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области по доверенности Пронин С.В. и Попов С.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, полагая вынесенное постановление законным и обоснованным.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Тамбова Клюкин Ю.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагал вынесенное постановление законным и обоснованным.
Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова по обращению Гусевой Л.В. по вопросу разлития канализационных стоков в микрорайоне «Северный» в лесополосу.
Линия водоотведения включена в реестр имущества городского округа – город Тамбов.
По поручению прокуратуры администрацией г. Тамбова 05.06.2017 года проведено обследование, согласно информации органа местного самоуправления по состоянию на 10:00 05.06.2017 года в ливневой канализации, отводящей стоки в прилегающую лесополосу, наблюдаются остаточные признаки подтопления фекальными водами – характерный запах.
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относит к отходам производства и потребления остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды -дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Министерство Природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 13 июля 2015 года 12-59/16226 разъясняет, что в случае, если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе и соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно статьям 3,4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с подпунктами 1,2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.
20.01.2012 между администрацией г.Тамбова (арендодатель) и ОАО «Тамбовские коммунальные системы» (арендатор) заключен договор аренды объектов инженерной инфраструкгуры города Тамбова, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду муниципальное имущество для использования в целях обеспечения потребителей на территории муниципального образования - город Тамбов услугами по энерго,-тепло,- водоснабжению и водоотведению. Согласно дополнительному соглашению к указанному договору от 30.04.2014 в аренду АО «ТКС» также передана канализация по ул. Январской, Гиляровского и т.д.
Как следует из п.п. 3.2.3,3.2.6 на арендатора возложена обязанность по поддержанию объекта в технически исправном состоянии, проведению текущего и капитального ремонта объекта за счет собственных средств.
При этом, ненадлежащее водоотведение домов связано со сбоями в работе канализационной насосной станции (далее по тексту - КНС), установленной по ул. Гиляровского, выходами из строя насосного оборудования. КНС также передана по договору аренды от 20.01.2012 на обслуживание АО «ТКС».
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (включая канализационные насосные станции).
Пунктом 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В то же время, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 (ФККО). Так, название блока 7 ФККО («отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов») дополнено словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты».
Отнесение жидких фракций, транспортируемых по трубопроводам, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае, если жидкие фракции удаляются путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.
В силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
К элементам состава административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ выступают отходы производства и потребления, вещества, разрушающими озоновый слой, или иными опасные вещества.
АО «ТКС» было привлечено к административной ответственности при осуществлении регулируемой деятельности по водоотведению - т.е. транспортировке сточных вод от потребителей на очистные сооружения канализации.
Вместе с тем, установлено, что деятельность по обращению с отходами производства АО «ТКС» не осуществляло, что позволяет сделать вывод о том, что состав административного правонарушения в действиях АО «ТКС» отсутствует.
В связи с чем, суд находит обжалуемое постановление подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению, в связи с отсутствием в действиях АО «ТКС» состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области №04/112-2017 от 14 июля 2017 года о признании АО «ТКС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях АО «ТКС» состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня его получения через Октябрьский районный суд г. Тамбова.
Судья М.В. Яковлева