66RS0008-01-2020-002225-47
Дело №2а-1287/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нижний Тагил 28 октября 2020 года
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Охотиной С.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к Мельникову Д.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №16 по Свердловской области обратились в суд с иском к Мельникову Д.В., в котором просит взыскать с ответчика недоимку по обязательным взносам и пени в общем размере 8 303 рубля 14 копеек, а именно:
- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии с ст.228 НК РФ: пеня в размере 1505,60 рублей за период с 16.07.20154 по 22.06.2017 на задолженность за 2014 год;
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 402 рубля 13 копеек за период с 01.11.2015 по 17.02.2019, с 20.12.2017 по 19.11.2018, с 03.12.2019 по 24.12.2019 на задолженность за 2014,2016 и 2018 годы;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной части пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному): пеня в размере 1395,61 рубль за период с 06.11.2017 по 23.11.2019 на задолженность за 2013 год;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: пеня в размере 4 999,80 рублей за период с 09.05.2014 по 23.11.2019 на задолженность за 2011,2012 и 2013 годы.
В обоснование административного иска указано, что Мельников Д.В. был зарегистрирован качестве ИП с 24.12.2004 по 16.10.2014. Мельников Д.В. 13.05.2017 предоставил в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2014 год, в декларации заявлена общая сумма дохода, подлежащая налогообложению в сумме 50 000 рублей, общая сумма налога, исчисленная к уплате 6 500 рублей. Налог на доходы в указанной сумме уплачен 23.06.2017, т.е. с нарушением установленного законом срока. В связи с чем, в его адрес выставлено требование <№> от 23.12.2019 об уплате пени в размере 1505,60 рублей в срок до 24.01.2020. Также налогоплательщику направлены требования об уплате недоимки: от 12.04.2012 <№>, от 28.03.2013 <№>, от 13.03.2014 <№>. В порядке ст. 47 НК РФ налоговым органом приняты меры по принудительному взысканию недоимки, вынесены постановления <№>, <№> и <№> о взыскании страховых взносов за счет имущества налогоплательщика. Органами Росрегистрации в адрес Инспекции предоставлены сведения о том, что административный ответчик является собственником квартиры по <Адрес> в г.Н.Тагиле. 20.05.2015 в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление от 18.04.2015 <№> на уплату налога на имущество за 2014 год в размере 861 рубль со сроком уплаты 01.10.2015; 25.07.2017 в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление от 10.07.2017 <№> на уплату налога на имущество за 2015 год в размере 988 рублей, за 2016 год в размере 2003 рубля со сроком уплаты 01.12.2017; 12.08.2019 направлено налоговое уведомление от 03.07.2019 за <№> на уплаты налога на имущество за 2018 год в размере 2232 рубля со сроком исполнения 02.12.2019. Однако Мельников Д.В. в установленный законом срок налоги и страховые взносы не уплатил, в связи с чем, в его адрес были направлены требования; <№>, <№>; в т.ч. начислены пени на суммы недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ, расчет которой приведен в административном иске. Инспекцией 12.05.2020<№>дсп в адрес мирового судьи судебного участка № 5 Дзержинского судебного района г.Н.Тагила было направлено заявление о вынесении судебного приказа от 21.02.2020 <№> о взыскании с Мельникова Д.В. недоимки на общую сумму 8365,91 рубль. На основании указанного заявления мировым судьей был выдан судебный приказ №2а-1233/2020, который в связи с поступлением от должника возражений был отменен 03.06.2020. На данный возражения инспекция пояснила, что задолженность частично погашена и на момент подачи административного иска составляет 8303,14 рублей. В связи с чем, просят требования удовлетворить.
Административный истец МИФНС №16 по Свердловской области ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного судопроизводства.
В соответствии с п. 3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Сумма задолженности по данному административному иску не превысила двадцати тысяч рублей, в связи с чем, судом 29.07.2020 вынесено определение о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, с предоставлением сроков для направления отзывов и дополнительных доказательств, в том числе с учетом продления срок установлен судом по 23.10.2020.
Сторонам вручена копия определения суда от 29.07.2020, о чем в деле имеются расписки и уведомления; в том числе уведомлены о продлении сроков и истребовании дополнительных доказательств у налогового органа.
17.08.2020 от административного ответчика Мельникова Д.В. поступили возражения относительно заявленных требований, из которых следует, что с административными исковыми требованиями административный ответчик не согласен, поскольку полагает пропущенным срок исковой давности для их взыскания. Также полагает, что исходя из положений Федерального закона № 436-ФЗ от 28.12.2017 «О внесении изменения в ч. 1 и 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», для ИП и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам (подп. а); для ИП и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью списанию подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за отчетные периоды до 01.01.2017, в размере, определяемой как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, тарифа страховых взносов и количества месяцев и/или дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность (под. в). Соответствующие заявления о списании поданы ответчиком в налоговый орган 13.04.2018 и 24.08.2018. В связи с чем, в удовлетворении административного иска просил отказать.
Возражений против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства не представил, а кроме того учитывается, что в соответствии с размером заявленных требований и представленных доказательств у суда не имеется оснований для перехода к рассмотрению дела в общем порядке, и суд полагает необходимым рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2009года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу.
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В частности к ним относятся: индивидуальные предприниматели, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 2 пункта 1).
Согласно пункту 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода. В случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года. Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается: 1) для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 432 суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Вместе с тем, согласно ч.5 названной статьи, - в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Судом установлено, что ответчик Мельников Д.В. с 24.11.2004 по 16.10.2014 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, соответственно, был обязан оплатить страховые взносы в течение установленного законом срока.
13.05.2017 Мельниковым Д.В. в адрес налоговой инспекции предоставлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 год. В декларации заявлена общая сумма дохода. Подлежащая налогообложению в сумме 50 000 рублей, сумма налога исчисленная к уплате 6 500 рублей.
Данная сумма уплачена не своевременно, а именно, 23.06.2017, в связи с чем, в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере 1505,60 рублей за период с 16.07.2015 по 22.06.2017 и выставлены к уплате в требовании <№> от 23.11.2019.
Поскольку Мельниковым Д.В. не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, МИФНС №16 по Свердловской области выявила у плательщика страховых взносов недоимку, а именно, направлены требования: <№> от 12.04.2012 (недоимка по страховым взносам в общем размере 16 159,56 и пени 676,62) со сроком уплаты по 23.04.2012; <№> от 13.03.2014 (недоимка по страховым взносам в общем размере 35 664,66 рублей и пени 3 917,82 рубля) со сроком уплаты по 24.03.2014; и требование <№> от 28.03.2013 (недоимка по страховым взносам в общем размере 17 208,25 рублей и пени в размере 1761,53 рубля) со сроком уплаты по 08.04.2013.
Как указано налоговым органом, в соответствии со ст. 47 НК РФ руководителем МИФНС № 16 по СО в связи с неисполнением вышеприведенных требований приняты решения о взыскании налогов и сборов за счет имущества Мельникова Д.В., а именно: <№> на сумму 16 836,18 рублей (вступило в силу 03.02.2017); <№> на сумму 39 582,48 рублей (вступило в силу 03.02.2017) и <№> на сумму 18 969,78 рублей (вступило в силу 03.02.2017).
Сведений об исполнении Мельниковым Д.В. указанных решений, в том числе в принудительном порядке административным истцом не представлено; при этом представлена карточка расчетов с бюджетом.
Как следует из искового заявления, расчета пени и приложенных к нему документов, Мельникову Д.В. начислены пени в связи с несвоевременной уплатой вышеуказанных начисленных страховых взносов на ОМС и ОПС, а именно, выставлено требование на уплату пени<№> от 23.11.2019 на недоимку по страховым взносам на ОМС за 2011-2013 за период с 09.05.2014 по 23.11.2019 в общей сумме 4999,80 рублей и на ОПС за 2013 год в сумме 1395,61 рубль.
Кроме того, ко взысканию в настоящем иске предъявлена и пеня в размере 402,13 рублей, начисленная за период с 01.11.2015 по 17.02.2019, с 20.12.2017 по 19.11.2018, с 03.12.2019 по 24.12.2019, на недоимку по налогу на имущество за 2014, 2016 и 2018 годы; подробный расчет которой приведен в административном иске.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В ст. 401, 402 НК РФ определен предмет налогообложения и порядок исчисления налога и определения налоговой базы. В силу ст. 405, 408, 409 НК РФ налоговым периодом признается календарный год; налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом; а сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Судом установлено, что Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в адрес инспекции были представлены сведения о том, что Мельников Д.В. на праве собственности владеет объектом налогообложения квартирой по адресу: город Нижний Тагил, <Адрес> с 08.06.2000. Налоговые ставки по налогу на имущество физически лиц на территории МО «город Нижний Тагил» установлены решением Нижнетагильской городской Думы № 44 от 27.11.2014.
В адрес Мельникова Д.В. направлены налоговые уведомления: <№> от 18.04.2015 на суму 861 рубль за 2014 год; <№> от 10.07.2017 на сумму 2 991 рубль за 2015,2016 годы; <№> от 03.07.2019 на сумму 2 323 рубля за 2018 год.
МИФНС № 16 по СО представлена информация о том, что: налог за 2014 год в сумме 861 рубль взыскан по судебному приказу № 2а-293/2017/5м от 05.06.2017, возбуждено исполнительное производство № 19656/18/66008-ИП и налог уплачен платежами от 16.07.2018 в сумме 541,55 рублей и от 15.02.2019 в сумме 319,45 рублей; налог за 2016 год в сумме 20003 рубля взыскан по судебному приказу №2а-928/2018 от 03.07.2018, возбуждено исполнительное производство № 1157521/17/66008, и налог уплачен платежом от 15.02.2019 в сумме 2003 рубля; налог за 2018 год в сумме 2 232 рубля уплачен 27.01.2020.
В связи с несвоевременной уплатой недоимки начислены пени, а именно: по требованию <№> от 23.11.2019 подлежит взысканию задолженность по пени, начисленным на недоимку по налогу на имущество физических лиц за период с 01.11.2015 по 17.02.2019 в сумме 391,66 рублей на недоимку за 2014 и 2016 год; подробный расчет указан в иске. По требованию <№> от 25.12.2019 подлежит взысканию задолженность по пени, начисленным на недоимку за 2018 год в сумме 2232 рубля за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 в сумме 10,47 рублей.
Расчеты пени приложены к иску, административным ответчиком не оспорены, и у суда оснований с ним не согласиться не имеется.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Исключения из порядка для взыскания пени не предусмотрено.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В тех случаях, когда недоимка налогоплательщиком не погашена, истец вправе заявить исковые требования в части взыскания пеней; пени могут взыскиваться в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и не утрачена возможность взыскания самой суммы налога. Соответствующие разъяснения даны Конституционным судом РФ в Определении от 17.02.2015 № 422-О.
В указанные сроки и по настоящее время требования административным ответчиком в полном объеме исполнены не были; что не оспорено и Мельниковым Д.В., соответственно начисление пени налоговым органом обосновано.
Вместе с тем, в нарушение ст.62 и 289 КАС РФ административным истцом к иску не приложено достоверных доказательств тому, что не утрачена возможность взыскания недоимки по страховым взносам – пеня на недоимку по ОМС и ОПС за 2011-2013 годы, выставленная ко взысканию в требовании <№> от 23.11.2019; сведений из КРСБ об уплате данных сумм с момента вступления соответствующих решений налогового органа в силу не прослеживается и сведений службы судебных приставов-исполнителей о нахождении на исполнении не имеется, что следует с общедоступных сведений с сайта УФССП по СО; в частности данные сведения подтверждены и в дополнительных пояснениях налогового органа от 09.10.2020 (поступили в суд 12.10.2020).
Данные обстоятельства являются основанием, по мнению суда, к отказу в удовлетворении требований в части взыскания пени на недоимку по ОМС и ОПС за 2011-2013 годы в размерах 4999,80 рублей и 1395,61 рубль соответственно, так как каким-либо достоверными и объективными доказательствами не подтверждены; в частности не подтвержден факт того, что возможность взыскания недоимки, на которую начислена пеня не утрачена налоговым органом. Так, налоговым органом не представлено доказательств обращения за принудительным взысканием данной недоимки с административного ответчика, учитывая, что она не уплачена.
Также аналогичные выводы относительно невозможности взыскания пени на указанные недоимки и с учетом выше представленных требований и решений налогового органа, сделаны в судебном акте – решении Дзержинского районного суда г.Н.Тагила от 13.04.2020 по делу №2-360/2020, которое вступило в законную силу. В связи с чем, суд полагает необходимым принять установленные вступившим в законную силу судебным актом обстоятельства и при рассмотрении данного дела.
Кроме того, исходя из положений п.2 постановления Правления ПФ РФ от 12.02.2018 N 49п "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания", признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням и штрафам в случае утраты на 1 января 2017 года возможности их взыскания в связи с истечением срока их взыскания, установленного Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и отсутствием акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07 марта 2018 года № 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» часть 2 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнена новым основанием прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем: признание безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соответственно, оснований для начисления пени на недоимку по страховым взносам по сроку уплаты по 2013 год фактически не имелось: обоснованности ее начисления и выставлении в требованиях со стороны Инспекции не доказано. Указанное, по мнению суда, не может свидетельствовать о наличии у Инспекции фактически искусственно увеличенных (продленных) сроков для обращения с заявленными в административном иске требованиями, в частности по взысканию пени на недоимку, образовавшуюся до 2014 года.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов и пени, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрен иной порядок исчисления сроков обращения в суд, а именно: если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Кроме того, согласно пункту 1 статья 70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено названной статьей.
В нарушение указанных положений, требование об уплате пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц на сумму 1505,60 рублей, в срок до 14.11.2017 (14.08.2017 дата окончания налоговой проверки, во время проведения которой был установлен и факт несвоевременной уплаты налога + 3 месяца) в порядке статей 69, 70 НК РФ административному ответчику не направлено. Так, требование о взыскании данной пени выставлено только 23.11.2019, т.е. за пределами предусмотренного статьей 70 НК РФ срока.
Доказательств принятия каких-либо мер, направленных на принудительное взыскание недоимки до момента ее добровольной уплаты, административным истцом не представлено.
Согласно ч.4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, а также мерах по взысканию налога и сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем, данным положениям закона требование <№> от 23.11.2019 в части выставления ко взысканию пени на сумму 1505,60 рублей не отвечает, не указан срок уплаты налога и сумма налога, на которую начислена пеня; при этом пеня явно, согласно представленным расчетам, начислена не на дату выставления требования, а спустя более двух лет с момента фактического погашения добровольно суммы недоимки в размере 6 500 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговый орган владея информацией об уплате налога на доходы с нарушением установленного в законе срока, - с момента окончания налоговой проверки – 14.08.2017 каких-либо мер для своевременного начисления и направления требования ( в течение 3 месяцев) не принял; факт нарушения сроков оплаты налога не изменяет порядок взыскания, установленный НК РФ, в т.ч. предусмотренный и для взыскания пени; и соответственно не свидетельствует о возможности налоговых органов в любое время направить требование налогоплательщику.
При таких обстоятельствах доводы инспекции о соблюдении налоговым органом порядка взыскания задолженности по НДФЛ за 2014 год за счет имущества налогоплательщика, и как следствие, срока обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки в размере 1505,60 рублей, являются неверными, сделанными без учета фактических обстоятельств дела и вышеприведенных норм материального права.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный иск в части требований о взыскании пени по налогу НДФЛ за 2014 год в размере 1505,60 рублей и пени по страховым взносам со сроком уплаты 2011-2013 годы в суммах 1395,61 руб. и 4999,80 руб., удовлетворению не подлежит; во взыскании данных сумм необходимо отказать.
В остальной части начисление пени, а именно по налогу на имущество, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном истцом размере 402,13 рублей, учитывая принятие мер к взысканию недоимки по налогу в принудительном порядке; а также учитывая выставление ко взысканию данной недоимки в требованиях <№> и <№> со сроками исполнения до 24.01.2020 и до 28.01.2020; и факт обращения за выдачей судебного приказа в мае 2020 года, т.е. в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения первого требования. Впоследствии обращение с настоящим административным истцом последовало 29.07.2020, т.е. в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к Мельникову Д.В. о взыскании недоимки по обязательным взносам и санкциям в общем размере 8 303 рубля 14 копеек - удовлетворить частично.
Взыскать с Мельникова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <Адрес>, зарегистрированного в г.Н.Тагиле по <Адрес> (ИНН <данные изъяты>) налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 402 рубля 13 копеек за период с 01.11.2015 по 17.02.2019, с 20.12.2017 по 19.11.2018, с 03.12.2019 по 24.12.2019 на задолженность за 2014,2016 и 2018 гг..
В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.
Взыскать с Мельникова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <Адрес>, зарегистрированного в г.Н.Тагиле по <Адрес> (ИНН <данные изъяты>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: С.А. Охотина