Дело № 2-1196/2021
25RS0039-01-2021-001292-13-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2021 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Мерзлякова Д.С.
при секретаре Крылова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Козуб ФИО12 к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, Отделу опеки и попечительства администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании незаконным распоряжения администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от ............... ..................-р «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Козуб А.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Надеждинского муниципального района, Отделу опеки и попечительства администрации Надеждинского муниципального района .............. о признании незаконным распоряжения администрации Надеждинского муниципального района .............. от ............... ..................-р «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что с ............... в соответствии с ч. 1 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» стал относится к категории детей-сирот. Мать, ФИО5 умерла ..............., отец ФИО13. умер ................ Постановлением главы администрации .............. .................. от ..............., опекуном несовершеннолетнего Козуб А.С. назначена ФИО2. ............... Муниципальный орган управления образования администрации .............. обратилось к АО «Надеждинское» с запросом о предоставлении гарантии обеспечения Козуб А.С. жильем по достижению совершеннолетия. Данный запрос остался без ответа. Опекун, ФИО2, никаких действий о включении Козуб А.С. в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не предпринимала. Козуб А.С. (находясь в возрасте 22 года) обратился с заявлением в территориальный отдел опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району с заявлением о признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении и в принятии на специализированный жилищный учет.
Согласно уведомления (исх. 23-Т18/259 от ...............) уполномоченного органа Козуб А.С. было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении и в принятии на специализированный жилищный учет с разъяснением, что на основании ст. 4 п. 10 действующего на тот период времени закона Приморского края от 12.03.2013 года № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» - лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые для приобретения права состоять на специализированном жилищном учете совершили действия, повлекшие ухудшения жилищных условий принимаются на специализированный жилищный учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
В Законе Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-K3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края (с изменениями на ...............) указанное ограничение отсутствует.
Для восстановления своего нарушенного права Козуб А.С. обратился с соответствующим заявлением и распоряжением ..................-р от ............... Администрация Надеждинского муниципального района установила факт невозможности проживания Козуб А.С. в ранее занимаемом жилом помещении.
............... в администрацию Надеждинского муниципального района Козуб А.С. было направлено заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с распоряжением ..................-р от ............... Козуб А.С. отказано о включении его в вышеуказанный список, в связи с превышением максимального возраста подачи соответствующего заявления на дату обращения, т.е. 23 года.
В ходе рассмотрения дела представитель истца по доверенности ФИО14 в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнил исковые требования, просил признать незаконным распоряжение администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 03.03.2021 года № 360-р «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» в связи с тем, что на дату обращения Козуб А.С. достиг возраста 25 лет. Обязать отдел опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району повторно рассмотреть заявление Козуб А.С. учитывая положения п. 10 ст. 4 КЗ .................. от ..............., с указанием даты (период времени) подачи заявления о включении Козуб А.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».
В судебном заседании истец и его представитель ФИО11 на уточнённых исковых требованиях настояли, просили удовлетворить заявленные требования по доводам изложенным в иске.
Представители администрации Надеждинского муниципального района Осипова Н.А., Руденко К.В. с административными исковыми требованиями не согласились, просили в удовлетворении административного иска отказать, полагают, что распоряжение вынесено законно и обоснованно, истцом пропущен срок обращения с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и не предоставлено доказательств уважительности пропуска срока.
Выслушав истца, его представителя, представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, суд считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом в силу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Судом установлено, что ............... умерли родители истца – мать ФИО5 и отец ФИО6 (свидетельство о смерти от ............... № I-.................. выданное отделом ЗАГС администрации Надеждинского района Приморского края).
............... в соответствии с ч. 1 ФЗ № 159-ФЗ (ред. От 17.02.2021) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» стал относится к категории детей-сирот.
Постановлением главы администрации Надеждинского района Приморского края .................. от ..............., опекуном несовершеннолетнего Козуб ФИО16 назначена ФИО2.
Козуб А.С. является собственником 1/3 доли квартиры в общедолевой собственности, расположенной по адресу: .............., общая площадь 36,7 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права ...................)
Согласно выписки из похозяйственной книги .................. от ..............., в указанной квартире зарегистрированы и проживают Козуб А.С., ............... года рождения, ФИО2, ............... года рождения и ФИО9, ............... года рождения, тем самым площадь жилого помещения на одного проживающего составляла 12,23 кв.м., что является менее учетной площади.
Также на праве общей долевой собственности Козуб А.С. принадлежало ? доли в праве жилого помещения, расположенного по адресу: ............... На основании договора дарения недвижимого имущества (3/4 части жилого дома и ? части земельного участка) от ............... подарил общую долевую собственность ? доли в праве жилого помещения, расположенного по адресу: .............. ФИО10, государственная регистрация прекращения права на ? доли жилого помещения зарегистрирована ................
Козуб А.С. (находясь в возрасте 22 года) обратился с заявлением в территориальный отдел опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району с заявлением о признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении и в принятии на специализированный жилищный учет.
Уведомлением .................. от ............... Департамента образования и науки Приморского края территориальный отдел опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району Козуб А.С. отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и в принятии на специализированный жилищный учет, с разъяснением, что на основании ст. 4 п. 10 Заона Приморского края от 12.02.2013 года № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» которые для приобретения права состоят на специализированном жилищном учете совершили действия, повлекшие ухудшения жилищных условий принимаются на специализированный жилищный учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
В ............... году Козуб А.С. вновь обратился в Администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенного по адресу: .............., общая площадь 36,7 кв.м.
Распоряжением ..................-р от ............... Администрация Надеждинского муниципального района установила факт невозможности проживания Козуб А.С. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенного по адресу: ...............
............... Козуб А.С. обратился в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В ............... г. он получил ответ из отдела опеки и попечительства от ............... .................. из которого следует, что распоряжением администрации Надеждинского муниципального района от ............... ..................-р отказано во включении Козуб А.С. в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Причиной отказа послужило то, что на момент подачи заявления истец достиг возраста 25 лет и утратил право на гарантируемую дополнительную социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу закона Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» к категориям лиц, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями относятся:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом вышеуказанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ).
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными названной нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет - до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 г., следует, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не обращавшиеся за реализацией указанного права, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В судебном заседании установлен факт обращения Козуб А.С. в ............... года (на момент обращения ему было 22 года) с заявлением в территориальный отдел опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району о принятии на специализированный жилищный учет, однако было отказано в связи с тем, что в 2015 году он ухудшил свои жилищные условия с указанием, что может встать на специализированный учет не ранее чем через пять лет с даты совершения указанных действий.
Ответ органа опеки соответствовал п. 10 ст. 4 действующего в то время закона Приморского края от 12.03.2013 года № 168-КЗ, а также статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.»
В действующем в настоящее время Законе Приморского края от 24 декабря 2018 года № 433-K3 Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края (вступил в законную силу с ...............) указанная норма отсутствует.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Козуб А.С. на момент обращения в 2020 году Администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края утратил право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением на основании Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Соответственно, до достижения истцом 23 лет предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно было при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Доказательств уважительности причин не обращения с заявлением о постановке на учет на получение жилого помещения как сирота до достижения возраста 23 лет, истцом не представлено.
Поскольку, статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Козуб А.С. утрачен по достижении 23-летнего возраста, при этом истцом не представлено суду относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что до достижения 23 лет он обращался в орган местного самоуправления с письменным заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства.
Поскольку на момент подачи заявления истицу уже исполнилось 25 лет, то орган местного самоуправления не вправе был ставить его на учет лиц из числа детей сирот, нуждающихся в жилом помещении.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для признания распоряжения администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 03.03.2021 года № 359-р «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» незаконным, в связи с чем полагает Козуб А.С. в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Козуб ФИО15 к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, Отделу опеки и попечительства администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании незаконным распоряжения администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 03.03.2021 года № 360-р «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», и возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Текст мотивированного решения изготовлен 30 декабря 2021 года.
Судья: Д.С. Мерзлякова