Дело №2-1674/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2018 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Лобановой Н.Ю.,
при секретаре Кадыровой К.А.,
с участием
помощника прокурора Советского района г.Томска Еловиковой М.И.,
представителей истца Соловьева И.В., Семенова Е.П., действующих на основании доверенности от 07.03.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорожкиной Г.Т. к администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, с зачетом его стоимости в выкупную цену,
установила:
Дорожкина Г.Т. обратилась в суд с иском к администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, с зачетом его стоимости в выкупную цену. В обоснование требований указала, что является собственником однокомнатной квартиры, общей площадью 27 кв.м, расположенной по адресу: .
В соответствии с заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 27.10.2015 №1659 и постановлением администрации г.Томска от 06.11.2015 № 1061 дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Уведомлением от 05.12.2016 Росреестр Томской области уведомил Дорожкину Г.Т. о том, что проведена государственная регистрация обременения права собственности истца на квартиру .
11.02.2016 Дорожкина Г.Т. получила требование администрации Ленинского района г.Томска № 391/04 о сносе указанного многоквартирного дома.
Поскольку многоквартирный дом по адресу: , включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных на территории Ленинского района г.Томска, истец, ссылаясь на положения ст. ст. 14, 15, 32 Жилищного кодекса РФ, Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом ВС РФ 29.04.2014, просит возложить на администрацию г.Томска обязанность предоставить Дорожкиной Г.Т. жилое помещение на праве собственности, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 27 кв.м, состоящее не менее чем из одной комнаты, с зачетом его стоимости в выкупную цену квартиры .
В судебное заседание Дорожкина Г.Т. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.
Представители истца Соловьев И.В. и Семенов Е.П. на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации г.Томска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены. В письменном отзыве возражали против удовлетворения иска.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В статье 17 (часть 2) Всеобщей декларации прав человека установлен международно-правовой принцип, который гласит, что никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
В развитие указанных положений статья 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Законодательство РФ в соответствии с международно-правовыми стандартами, не предусматривает возможности произвольного и безвозмездного изъятия чужого имущества.
Национальное жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п (ч.1 ст.1 ЖК РФ).
Жилищный кодекс РФ не регулирует порядок обеспечения жилищных прав граждан - собственников жилых помещений при признании дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с ч.1 ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные правоотношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Исходя из этого, при определении порядка обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений при сносе дома, по основаниям, установленным Жилищным Кодексом РФ, следует руководствоваться положениями ст.32 ЖК РФ.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Как следует из дела, Дорожкина Г.Т. является собственником ... квартиры, общей площадью 27 кв.м, расположенной по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 27.10.2015 №1659 и постановлением администрации г.Томска от 06.11.2015 № 1061 дом признан аварийным и подлежащим сносу.
11.02.2016 администрация Ленинского района г.Томска направила Дорожкиной Г.Т. требование о сносе в течении 6 месяцев со дня получения требования многоквартирного жилого дома по адресу: .
09.11.2016 администрацией г.Томска издано постановление № 1170 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по адресу: . В перечне жилых помещений, изымаемых для муниципальных нужд, указана квартира № данного дома принадлежащая истцу.
Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области Росреестра по Томской области от 05.12.2016, 05.12.2016 проведена государственная регистрация ограничения (обременения) права собственности на квартиру, расположенную по адресу: , в связи с изъятием для муниципальных нужд на основании постановления администрации г.Томска от 09.11.2016 № 1170.
Из отзыва администрации г.Томска следует, что дом по включен в резервный перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья на 2017-2020 годы» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилого фонда на 2017-2020 годы», утв. постановлением администрации г.Томска от 09.11.2016 № 1174.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно ч.6,8 ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, ответчиком соблюдена предварительная процедура, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ.
В случае, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации). В таком случае собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. При этом, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. Такая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.
Вместе с тем, суду не представлены доказательства того, что рассматриваемый многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
То обстоятельство, что данный многоквартирный дом был включен в резервный перечень многоквартирных домов подпрограммы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы муниципальной программы «Расселение аварийного жилья» на 2017-2020 гг. не свидетельствует о наличии у администрации муниципального образования «Город Томск» безусловной обязанности по предоставлению истцу в собственность жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену изымаемого жилого помещения
Таким образом, исходя из анализа указанного выше законодательства, жилищные права собственника истца подлежат реализации в соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации – в форме выкупа жилого помещения, при условии соблюдения предусмотренной законом процедуры.
Поскольку предусмотренная законом процедура изъятия жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, не соблюдена, соглашение о предоставлении в собственность жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения сторонами не достигнуто, исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░