38RS0017-01-2020-002986-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2020 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при секретаре судебного заседания Пинигиной А.П., с участием представителя истца по доверенности Овчинниковой С.И., ответчиков Емельяновой Н.И, Емельянова И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1674/2020 по исковому заявлению администрации Нижнеудинского муниципального образования к Емельяновой Н.И, Емельянову И.М., действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних Е.П., Е.М., Е.Е. о возложении обязанности снести (демонтировать) признанный непригодным для проживания и аварийным жилой дом, осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии жилого дома с кадастрового учета, обратиться с заявлением в органы внутренних дел с заявлением о снятии с регистрационного учета, прекращении права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства. Основанием для предоставления мер социальной поддержки является юридический факт утраты или повреждения жилого помещения. Жилой дом <адрес обезличен> находился в границах зоны чрезвычайной ситуации, постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 02.08.2019 № 1108 признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Жилое помещение <адрес обезличен> является общей долевой собственностью Емельяновой Н.И., Емельянова И.М. и их несовершеннолетних детей: Е.П., Е.М., Е.Е. Из информации ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» от 02.06.2020 следует, что ответчиками реализовано право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в ходе паводка жилого дома и приобретено жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>. Поскольку право на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате паводка ответчиками реализовано, фактически при получении свидетельства ими заключен договор с государством в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в соответствии с которым им предоставлена социальная выплата на приобретение или строительство жилья взамен утраченного в паводок. В этой связи по общим требованиям статьей 307 и 309 Гражданского кодекса российской Федерации каждая из сторон обязана выполнить свои обязательства, а именно: государство представить социальную выплату на приобретение и строительство жилья, а гражданин – приобрести или построить жилье взамен утраченного в период паводка. Ключевым моментом в фактически оформленной сторонами сделки является именно получение пострадавшим гражданином жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания и утраченного в паводок жилого дома, то есть, реализуя свое право, гражданин прекращает право собственности на утраченный объект. Несмотря на то, что указанное недвижимое имущество перестало существовать в качестве объекта права, его собственник в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ и статей 14, 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до настоящего времени не обратился в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с прекращением существования объекта недвижимости – жилого дома <адрес обезличен>. Эксплуатация жилого дома в соответствии с его функциональным назначением не возможна, так как он признан в установленном законом порядке непригодным для проживания и не подлежит дальнейшему восстановлению, указанный объект недвижимости, как объект права собственности, уничтожен в результате чрезвычайной ситуации. Пострадавшие в результате наводнения жилые дома, признанные межведомственной комиссией администрации Нижнеудинского муниципального образования непригодными для проживания и создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, подлежат сносу их собственниками. Снос индивидуального жилого дома собственник может осуществить самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании договора. Предотвращение чрезвычайной ситуации, угроза возникновения которой следует из аварийного состояния здания, возможно только путем сноса данного здания. В связи с тем, что собственники жилого дома не осуществляют снос дома в добровольном порядке, а также не обращаются в кадастровую палату с заявлением о снятии жилого дома с кадастрового учета, истец вынужден обратится с иском в суд.
Истец администрация Нижнеудинского муниципального образования просит суд возложить на Емельянову Н.И., Емельянова И.М., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних Е.Е., Е.П., Е.М. снести (демонтировать) признанный непригодным для проживания и аварийный объект - жилой дом <адрес обезличен>; осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса дома по адресу: <адрес обезличен>; обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в связи с его непригодностью для проживания и ликвидацией в результате чрезвычайной ситуации; прекратить право собственности Емельяновой Н.И., Емельянова И.М., Е.Е., Е.П., Е.М. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>; обратиться в органы внутренних дел с заявлением о снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес обезличен>, в связи с непригодностью жилого дома для проживания и ликвидацией его в результате чрезвычайной ситуации; обратить решение суда к немедленному исполнению согласно ст.ст. 204, 212 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца администрации Нижнеудинского муниципального образования Овчинникова С.И., действующая на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных статьей 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик Емельянов И.М. исковые требования признал частично в части снятия с регистрационного учета по спорному адресу, дополнительно суду пояснил, что спорный жилой дом ими был приобретен в 2015 году. Приобретая жилой дом, они полагали, что им и принадлежит земельный участок. Спорный жилой дом не снесен.
В судебном заседании ответчик Емельянова Н.И. исковые требования признала частично, суду пояснила, что требования о сносе жилого дома и утилизации строительного мусора они не признают, согласны с тем, что должны сняться с регистрационного учета по спорному адресу, поскольку приобрели другое жилое помещение. Спорный жилой дом не снесен.
Заслушав представителя истца, ответчиков, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (п. 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято Постановление № 556-пп, которым (п.1) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, которым установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019 года № 934 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.
Как следует из материалов дела, ответчики Емельянов И.М., Емельянова Н.И. и их несовершеннолетние дети: Е.Е., Е.М., Е.П. по 1/5 доли каждый на основании договора купли-продажи от 06.03.2015 являются сособственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Дом расположен на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером "номер обезличен", вид разрешенного использования - для жилого дома, для индивидуальной жилой застройки; категория земель: земли населенных пунктов; адрес: <адрес обезличен>; сведения имеют статус как «актуальные, ранее учтенные», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.11.2020.
Пунктом 1 статьи 273 ГК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, в соответствии с этими нормами при переходе права собственности (независимо от способа перехода) на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
На основании решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 17.07.2019 установлен юридический факт постоянного проживания Емельянова И.М., "дата обезличена" года рождения, Е.М., "дата обезличена" г.р., в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес обезличен>.
Указанный дом в период наводнения в Иркутской области в июне 2019 года, находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы Нижнеудинского муниципального образования от 02.08.2019 № 1108 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в числе других жилых домов, признан аварийным и подлежащим сносу (п. 1.44. постановления).
Как следует из искового заявления, ответчики обратились с заявлением в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области для получения свидетельства на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в ходе наводнения.
28 августа 2019 года Емельяновой Н.И, с учетом членов семьи: Емельянова И.М., "дата обезличена" г.р., Е.П., "дата обезличена" г.р., Е.Е., "дата обезличена" г.р., Е.М., "дата обезличена" г.р., выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
По результатам визуального осмотра земельного участка <адрес обезличен> по состоянию на 17.05.2020, придомовая территории захламлена, имеется строительный мусор, меры по сносу аварийного строения не предпринимаются, дом не эксплуатируется, что подтверждается актом от 30.09.2020.
Часть 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Из искового заявления следует, что при наличии правовых оснований снос аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчиков, представляющего угрозу жизни и здоровью граждан, до настоящего времени не осуществлен.
Обращаясь с настоящим иском в суд, администрация Нижнеудинского муниципального образования ссылается на обстоятельства, которые возникли в результате наводнения в июне 2019 года, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области.
Как установлено пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);
3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);
3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);
4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);
5) реквизиция (статья 242);
6) конфискация (статья 243);
7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;
8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;
9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
В данном случае основанием для принятия решения о признании дома аварийным и непригодным для проживания являлась чрезвычайная ситуация - наводнение на территории Иркутской области, вследствие которой жилой дом ответчиков попал в зону затопления, целью чего являлось предоставление гражданам компенсаций и социальных гарантий, в том числе получение государственного жилищного сертификата.
Нормы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не содержат положений о судьбе жилья, пришедшего в непригодное для проживания состояние.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (часть 1).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (часть 10).
Таким образом, положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что если собственник жилого дома, получивший соответствующее уведомление, в установленный в уведомлении срок не осуществил снос аварийного жилого дома, орган местного самоуправления обязан приступить к процедуре изъятия соответствующего земельного участка и жилого помещения.
Действительно целью предоставления государственного жилищного сертификата является приобретение на средства государственного жилищного сертификата взамен утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации иного жилого помещения.
Вместе с тем снос аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчиков, представляющего, по мнению истца, угрозу жизни и здоровью граждан, а равно как изъятие земельного участка могут быть осуществлены только в соответствии с установленным законом порядком.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Сведений о том, что истцом, как органом местного самоуправления была соблюдена предусмотренная вышеуказанной правовой нормой процедура изъятия недвижимого имущества, суду не представлено.
При решении вопроса о признании за ответчиками права на получение государственного жилищного сертификата, согласие ответчиков на снос жилого дома не выяснялось, соглашение о том, что жилищный сертификат предоставляется взамен изъятия спорного жилого дома, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, с ответчиками не заключалось.
Возможность обращения органа местного самоуправления в суд, с иском о возложении на собственника обязанности по сносу жилого дома, в случае получения государственного жилищного сертификата, действующими нормами права не предусмотрена.
Как разъяснено в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Определением суда от 21.12.2020 в удовлетворении заявления администрации Нижнеудинского муниципального образования об утверждении мирового соглашения в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела отказано.
Проанализировав положения действующего законодательства, обстоятельства дела, учитывая, что истцом не соблюдена процедура изъятия жилого дома и земельного участка, суд приходит к выводу к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении на ответчиков обязанности снести (демонтировать) признанный непригодным для проживания и аварийным жилой дом, осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
По тем же основаниям не подлежат удовлетворению и производные исковые требования о возложении обязанности на ответчиков обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии жилого дома с кадастрового учета, в органы внутренних дел с заявлением о снятии с регистрационного учета, прекращении права собственности ответчиков и их несовершеннолетних на жилой дом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований администрации Нижнеудинского муниципального образования к Емельяновой Н.И, Емельянову И.М., действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних Е.П., Е.М., Е.Е. о возложении обязанности снести (демонтировать) признанный непригодным для проживания и аварийным жилой дом, осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии жилого дома с кадастрового учета, прекращении права собственности на жилой дом, обязании обратиться с заявлением в органы внутренних дел с заявлением о снятии с регистрационного учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Рычкова
В мотивированном виде решение суда составлено 29 декабря 2020 года.