Решение по делу № 33-1901/2023 от 31.01.2023

Судья Поцепнева Н.В. Дело №33-1901/2023

24RS0012-01-2022-001019-73

2.211

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 февраля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Макурина В.М.,

судей: Андриенко И.А., Шиверской А.К.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Гераскевич А.С.,

при ведении протокола помощником судьи Бретавской С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Дивногорска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №9» о возложении обязанности обеспечить финансирование проведения закупки,

по апелляционной жалобе представителя администрации г.Дивногорска – Дергачевой Е.Г.,

на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 12 декабря 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора г. Дивногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9», а именно финансирование закупки: секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1) в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» в течение 3 месяцев со дня финансирования администрацией г. Дивногорска обеспечить проведение закупки вышеуказанного медицинского оборудования»,

Заслушав доклад судьи Андриенко И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Дивногорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с уточненным иском к администрации г. Дивногорска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее по тексту так же – МБОУ «СОШ № 9») о возложении обязанности обеспечить финансирование проведения закупки, мотивируя требования тем, что прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка соблюдения федерального законодательства об охране здоровья детей, по результатам которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства помещения медицинского блока МБОУ «СОШ №9» не в полном объеме оснащены медицинскими изделиями. Кроме того, прокуратурой города в ходе ранее проведенных проверок соблюдения МБОУ «СОШ № 9» указанного законодательства, выявлялось отсутствие части оборудования, по результатам которых внесены представления от 16.02.2021 и 17.06.2022. До настоящего времени нарушения не устранены. Прокурор г. Дивногорска просил: возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока МБОУ «СОШ №9» оборудованием, в числе которого: секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1) в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а на МБОУ «СОШ №9» возложить обязанность в течение 3 месяцев со дня финансирования выполнить мероприятия по оснащению медицинского блока.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации г. Дивногорска Дергачева Е.Г. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, полагает, что требование к администрации г. Дивногорска о финансировании сводятся к необоснованному понуждению их к включению в проект бюджета города расходов на медицинское оборудование вне существующего порядка, что является нарушением бюджетного законодательства, а также ограничивает право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения. Кроме того, установленный решением суда срок является неразумным и заведомо недостаточным для исполнения решения суда. Кроме того, о наличии внесенных прокурором представлений администрации стало известно только из искового заявления, в связи с чем, отсутствовало время для добровольного исполнения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора прокуратуры г. Дивногорска Шарабаев А.И. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав прокурора Гераскевич А.С., возражавшую по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся.

На основании ст. 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации, является обязательным для всех юридических лиц.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в числе прочего отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н утвержден порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее - Порядок).

Пунктами 3, 4 названного Порядка установлено, что несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях. Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Согласно п. 9 Порядка помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В силу п. 11 Порядка помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку), в число которого входят: секундомер, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», дозатор для мыла, ширма медицинская, сейф для хранения медикаментов.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой города Дивногорска проверки МБОУ СОШ № 9 установлено, что помещение медицинского блока учреждения оснащено не в полном объеме медицинскими изделиями и оргтехникой: отсутствуют: секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1).

Из акта КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» от 08.08.2022 года, составленного в отношении МБОУ «СОШ №9» следует, что наличие оборудования в медицинском кабинете не соответствует требованиям, установленным приказом Минздрава России от 5.11.2013 года №822н, а именно отсутствует обязательное к оснащению медицинское оборудование: секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1).

Отсутствие части указанных элементов оснащения подтверждается сведениями отдела образования пдминистрации г. Дивногорска от 05.09.2022 года и по делу не оспаривалось.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Устава города Дивногорска к вопросам местного значения города относится формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п. 1.4 Устава МБОУ «СОШ №9» учредителем школы и ее собственником является муниципальное образование г. Дивногорск. Функции и полномочия учредителя школы от имени муниципального образования г. Дивногорск исполняет отдел образования администрации города Дивногорска. Также в соответствии с п. 1.14 данного Устава организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Школа обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

16.02.2021 года, 17.06.2022 года руководителю дошкольного образовательного учреждения внесены представления, по результатам рассмотрения которых в администрацию г. Дивногорска направлена заявка на выделение денежных средств для выполнения необходимых мероприятий. До настоящего времени нарушения не устранены, администрацией г. Дивногорска меры по финансированию полного оснащения медицинского блока МБОУ «СОШ №9» не предприняты.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что наличие оборудования в медицинском кабинете образовательного учреждения не соответствует требованиям, установленным приказом Минздрава России от 5.11.2013 года №822н, а именно: отсутствуют секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1)., пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию города обязанности осуществить финансирование проведения указанных мероприятий в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а на образовательное учреждение – обеспечить проведение закупки вышеуказанного медицинского оборудования в течение трех месяцев со дня финансирования.

Принимая решение о возложении на администрацию г. Дивногорска обязанности обеспечить образовательному учреждению финансирование для обеспечения медицинского кабинета необходимым оборудованием в соответствии с требованием законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что образовательное учреждение не имеет денежных средств для оборудования медицинского кабинета в образовательном учреждении в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 5.11.2013 года №822н, а также принял во внимание, что обязанность по финансированию расходов муниципальных учреждений законом возложена учредителя бюджетного образовательного учреждения.

Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что органами местного самоуправления, а также образовательным учреждением не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об охране здоровья детей в образовательном учреждении.

В силу вышеприведенных норм права образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по обеспечению охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания в образовательном учреждении с предоставлением помещений медицинского блока соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые органом местного самоуправления в необходимом размере не обеспечены.

Принимая во внимание, что учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование г. Дивногорск, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению медицинского кабинета в образовательном учреждении необходимым оборудованием является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления, который обязан обеспечить соответствующее финансирование созданного им муниципального образовательного учреждения.

С учетом изложенного ссылки в жалобе на то, что возложение обязанности по финансированию на приобретение полного оснащения медицинского блока в образовательном учреждении является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, являются несостоятельными.

Ссылки в жалобе на недостаточность установленного судом срока для выполнения возложенных обязанностей, в том числе ввиду наличия иных судебных решений, в рамках которых на администрацию г. Дивногорска возложена обязанность по финансированию иных мероприятий, так же не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств невозможности исполнения возложенных решением суда обязанностей в установленный в решении срок администрацией города Дивногорска не представлено.

Установленный судом первой инстанции срок судебная коллегия полагает достаточным для совершения действий, направленных на исполнение решения суда. С учетом актуальности рассматриваемого вопроса, его значимости, установленный судом срок, по мнению судебной коллегии, отвечает принципу разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленному в статье 6.1 ГПК РФ.

Иных доводов, влияющих на законность решения суда и подлежащих в связи с этим проверке судом апелляционной инстанции, апелляционная жалоба не содержат.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 12 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Дивногорска - Дергачевой Е.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий: В.М. Макурин

Судьи: И.А. Андриенко

А.К. Шиверская

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.02.2023 года.

Судья Поцепнева Н.В. Дело №33-1901/2023

24RS0012-01-2022-001019-73

2.211

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 февраля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Макурина В.М.,

судей: Андриенко И.А., Шиверской А.К.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Гераскевич А.С.,

при ведении протокола помощником судьи Бретавской С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Дивногорска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №9» о возложении обязанности обеспечить финансирование проведения закупки,

по апелляционной жалобе представителя администрации г.Дивногорска – Дергачевой Е.Г.,

на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 12 декабря 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора г. Дивногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9», а именно финансирование закупки: секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1) в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» в течение 3 месяцев со дня финансирования администрацией г. Дивногорска обеспечить проведение закупки вышеуказанного медицинского оборудования»,

Заслушав доклад судьи Андриенко И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Дивногорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с уточненным иском к администрации г. Дивногорска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее по тексту так же – МБОУ «СОШ № 9») о возложении обязанности обеспечить финансирование проведения закупки, мотивируя требования тем, что прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка соблюдения федерального законодательства об охране здоровья детей, по результатам которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства помещения медицинского блока МБОУ «СОШ №9» не в полном объеме оснащены медицинскими изделиями. Кроме того, прокуратурой города в ходе ранее проведенных проверок соблюдения МБОУ «СОШ № 9» указанного законодательства, выявлялось отсутствие части оборудования, по результатам которых внесены представления от 16.02.2021 и 17.06.2022. До настоящего времени нарушения не устранены. Прокурор г. Дивногорска просил: возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока МБОУ «СОШ №9» оборудованием, в числе которого: секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1) в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а на МБОУ «СОШ №9» возложить обязанность в течение 3 месяцев со дня финансирования выполнить мероприятия по оснащению медицинского блока.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации г. Дивногорска Дергачева Е.Г. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, полагает, что требование к администрации г. Дивногорска о финансировании сводятся к необоснованному понуждению их к включению в проект бюджета города расходов на медицинское оборудование вне существующего порядка, что является нарушением бюджетного законодательства, а также ограничивает право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения. Кроме того, установленный решением суда срок является неразумным и заведомо недостаточным для исполнения решения суда. Кроме того, о наличии внесенных прокурором представлений администрации стало известно только из искового заявления, в связи с чем, отсутствовало время для добровольного исполнения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора прокуратуры г. Дивногорска Шарабаев А.И. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав прокурора Гераскевич А.С., возражавшую по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся.

На основании ст. 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации, является обязательным для всех юридических лиц.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в числе прочего отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н утвержден порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее - Порядок).

Пунктами 3, 4 названного Порядка установлено, что несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях. Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Согласно п. 9 Порядка помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В силу п. 11 Порядка помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку), в число которого входят: секундомер, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», дозатор для мыла, ширма медицинская, сейф для хранения медикаментов.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой города Дивногорска проверки МБОУ СОШ № 9 установлено, что помещение медицинского блока учреждения оснащено не в полном объеме медицинскими изделиями и оргтехникой: отсутствуют: секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1).

Из акта КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» от 08.08.2022 года, составленного в отношении МБОУ «СОШ №9» следует, что наличие оборудования в медицинском кабинете не соответствует требованиям, установленным приказом Минздрава России от 5.11.2013 года №822н, а именно отсутствует обязательное к оснащению медицинское оборудование: секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1).

Отсутствие части указанных элементов оснащения подтверждается сведениями отдела образования пдминистрации г. Дивногорска от 05.09.2022 года и по делу не оспаривалось.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Устава города Дивногорска к вопросам местного значения города относится формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п. 1.4 Устава МБОУ «СОШ №9» учредителем школы и ее собственником является муниципальное образование г. Дивногорск. Функции и полномочия учредителя школы от имени муниципального образования г. Дивногорск исполняет отдел образования администрации города Дивногорска. Также в соответствии с п. 1.14 данного Устава организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Школа обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

16.02.2021 года, 17.06.2022 года руководителю дошкольного образовательного учреждения внесены представления, по результатам рассмотрения которых в администрацию г. Дивногорска направлена заявка на выделение денежных средств для выполнения необходимых мероприятий. До настоящего времени нарушения не устранены, администрацией г. Дивногорска меры по финансированию полного оснащения медицинского блока МБОУ «СОШ №9» не предприняты.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что наличие оборудования в медицинском кабинете образовательного учреждения не соответствует требованиям, установленным приказом Минздрава России от 5.11.2013 года №822н, а именно: отсутствуют секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1)., пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию города обязанности осуществить финансирование проведения указанных мероприятий в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а на образовательное учреждение – обеспечить проведение закупки вышеуказанного медицинского оборудования в течение трех месяцев со дня финансирования.

Принимая решение о возложении на администрацию г. Дивногорска обязанности обеспечить образовательному учреждению финансирование для обеспечения медицинского кабинета необходимым оборудованием в соответствии с требованием законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что образовательное учреждение не имеет денежных средств для оборудования медицинского кабинета в образовательном учреждении в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 5.11.2013 года №822н, а также принял во внимание, что обязанность по финансированию расходов муниципальных учреждений законом возложена учредителя бюджетного образовательного учреждения.

Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что органами местного самоуправления, а также образовательным учреждением не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об охране здоровья детей в образовательном учреждении.

В силу вышеприведенных норм права образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по обеспечению охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания в образовательном учреждении с предоставлением помещений медицинского блока соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые органом местного самоуправления в необходимом размере не обеспечены.

Принимая во внимание, что учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование г. Дивногорск, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению медицинского кабинета в образовательном учреждении необходимым оборудованием является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления, который обязан обеспечить соответствующее финансирование созданного им муниципального образовательного учреждения.

С учетом изложенного ссылки в жалобе на то, что возложение обязанности по финансированию на приобретение полного оснащения медицинского блока в образовательном учреждении является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, являются несостоятельными.

Ссылки в жалобе на недостаточность установленного судом срока для выполнения возложенных обязанностей, в том числе ввиду наличия иных судебных решений, в рамках которых на администрацию г. Дивногорска возложена обязанность по финансированию иных мероприятий, так же не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств невозможности исполнения возложенных решением суда обязанностей в установленный в решении срок администрацией города Дивногорска не представлено.

Установленный судом первой инстанции срок судебная коллегия полагает достаточным для совершения действий, направленных на исполнение решения суда. С учетом актуальности рассматриваемого вопроса, его значимости, установленный судом срок, по мнению судебной коллегии, отвечает принципу разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленному в статье 6.1 ГПК РФ.

Иных доводов, влияющих на законность решения суда и подлежащих в связи с этим проверке судом апелляционной инстанции, апелляционная жалоба не содержат.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 12 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Дивногорска - Дергачевой Е.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий: В.М. Макурин

Судьи: И.А. Андриенко

А.К. Шиверская

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.02.2023 года.

Прокурор г.Дивногорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с уточненным иском к администрации г. Дивногорска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее по тексту так же – МБОУ «СОШ № 9») о возложении обязанности обеспечить финансирование проведения закупки, мотивируя требования тем, что прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка соблюдения федерального законодательства об охране здоровья детей, по результатам которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства помещения медицинского блока МБОУ «СОШ №9» не в полном объеме оснащены медицинскими изделиями. Кроме того, прокуратурой города в ходе ранее проведенных проверок соблюдения МБОУ «СОШ № 9» указанного законодательства, выявлялось отсутствие части оборудования, по результатам которых внесены представления от 16.02.2021 и 17.06.2022. До настоящего времени нарушения не устранены. Прокурор г. Дивногорска просил: возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока МБОУ «СОШ №9» оборудованием, в числе которого: секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1) в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а на МБОУ «СОШ №9» возложить обязанность в течение 3 месяцев со дня финансирования выполнить мероприятия по оснащению медицинского блока.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации г. Дивногорска Дергачева Е.Г. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, полагает, что требование к администрации г. Дивногорска о финансировании сводятся к необоснованному понуждению их к включению в проект бюджета города расходов на медицинское оборудование вне существующего порядка, что является нарушением бюджетного законодательства, а также ограничивает право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения. Кроме того, установленный решением суда срок является неразумным и заведомо недостаточным для исполнения решения суда. Кроме того, о наличии внесенных прокурором представлений администрации стало известно только из искового заявления, в связи с чем, отсутствовало время для добровольного исполнения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора прокуратуры г. Дивногорска Шарабаев А.И. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав прокурора Гераскевич А.С., возражавшую по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся.

На основании ст. 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации, является обязательным для всех юридических лиц.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в числе прочего отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н утвержден порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее - Порядок).

Пунктами 3, 4 названного Порядка установлено, что несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях. Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Согласно п. 9 Порядка помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В силу п. 11 Порядка помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку), в число которого входят: секундомер, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», дозатор для мыла, ширма медицинская, сейф для хранения медикаментов.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой города Дивногорска проверки МБОУ СОШ № 9 установлено, что помещение медицинского блока учреждения оснащено не в полном объеме медицинскими изделиями и оргтехникой: отсутствуют: секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1).

Из акта КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» от 08.08.2022 года, составленного в отношении МБОУ «СОШ №9» следует, что наличие оборудования в медицинском кабинете не соответствует требованиям, установленным приказом Минздрава России от 5.11.2013 года №822н, а именно отсутствует обязательное к оснащению медицинское оборудование: секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1).

Отсутствие части указанных элементов оснащения подтверждается сведениями отдела образования пдминистрации г. Дивногорска от 05.09.2022 года и по делу не оспаривалось.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Устава города Дивногорска к вопросам местного значения города относится формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п. 1.4 Устава МБОУ «СОШ №9» учредителем школы и ее собственником является муниципальное образование г. Дивногорск. Функции и полномочия учредителя школы от имени муниципального образования г. Дивногорск исполняет отдел образования администрации города Дивногорска. Также в соответствии с п. 1.14 данного Устава организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Школа обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

16.02.2021 года, 17.06.2022 года руководителю дошкольного образовательного учреждения внесены представления, по результатам рассмотрения которых в администрацию г. Дивногорска направлена заявка на выделение денежных средств для выполнения необходимых мероприятий. До настоящего времени нарушения не устранены, администрацией г. Дивногорска меры по финансированию полного оснащения медицинского блока МБОУ «СОШ №9» не предприняты.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что наличие оборудования в медицинском кабинете образовательного учреждения не соответствует требованиям, установленным приказом Минздрава России от 5.11.2013 года №822н, а именно: отсутствуют секундомер (2), грелка медицинская (2), динамометр кистевой 2-х видов (2), плантограф, пузырь для льда, вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2), зонды желудочные (2), ширма медицинская, оториноскоп с набором воронок (1), пневматические шины (1), гелевый охлаждающе-согревающий пакет (1), лампа (1), бикс большой (1), бикс малый (1), пинцет (3), корцанг (3), ножницы (1), принтер (1), калькулятор (1)., пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию города обязанности осуществить финансирование проведения указанных мероприятий в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а на образовательное учреждение – обеспечить проведение закупки вышеуказанного медицинского оборудования в течение трех месяцев со дня финансирования.

Принимая решение о возложении на администрацию г. Дивногорска обязанности обеспечить образовательному учреждению финансирование для обеспечения медицинского кабинета необходимым оборудованием в соответствии с требованием законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что образовательное учреждение не имеет денежных средств для оборудования медицинского кабинета в образовательном учреждении в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 5.11.2013 года №822н, а также принял во внимание, что обязанность по финансированию расходов муниципальных учреждений законом возложена учредителя бюджетного образовательного учреждения.

Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что органами местного самоуправления, а также образовательным учреждением не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об охране здоровья детей в образовательном учреждении.

В силу вышеприведенных норм права образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по обеспечению охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания в образовательном учреждении с предоставлением помещений медицинского блока соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые органом местного самоуправления в необходимом размере не обеспечены.

Принимая во внимание, что учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование г. Дивногорск, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению медицинского кабинета в образовательном учреждении необходимым оборудованием является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления, который обязан обеспечить соответствующее финансирование созданного им муниципального образовательного учреждения.

С учетом изложенного ссылки в жалобе на то, что возложение обязанности по финансированию на приобретение полного оснащения медицинского блока в образовательном учреждении является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, являются несостоятельными.

Ссылки в жалобе на недостаточность установленного судом срока для выполнения возложенных обязанностей, в том числе ввиду наличия иных судебных решений, в рамках которых на администрацию г. Дивногорска возложена обязанность по финансированию иных мероприятий, так же не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств невозможности исполнения возложенных решением суда обязанностей в установленный в решении срок администрацией города Дивногорска не представлено.

Установленный судом первой инстанции срок судебная коллегия полагает достаточным для совершения действий, направленных на исполнение решения суда. С учетом актуальности рассматриваемого вопроса, его значимости, установленный судом срок, по мнению судебной коллегии, отвечает принципу разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленному в статье 6.1 ГПК РФ.

Иных доводов, влияющих на законность решения суда и подлежащих в связи с этим проверке судом апелляционной инстанции, апелляционная жалоба не содержат.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 12 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Дивногорска - Дергачевой Е.Г. - без удовлетворения.

33-1901/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Дивногорска в интересах неопределённого круга лиц
Ответчики
Администрация города Дивногорска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Другие
Отдел Образования Администрации Города Дивногорска
КГБУЗ Дивногорская межрайонная больница
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
08.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2023Передано в экспедицию
08.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее