Дело №2а-2087/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2018 года город Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Степиной М.В., при секретаре Тимкович А.О.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Центрального района г.Твери Обиход И.Д., представителя административного ответчика Министерства транспорта Тверской области Бойковой И.А., представителя административного ответчика ГКУ «Дирекция ТДФ» Гончарова В.В., представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сонковского района в защиту неопределенного круга лиц к Министерству транспорта Тверской области, государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области»о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по приведению участка дороги в соответствие с требованиями ГОСТ,
установил:
прокурор Сонковского района Тверской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском с требованиями признать незаконным бездействие Министерства транспорта Тверской области, выразившееся в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию участка автомобильной дороги с идентификационным номером № «<данные изъяты>» протяженностью <данные изъяты> км. в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения»;
Возложить на Министерство транспорта Тверской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести участок автомобильной дороги с идентификационным номером № «<данные изъяты>» протяженностью <данные изъяты> км в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», о чем в установленный частью 9 статьи 227 КАС РФ срок уведомить суд и Прокурора Сонковского района Тверской области.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой Сонковского района по поступившему коллективному обращению в порядке осуществления надзора 18.05.2018 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в части содержания, ремонта и капитального ремонта или реконструкции вышеуказанной автомобильной дороги, в результате которой установлено. что автомобильная дорога не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» и требует капитального ремонта. Обязанность по ремонту и содержанию автомобильной дороги наличествует у Министерства транспорта Тверской области, однако им в нарушение положений действующего законодательства допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию участка дороги. Длительное не устранение повреждений дорожного покрытия автомобильной дороги приводит к образованию небезопасных для дорожного движения ситуаций, повышению аварийности, что создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
В ходе рассмотрения дела изменен процессуальный статус ГКУ «Дирекция ТДФ» с заинтересованного лица на административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Центрального района г.Твери Обиход И.Д. требования поддерживал, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства транспорта Тверской области Бойкова И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В письменных возражениях административного ответчика указано, что Министерством заложены денежные средства на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области на 2018 год. ГКУ «Дирекция ТДФ» заключен государственный контракт на содержание спорной автомобильной дороги, в рамках которого подрядной организацией по мере необходимости устраняются дефекты дорожного покрытия.
Представитель административного ответчика ГКУ «Дирекция ТДФ» Гончаров В.В. в судебном заседании также возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что незаконного бездействия со стороны ГКУ «Дирекция ТДФ» не допущено. Из письменного отзыва ответчика следует, что ГКУ «Дирекция ТДФ» является лишь получателем бюджетных средств. ГКУ «Дирекция ТДФ» реализует только те задачи, которые ставит перед ним собственник имущества (автодороги) – Тверская область в лице Министерства транспорта Тверской области.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Из письменного отзыва Министерства следует, что в случае удовлетворения судом заявленных исковых требований в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, исполнение решения будет невозможно, поскольку исполнители работ по содержанию автомобильных дорог привлекаются в порядке, установленном законодательством о контрактной системе.
Представители иных участвующих в деле заинтересованных лиц в судебное заседание не явились.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.
Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п.1 ст.12 настоящего закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно п.2 данной статьи обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ч.5 ст.6 названного Федерального закона к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что постановлением Правительства Тверской области от 24.04.2015 №192-пп автомобильная дорога с идентификационным номером № «<данные изъяты>» включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области.
Поскольку данная автомобильная дорога включена в названный Перечень, она является собственностью субъекта Российской Федерации – Тверской области.
В силу п.6 ст.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно статье 12 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1)осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
1.1)установление порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
2)разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
3)принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
3.1)принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования;
3.2)установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;
3.3)установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;
4)определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;
5)утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения;
6)осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
7)определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
8)установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;
9)использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10)информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения;
11)утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели;
12)осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким уполномоченным органом исполнительной власти Тверской области в силу п.1 Положения о Министерстве транспорта Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 №74-пп, является Министерство транспорта Тверской области, которое на территории Тверской области осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.
Согласно п.5 названного Положения данное Министерство является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
Основные задачи Министерства транспорта Тверской области приведены в п.7 Положения, к ним, в частности, относятся: разработка и реализация государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства, направленной на максимальное удовлетворение спроса населения и потребностей Тверской области в услугах транспорта, дорожного хозяйства; формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса, дорожного хозяйства; осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления, контроля (надзора) деятельности по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного комплекса, дорожного хозяйства (п.п.а-в).
К функциям, осуществляемым данным Министерством в соответствии с возложенными на него задачами, перечисленным в п.8 Положения, в частности, относятся:
-разработка государственных программ Тверской области в курируемых сферах государственного управления; концепций и программ социально-экономического развития транспортного комплекса, дорожного хозяйства на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;
- предложения по участию в федеральных государственных программах;
- функции главного администратора доходов областного бюджета Тверской области;
- проведение комплексного анализа функционирования и разработку прогнозов развития транспортного комплекса, дорожного хозяйства;
- координация деятельности подведомственных Министерству государственных учреждений Тверской области и государственных унитарных предприятий Тверской области, действующих в сферах транспорта, дорожного хозяйства, контролирует выполнение возложенных на них функций;
- принятие участия в подготовке технических заданий на проектирование объектов и проектной документации по объектам в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области и государственных программ Тверской области в соответствии с отраслевыми стандартами доступности и качества услуг;
- разработка и реализация государственной политики Тверской области в сфере организации транспортного обслуживания населения;
- участие в разработке и реализации программ и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
разработка для внесения в Правительство Тверской области:
- перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;
- критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;
- основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;
- нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области и правила расчета размера ассигнований областного бюджета Тверской области на указанные цели;
- порядка содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;
- порядка ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;
- порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;
- предложений по повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и сооружений на них;
- предложений по повышению безопасности дорожного движения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса;
осуществление:
- планирования дорожной деятельности и разработку мероприятий государственных программ Тверской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и осуществления дорожной деятельности на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и оценки их транспортно-эксплуатационного состояния, государственных программ Тверской области;
- координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам осуществления ими государственных полномочий Тверской области по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области 3 класса;
Из п.9 Положения следует, что Министерство транспорта Тверской области наделено, в частности, следующими правами:
а) вносить в Правительство Тверской области проекты правовых актов и другие документы по вопросам, относящимся к курируемым Министерством сферам государственного управления;
е) привлекать в пределах своей компетенции организации и специалистов для изучения и решения проблем в сфере транспорта, дорожного хозяйства;
ж) заслушивать руководителей подведомственных Министерству организаций транспорта, дорожного хозяйства по вопросам их деятельности;
з) получать в установленном порядке от исполнительных органов государственной власти Тверской области материалы, необходимые для выполнения задач и функций, возложенных на Министерство;
и) осуществлять в пределах имеющихся полномочий контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего деятельность транспортного комплекса.
В целях повышения эффективности выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области администрация Тверской области постановлением от 04 августа 2009 года №338-па утвердила Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, государственных учреждений Тверской области и организаций различных форм собственности при осуществлении контроля качества и полноты производства работ на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области.
Согласно пункту 3.1 указанного Положения Министерство транспорта Тверской области в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.
Министерство транспорта осуществляет управление, координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в Тверской области.
Положениями статьи 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Во исполнение указанной статьи постановлением администрации Тверской области от 03 марта 2011 года № 92-па утвержден Порядок организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области.
Названным постановлением администрации Тверской области на Министерство транспорта Тверской области возложены обязанности по обеспечению организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в соответствии с Порядком организации работ (пункт 2).
Порядком организации работ предусмотрено, что Министерство транспорта Тверской области координирует организацию работ по ремонту автомобильных дорог.
Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Министерство транспорта Тверской области в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств Тверской области на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных учреждений и организаций.
Согласно ст.15 Закон Тверской области от 28 февраля 2002 г. N 12-ОЗ-3 "О схеме управления Тверской областью" для реализации отдельных функций государственного управления Тверской областью Правительство Тверской области вправе формировать государственные учреждения Тверской области и наделять их отдельными управленческими функциями.
Согласно п.12 Приложения к постановлению Правительства Тверской области от 06.05.2017 N 122-пп "О подведомственности государственных унитарных предприятий Тверской области и государственных учреждений Тверской области исполнительным органам государственной власти Тверской области" Министерству транспорта Тверской области подведомственно ГКУ «Дирекция ТДФ».
Судом установлено, что ГКУ «Дирекция ТДФ» в силу пункта 1 Постановления Администрации Тверской области от 24 декабря 2008 г. N 492-па "О наделении государственного учреждения "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" отдельными управленческими функциями в сфере дорожной деятельности" и его Устава наделено функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также государственного заказчика по дорожной деятельности в отношении данных дорог.
В п.2.3 Устава Дирекции приведены специальные управленческие, организационные, контрольные и другие виды деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области. В частности, согласно п.п.2.3.5 Дирекция осуществляет диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области, в силу п.п.2.3.3 – в рамках компетенции государственного заказчика заключает государственные контракты (договоры) с отечественными и зарубежными организациями на осуществление дорожной деятельности, закупку товаров и услуг; п.п. 2.3.8 – обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспорта по автомобильным дорогам Тверской области в соответствии с целевым финансированием и заключаемыми договорами подряда по содержанию автомобильных дорог Тверской области, реализует меры по повышению безопасности движения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса.
Постановлением администрации Тверской области от 01.02.2011 N 12-па утвержден Порядок содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области", Постановлением администрации Тверской области от 01.02.2011 N 12-па утвержден Порядок содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области", определяющий правила организации и проведения работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в целях обеспечения безопасного и бесперебойного дорожного движения по ним.
В силу пунктов 2 и 3 данного Порядка Министерство транспорта Тверской области планирует и координирует организацию работ по содержанию автомобильных дорог, а Государственное казенное учреждение Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" осуществляет организацию работ по содержанию автомобильных дорог в части подготовки конкурсной документации, заключения и исполнения государственных контрактов.
Согласно пункту 2 постановления администрации Тверской области от 01.02.2011 №12-па Министерство транспорта Тверской области обязано обеспечить содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в соответствии с Порядком содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области.
Постановлением администрации Тверской области от 03.03.2011 N92-па утвержден Порядок организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, определяющий правила организации и проведения работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог.
В силу п.2 и п.4 данного Порядка организацию работ по ремонту автомобильных дорог осуществляет государственное казенное учреждение Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области", Министерство транспорта Тверской области координирует организацию работ по ремонту автомобильных дорог.
Согласно п.2 постановления администрации Тверской области от 03.03.2011 №92-па Министерство транспорта Тверской области обязано обеспечить организацию работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в соответствии с Порядком организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области.
В силу положений ч.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.2 Закона Тверской области от 03.02.2010 №12-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области в сфере осуществления дорожной деятельности» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Тверской области по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области 3 класса, в том числе ледовых переправ (далее - автомобильные дороги Тверской области).
Содержание автомобильных дорог - осуществление комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог, оценке их технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят в том числе устройство и содержание ледовых переправ.
В силу п.п.1,2 статьи 3 названного Закона Тверской области финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию. Расчет общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований производится в соответствии со Способом расчета нормативов, необходимых для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Тверской области, и Методикой распределения субвенций местным бюджетам на осуществление отдельных государственных полномочий, согласно приложению 85 к настоящему закону.
В силу подпунктов 1,2, 5-1 статьи 5 названого Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны:
1) исполнять в установленном законодательством порядке переданные отдельные государственные полномочия, в том числе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд по содержанию автомобильных дорог Тверской области и заключать муниципальные контракты;
2) исполнять письменные предписания органов государственной власти Тверской области по устранению
5-1) обеспечивать безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах Тверской области.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона Тверской области от 03.02.2010 №12-ЗО органы государственной власти Тверской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны:
1) обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами;
2) контролировать осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели финансовых и материальных средств;
3) рассматривать предложения органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
4) предоставлять органам местного самоуправления по их запросам информацию и материалы по вопросам осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.
Судом установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что спорная автомобильная дорога передана в оперативное управление ГКУ «Дирекция ТДФ» на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 04.06.2010 №1514 «О закреплении имущества на праве оперативного управления».
Согласно разделу 1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221, данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Подпунктом 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (подпункт 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93).
Неудовлетворительное состояние в течение длительного времени спорной автомобильной дороги подтверждено имеющимися в деле письменными доказательствами.
Прокуратурой Сонковского района по поступившему коллективному обращению граждан в порядке осуществления надзора 18.05.2018 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в части содержания, ремонта и капитального ремонта или реконструкции автомобильной дороги с идентификационным номером № «<данные изъяты>».
Актом проверки от 18 мая 2018 установлено, что из-за несоблюдения нормативных межремонтных сроков:
на участках автомобильной дороги «<данные изъяты>» 7+800-8+120, 8+200-8+350, 9+320-9+350, 9+630-9+720, 9+930-9+980, 10+150- 10+490, 12+500-12+730, 12+900-12+940, 13+000-13+050, 13+340-13+400 полностью разрушена конструкция дорожной одежды, в теле земляного полотна имеются пучинистые и слабые грунты;
на участках автомобильной дороги «<данные изъяты>» 8+120-8+200, 8+350-9+320, 9+350-9+630, 9+720-9+930, 9+980-10+150, 10+490- 12+500, 12+730-12+900, 12+940-13+000, 13+050-13+340, 13+400-13+500 существующее дорожное покрытие проезжей части полностью разрушено, для обеспечения проезда транспорта по данным участкам произведена засыпка ям и выбоин песчано-гравийной смесью.
Кроме того, ненадлежащее состояние данной автомобильной дороги подтверждено копией служебной переписки администрации Сонковского района Тверской области по факту ненадлежащего состояния и необходимости капитального ремонта спорного участка дороги, за период с 2010 по 2018 год.
Довод административного ответчика ГКУ «Дирекция ТДФ» о повреждении участка дороги вследствие виновного поведения третьего лица, объективно не подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Постановлением Правительства Тверской области от 10.11.2015 №525-пп утверждена Государственная программа Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016-2021 годы.
В перечне предусмотренных в ней мероприятий какие-либо виды работ в отношении спорных автомобильных дорог не предусмотрены.
Ненадлежащее состояние спорных автомобильных дорог в течение длительного времени свидетельствует о том, что Министерством транспорта Тверской области в нарушение п.п. я-1 п.8 раздела III Положения о данном Министерстве должным образом планирование дорожной деятельности не осуществляется, поскольку цель его не достигнута, не должным образом координируется деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам осуществления ими государственных полномочий Тверской области по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области 3 класса; не должным образом контролируется выполнение подведомственным Министерству ГКУ «Дирекция ТДФ» возложенных на него функций.
Из изложенного следует, что Министерство транспорта Тверской области надлежащим образом не выполняет поставленную перед ним задачу по осуществлению в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления, контроля (надзора) деятельности по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного комплекса, дорожного хозяйства.
Согласно ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее-Порядок) утвержден приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150, он определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов.
В силу п.2 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии с п.3 Порядка оценка технического состояния в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения проводится органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением.
Из п.п.5 п.9 раздела IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N402, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог является одним из видов работ по содержанию автомобильной дороги. Это же следует и из п.1 ст.2 Закона Тверской области от 03.02.2010 №12-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области в сфере осуществления дорожной деятельности».
Суду не представлено документов, подтверждающих исполнение обязанности по оценке технического состояния спорных автомобильных дорог, отсутствуют доказательства надлежащего контроля со стороны Министерства транспорта Тверской области за исполнением этой обязанности.
Дирекцией не представлено доказательств внесения ею предложений по совершенствованию сети вверенных дорог (п.2.3.10 Устава), подготовки предложений в Министерство транспорта Тверской области по соответствующим статьям доходов областного бюджета, по совершенствованию финансирования дорожной деятельности, при том, что в числе возражений по существу иска данный административный ответчик ссылается на то, что он является лишь получателем бюджетных средств и самостоятельно принимать решения о заключении государственных контрактов на выполнение работ по ремонту, строительству, реконструкции или выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектов ремонта автомобильных дорог, не включенных в Государственную программу Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016-2021 годы, не может.
Таким образом, и Министерство транспорта Тверской области, и Дирекция, в пределах предоставленной каждому из них компетенции по обеспечению безопасности дорожного движения, ответственные за надлежащее состояние спорных автомобильных дорог, не обеспечили надлежащего состояния данных дорог, что свидетельствует об их незаконном бездействии.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками Министерством транспорта Тверской области, государственным казенным учреждением Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» допущено незаконное бездействие, выразившееся в необеспечении надлежащего состояния спорной автомобильной дороги.
Спорные правоотношения охватываются предметом регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а защита прав неопределённого круга лиц связана с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных полномочий административными ответчиками.
На основании изложенного суд полагает, что возложение на Министерство транспорта Тверской области и государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в пределах полномочий каждого из данных административных ответчиков обязанности привести участок автомобильной дороги с идентификационным номером № «<данные изъяты>» протяженностью <данные изъяты> км в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» будет способствовать восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается прокуратура Сонковского района Тверской области.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу данной нормы суд полагает правильным определить сроки исполнения административными ответчиками возложенных на них настоящим решением суда обязанностей – в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а об исполнении обязанностей сообщить в течение срока, предусмотренного ч.9 ст.227 КАС РФ, в суд и административному истцу.
Руководствуясь ст.ст.226-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-93 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-93 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 9 ░░░░░░ 227 ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░