Дело №2А-322/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2018 года с. Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,
при секретаре Спириной Е.В.,
с участием:
представителей административного истца -Гущиной О.Ю., Чикризовой Е.А.,
административного ответчика- Бельды А.Н.,
представителя административного ответчика - ФГБУ «Заповедное Приамурье»- Маркушиной Н.А.,
представителя административного ответчика филиала «Анюйский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» Кириллина С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пак ФИО18 к ФГБУ «Заповедное Приамурье», филиалу «Анюйский» ФГБУ «Заповедное Приамурье», участковому государственному инспектору в области охраны окружающей среды Бельды Алексею Николаевичу о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ исх. № об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (произвести демонтаж и уборку с территории особо охраняемой зоны парка: остатков стоек шлагбаума расположенных в русле протоки «Бира» и провести рекультивацию земельного участка) незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Пак В.В. обратился в Нанайский районный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что 03.08.2018 участковым государственным инспектором в области охраны окружающей среды Филиала «Анюйский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» Бельды А.Н. было вынесено предписание №400. В предписании указано, что на основании акта обследования территории НП «Анюйский» в урочище «Бира» и по результатам административного расследования от 26.07.2018 в выделах 21, 28 квартал 419, выдел 16 квартал 463 Троицкого участкового лесничества выявлен факт самовольной эксплуатации остатков стоек шлагбаума, расположенных в русле протоки «Бира». Выяснено, что строения принадлежат гражданину Паку В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>.
Обжалуемым предписанием предписано в срок до 30.09.2018 произвести демонтаж и уборку с территории особо охраняемой зоны парка остатков стоек шлагбаума, расположенных в русле протоки «Бира». Произвести рекультивацию земельного участка.
Паком В.В. в феврале 2013 года был приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под стационарную пасеку, адрес (местонахождение): участок находится примерно в 15 км. по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>. Данный участок граничит с территорией национального парка «Анюйский», кадастровый номер земельного участка №
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № правообладателем земельного участка № является ФБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» (ФГБУ «Заповедное Приамурье», № на этот участок за учреждением зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
Ссылаясь на статьи 60, 62 Земельного кодекса РФ, на позиции высших судов, ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» представитель административного истца считает предписание незаконным, так как лицо, не может быть принуждено к сносу строений на основании предписания государственного органа, на это обязательно должно быть решение суда.
У ФГБУ «Заповедное Приамурье» отсутствуют полномочия по вынесению предписаний по сносу строений.
Строение остатки стойки для шлагбаума не находится на земельном участке Пака В.В. Отношения к установке остатков стоек для шлагбаума Пак В.В. не имеет.
В акте от 26.07.2018 в пункте 4 указано, что «в протоке Бира обнаружены две сломанные стойки шлагбаума, который ранее перегораживал протоку. Шлагбаум представителями Пака В.В. был добровольно убран, однако стойки остались».
Действительно, в июле 2018 года Пак В.В. взял на себя добровольное обязательство демонтировать металлические решетчатые ворота, с отходом в обе стороны от них колючей проволоки вида «Спираль Бруно» и навесным шлагбаумом, включая удерживающие строение конструкции, расположенные на территории Национального парка «Анюйский».
В соответствии с актом от 13.07.2018, подписанным юристом ФГБУ «Заповедное Рриамурье» Маркуниной Н.А., заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды - руководителем филиала «Анюйский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» Кириллиным С.С. и представителем Пака В,В., на дату 12.07.2018 металлические решетчатые ворота, с отходом в обе стороны» Спираль Бруно» и навесным шлагбаумом, включая удерживающие строение конструкции полностью демонтированы.
Таким образом, Паком В.В. взятые на себя обязательства по демонтажу ворот, шлагбаума и стоек, их удерживающих полностью выполнены, что зафиксировано в вышеуказанном акте. О том, что после произведенного демонтажа ворот, шлагбаума и стоек на указанном месте остались строения в виде «остатков стоек шлагбаума», акт не содержит.
Филиалом «Анюйский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» не обосновано, чем остатки стоек нарушают пункт 9 п.п.5 «Положения о Национальном парке «Анюйский», утв. Приказом Минприроды России №265 от 30.05.2017 и пункты 3, 7 ст.95 Земельного кодекса РФ.
Вызывает недоумение указание в обжалуемом предписании на самовольную эксплуатацию остатков стоек. Непонятно каким образом и кем могут эксплуатироваться найденные остатки стоек.
В соответствии с выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок, на котором находится национальный парк «Анюйский» относится к категории земель лесного фонда. В соответствии с п. 1 ст.95 Земельного кодекса РФ земли национальных парков относятся к категории особо охраняемых территорий. Таким образом, сведения из ЕГРН не подтверждают особый статус земель национального парка «Анюйский».
В предписании не указано, в связи с чем после демонтажа стоек необходимо провести рекультивацию земельного участка.
Обжалуемое предписание противоречит действующему законодательству, так как нарушает судебный порядок сноса строений, а также нарушает права Пака В.В. путем возложения на него незаконной обязанности по сносу строения в обход судебного порядка.
Поскольку Пак В.В. не возводил самовольное строение в виде остатков стоек и не является собственником земельного участка, на котором она возведена, на него не может быть возложена обязанность сноса данного объекта.
Оспариваемое предписание нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы Пака В.В., так как незаконно и необоснованно возлагает на него дополнительные обязанности, а также ответственность в виде сноса строения за правонарушение, которое он не совершал.
В судебное заседание административный истец Пак В.В. не явился, о месте и времени слушания дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд полагает возможным, в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представители административного истца Гущина Л.Ю. и Чикризова Е.А. исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Заповедное Приамурье» Маркунина Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом предоставила письменные возражения, которые были оглашены в судебном заседании.
Представитель административного ответчика Филиала «Анюйский» Кириллин С.С. ФГБУ «Заповедное Приамурье» исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать.
Административный ответчик Бельды А.Н. с исковыми требования не согласен, считает, что предписание он вынес законно и обоснованно.
Выслушав пояснения представителей административного истца, представителей административных ответчиков и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Национальный парк "Анюйский" учрежден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 № 1838-р и относится к особо охраняемым природным территориям.
В силу ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды, касающихся:
а) режима особо охраняемой природной территории;
б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
На особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется также должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Должностные лица органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий (ст. 34 названного закона).
Во взаимосвязи положений пп. 5 п. 9 Положения о национальном парке "Анюйский", утв. Приказом Минприроды России от 30.05.2017 № 265, и пп. 2 п. 7 ст. 95 Земельного кодекса РФ, на территории национального парка, отнесенного к особо охраняемым природным территориям, запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров и объектов, связанных с функционированием национального парка.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ о Пак В.В. на основании договора № купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под стационарную пасеку, общая площадь 8575 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 15 км. по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира <адрес>.
Как следует из представленных административным ответчиком материалов ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения рейдового мероприятия с обследованием территории национального парка «Анюйский» сотрудниками национального парка «Анюйский» в урочище «Бира», на участке особо охраняемой зоны, граничащим с земельным участком, принадлежащем на праве собственности Пак В.В. выявлены многочисленные нарушения требований природоохранного законодательства, в том числе в 502 метрах от участка Пак В.В., самовольно установлены решетчатые ворота, с отходом в обе стороны от них колючей проволоки вида «Спираль Бруно» и навесным шлагбаумом над протокой Бира.
26.07.2017 Паку В.В. было выдано предписание убрать указанное незаконное строение в срок до 01.10.2017.
31.07.2017 руководителю филиала «Анюйский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» Кириллину С.С. за входящим №459 поступило письмо от Пак В.В. из которого следует, что последний обязуется перенести ворота в пределы своего земельного участка в ближайшее время.
Однако предписание от 26.07.2017 не было выполнено и 13.03.2018 Паку В.В. было выдано предписание убрать самовольно установленные решетчатые ворота с навесным шлагбаумом, перекрывшим протоку Бира в срок до 30.05.2018.
Данное предписание было обжаловано Паком В.В. в Кировский районный суд г. Хабаровска.
13.07.2018 определением Кировского районного суда г. Хабаровска производство по административному делу было прекращено в связи с утверждением мирового соглашения о примирении сторон, из которого следует, что административный истец Пак В.В. обязуется своими силами и за свой счет в срок до 13.07.2018 демонтировать в урочище «Бира» на территории национального парка «Анюйский» строение в виде металлических решетчатых ворот с отходом в обе стороны от них колючей проволоки вида «Спираль Бруно» и навесным шлагбаумом над протокой «Бира», включая удерживающие строение конструкции.
Согласно акту от 13.07.2018 установлено, что металлические решетчатые ворота с отходом в обе стороны от них колючей проволоки вида «Спираль Бруно» и навесной шлагбаум над протокой «Бира», включая удерживающие строение конструкции полностью демонтированы.
24.07.2018 комиссией в составе ФИО13 - заместителя директора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Заповедное Приамурье», ФИО19 - мастером леса филиала Анюйский ФИО3 «Заповедное Приамурье», ФИО14 - научным сотрудником Дальневосточного филиала ФГБУН «ВНИИОЗ» им. Проф. Б.М. Житкова (эксперт) проведено обследование территории особо охраняемой зоны национального парка «Анюйский» в урочище «Бира» (левый и правый берега протоки Бира- левого притока Анюй). Осмотренная территория граничит с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, принадлежащим физическому лицу Паку В.В. на правах частной собственности с целевым назначением: для иных видов сельскохозяйственного использования (под стационарную пасеку), площадь 8575 квадратных метров и составлен акт от 26.07.2018 из которого следует, что береговая полоса протоки Бира, ширина которой в соответствии с ч.6 ст.6 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ составляет 20 м. расположенная между строениями (домами) и водным объектом Бира отсыпана пескогравием, естественный уклон рельефа ликвидирован, почвенный покров отсутствует (снят или засыпан); на территории особо охраняемой зоны национального парка в границах береговой полосы, которая в соответствии с ч.8 ст.27 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации, расположены незаконно возведенные объекты: бетонная площадка, выполненная путем укладки 10 бетонных дорожных (или аэродромных плит 5х1,75 м.); 3 лестницы из камня и металла для спуска от участка Пака В.В. до бетонной площадки (длиной от 6-10 м., шириной 1,5-2 м.); 1 пологая бетонная дорожка (пандус) для спуска от участка Пака В.В. до бетонной площадки (8х1 м.); 1 лестница из дерева, закрепленная на 4-х бетонных опорах (фундаменте) для спуска непосредственно с крыльца гостевого дома (10х1,7 м.); «ветряк» на мачте высотой около 10 м.; Глубина почвенного покрова на участках, не затронутых снятием плодородного слоя и являющихся сопредельными с участками, где плодородный слой снят, составила 30 см. и более. В почве визуально наблюдается значительное количество безпозвоночных животных, в то время как на минерализованных участках визуально наблюдается только саранча. В протоке Бира обнаружены две сломанные стойки шлагбаума, который ранее перегораживал протоку. Шлагбаум представителем Пака В.В. был добровольно убран, однако стойки остались: левая расположена в пределах береговой линии и выступает из грунта на высоту около 50 см., верхний конец имеет рваные края (обломан), правая расположена непосредственно в русле протоки и загнута вниз по течению. В силу своего места расположения указанные объекты представляют опасность для маломерных судов службы охраны национального парка, а соответственно здоровью и жизни людей, кроме того, засоряют водный объект.
На основании указанного акта 03.08.2018 участковым инспектором в области охраны окружающей среды Бельды А.Н. при осуществлении контроля за охраной окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории, использованием, охраной, защитой охраняемой территории национального парка «Анюйский» было вынесено предписание Паку В.В. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно о демонтаже и уборке с территории особо охраняемой зоны парка остатков стоек шлагбаума, расположенных в русле протоки «Бира» и проведении рекультивации земельного участка.
Из пояснений представителя административного ответчика ФГБУ «Заповедное Приамурье»- Маркушиной Н.А., следует, что 12.07.2018 она непосредственно присутствовала при осмотре территории, где были установлены металлические решетчатые ворота с отходом в обе стороны от них колючей проволоки вида «Спираль Бруно» и навесной шлагбаум над протокой «Бира». При визуальном осмотре было установлено, что Паком В.В. выполнены все их требования. Установить в полном ли объеме были демонтированы конструкции, удерживающие шлагбаум через протоку не представилось возможны, так как был подъем воды в протоке Бира. При рейде 24.07.2018, уровень воды в протоке Бира был низкий, в связи с чем было установлено, что конструкции, удерживающие шлагбаум через протоку не убраны.
Таким образом, доводы изложенные в исковом заявление о том, что Пак В.В. к установке стоек для шлагбаума не имеет отношения не состоятельны, а неисполнение им требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Довод о том, что требования о сносе самовольной постройки должно предъявляться в суд в порядке искового производства основан на неверном толковании закона. Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Бльды А.Н. при вынесении предписания о демонтаже остатков стоек шлагбаума расположенных в русле протоки «Бира» действовал в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Доводы представителя административного истца, о том, что предписание о необходимости произвести демонтаж остатков стоек шлагбаума, расположенных в русле протоки «Бира» вынесено незаконно, так как имеется определение суда о мировом соглашении и административному ответчику нужно было обратиться за выдачей исполнительного листа так же необоснованны, так как имеется акт подписанный сторонами, о том, что требования мирового соглашения исполнены.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о законности выданного Паку В.В. предписания от 03.08.2018 №400, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░18 ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 03.08.2018 ░░░. №400 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:28.09.2018.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.