Решение по делу № 2-1601/2020 от 05.08.2020

УИД 61RS0020-01-2020-002664-62

Дело № 2-1601/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2020 года                             г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Меликяна С.В.,

при секретаре Платоновой Т.Ю.,

с участием:

представителя истца по доверенности Ильенко А.М.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске (межрайонное) по доверенности Матчановой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вардересян С.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) и Государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации в Ростовской области о признании незаконным решения о прекращения выплаты страховой пенсии, третье лицо - Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором после уточнения требований просит признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске о прекращении выплаты ей страховой пенсии с 01.10.2019, и обязать Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации в Ростовской области восстановить ей выплату страховой пенсии с 01.10.2019.

В обоснование иска указала, что в соответствии с уведомлением №.... от 24.09.2019 ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске ей прекращена выплата страховой пенсии по инвалидности с 01.10.2019. Основанием для прекращения выплаты страховой пенсии явился ответ ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», которым не был подтвержден факт установления истцу инвалидности. С данным решением ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске истец не согласна. Ей в установленном порядке 09.10.2013 была выдана справка МСЭ-2012 №.... ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». С ноября 2013 года она получала выплаты страховой пенсии. Для получения выплат ею в соответствии с требованиями ГУ УПФ РФ было предоставлено заявление и все необходимые документы, вследствие чего ГУ УПФ РФ было принято решение о назначении ей страховой пенсии по инвалидности.

Справку МСЭ-2012 №...., выданную ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», никто не признал недействительной и не отменил, что подтверждает правильность ранее принятого решения ГУ УПФ РФ о назначения ей страховой пенсии.

В связи с этим, прекращение выплаты истцу страховой пенсии по основаниям п. 3 ч.. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является незаконным.

Истец, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительности причины неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела суд не просила. Дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ильенко А.М. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика по доверенности Матчанова А.М. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика Государственного учреждению – Центра по выплате пенсий и обработке информации в Ростовской области в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Из материалов дела следует, что 09.10.2013 истцу ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» была выдана справка МСЭ-2012 №.... об установлении второй группы инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д. 12).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на основании указанной справки и иных предоставленных истцом ответчику документов Вардересян С.В. с ноября 2013 года была назначена и выплачивалась ответчиком пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

Письмом от 24.09.2029 №.... ответчик ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске сообщил истцу, что согласно ответу ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России подтвердить факт установления истцу группы инвалидности не представляется возможным, в связи с чем с 01.10.2019 выплата пенсии и ЕДВ истцу прекращена по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400 ФЗ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400 ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

Таким образом, законодатель связывает прекращение выплаты страховой пенсии по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400 ФЗ исключительно с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию.

Между тем материалами дела утрата истцом права на назначенную ей страховую пенсию не подтверждена. Ответчиком также не представлено относимых и допустимых доказательств утраты истцом права на страховую пенсию по инвалидности.

Из справки об инвалидности МСЭ-2012 №.... от 09.10.2013 следует, что инвалидность истцу установлена бессрочно, то есть срок признания лица инвалидом не истек.

Справка МСЭ-2012 №...., выданная ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» 09.10.2013, на основании которой истцу производились выплаты пенсии и ЕДВ, на дату рассмотрения иска не признана недействительной.

Доводы ответчика в обоснование возражений против иска об обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных истцом в подтверждение права на указанную пенсию, не могут быть приняты судом во внимание.

Согласно материалам дела основанием для назначения УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) Вардересян С.В. пенсионных выплат послужило установление Вардересян С.В. инвалидности бюро № 30 филиала федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с выдачей ей выписки из акта медицинского освидетельствования от 09.10.2013 об установлении Вардересян С.В. II группы инвалидности бессрочно (причина инвалидности - общее заболевание).

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 12 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 № 310н (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт "б" пункта 6 Порядка).

В соответствии с пунктом 4 Порядка состав бюро медико-социальной экспертизы включает не менее трех специалистов и формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации (при необходимости - специалистов по социальной работе), которые несут персональную ответственность за соблюдение порядка и условий признания лица инвалидом, соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии; персональная ответственность специалистов бюро закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Исходя из Правил признания лица инвалидом, медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36).

Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность, как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Из частей 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 N 10-П, гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении его решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом, что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина (абзац первый пункта 4 Постановления).

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему в обязанность контролировать их действия, притом, что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения (абзац восьмой пункта 4 Постановления).

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований Вардересян С.В., возражений ответчика ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске относительно иска и подлежащих применению норм материального права является установление следующих обстоятельств: имела ли место со стороны Вардересян С.В. недобросовестность (противоправность) при проведении в отношении нее медико-социальной экспертизы и получении ею справки от 09.10.2013 об установлении инвалидности и, как следствие, получение ею пенсионных выплат в связи с инвалидностью.

Поскольку добросовестность Вардересян С.В. при разрешении ее исковых требований презюмируется ввиду того, что гражданин в рамках легальной процедуры проведения медико-социальной экспертизы не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением медико-социальной экспертизы того или иного решения, то бремя доказывания ее недобросовестности при получении статуса инвалида и предъявлении им в пенсионный орган документов об установлении инвалидности лежит на ответчике ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске, принявшем решение о прекращении пенсионных выплат.

Как следует из представленных ответчиком ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске письменных возражений и приложенных к ним письменных доказательств, Вардересян С.В. 20.11.2013 обратилась в УПФР в г. Гуково с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, и 01.10.2013 с заявлением о назначении ЕДВ, представив, в том числе, выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2012 №...., выданную Бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» об установлении Вардересян С.В. впервые с 09.10.2013 второй группы инвалидности по причине общее заболевание бессрочно. На основании указанной выписки Вардересян С.В. с 09.10.2013 является получателем страховой пенсии по инвалидности и ЕДВ. 12.08.2019 ответчиком был сделан запрос в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» о подтверждении факта медицинского освидетельствования, на который получен ответ от 13.09.2019 об отсутствии в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой с января 2014 г. при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию истца в Бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», а также отсутствии данных освидетельствования на бумажных носителях, в связи с чем подтвердить факт установления группы инвалидности истцу не представляется возможным. На основании указанного ответа истцу прекращена выплата пенсии по инвалидности с 01.10.2019.

Суд отмечает, что само по себе отсутствие данных по освидетельствованию истца в ЕАВИИАС и на бумажных носителях с достоверностью не подтверждает непрохождение истцом медицинского освидетельствования в Бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», а следовательно, и утрату истцом права на назначенную ей страховую пенсию.

Ссылка ответчика на то, что в производстве Следственного Управления Следственного Комитета РФ по РО имеется уголовное дело в отношении должностных лиц ФКУ «ГБ МСЭ по РО» и производятся проверки по факту законности установления инвалидности гражданам за период с 2010 по 2017 годы, также является несостоятельной, поскольку доказательств противоправности действий истца при установлении ей инвалидности материалы дела не содержат и ответчиком такие доказательства не представлены.

С учетом изложенного решение ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске (межрайонного) о прекращении выплаты Вардересян С.В. страховой пенсии по инвалидности с 01.10.2019 принято при отсутствии для этого законных оснований.

Суд принимает во внимание, что Постановлением Правления Пенсионного Фонда РФ № 339п от 20.07.2018 создано Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Ростовской области и утверждено Положение о нем. Распоряжением Правления Пенсионного Фонда РФ № 174р от 06.04.2018 утвержден Регламент взаимодействия между территориальными органами Пенсионного фонда РФ при установлении и выплате пенсий и иных социальных выплат в условиях функционирования Центра по выплате пенсий и обработке информации (далее – Регламент). Согласно п. 2.2 Регламента Центр по выплате пенсий и обработке информации принимает распоряжение о возобновлении выплаты пенсии (без истребования заявления).

С 07.11.2019 ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске (межрайонное) передало функции по прекращению и возобновлению выплаты пенсий и иных социальных выплат Государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации в Ростовской области.

С учетом изложенного, суд полагает обязать Центр по выплате пенсий и обработке информации в РО возобновить выплату Вардересян С.В. пенсии по инвалидности с 01.10.2019.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске (межрайонного) о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности Вардересян С.В. с 01.10.2019.

Обязать Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации в Ростовской области возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности Вардересян С.В.,..... года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, с 01.10.2019.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Меликян

Мотивированное решение составлено 24.12.2020

2-1601/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вардересян Светлана Васильевна
Ответчики
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное)
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области
Другие
Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области " Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Меликян Сергей Вараздатович
Дело на сайте суда
novoshahtinsky.ros.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2020Передача материалов судье
07.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2020Подготовка дела (собеседование)
16.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2020Судебное заседание
24.11.2020Судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2021Дело оформлено
03.02.2021Дело передано в архив
24.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее