Дело № 11-90/2021
Апелляционное определение
г. Екатеринбург 15 февраля 2021 г.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Васильковой О.М.,
при секретаре Трофименко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чужовой Т. Ю. к Баталову А. В. о взыскании неосновательного обогащения в виде залоговой суммы по договору аренды,
по апелляционной жалобе ответчика на решение мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от <//>,
установил:
Чужова Т.Ю. обратилась в суд с иском к Баталову А.В. о взыскании с ответчика переданной залоговой суммы по заключенному между сторонами договору аренды жилого помещения по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>.
В обоснование иска указано, что <//> истец, выступая в качестве арендатора вышеназванного жилого помещения передала ответчику, являвшемуся арендодателем залоговую сумму в размере 25000 рублей. Данные денежные средства подлежали возврату после сдачи квартиры и при условии нахождения жилого помещения в первоначальном, исправном и чистом состоянии. <//> сделка была расторгнута, истец освободила квартиру, сторонами составлен акт приема-передачи. В то же время ответчик отказался от возврат денежной суммы. Ссылаясь на неисправность кровати, которая и при заключении сделки находилась в том же само состоянии, и более того, не была поименована в акте передачи жилого помещения, являвшемся неотъемлемой частью договора.
Решением мирового судьи от <//> исковые требования Чужовой Т.Ю. удовлетворены в полном объеме, с ответчика взыскана сумма равная 25000 рублей, с возмещением расходов по оплате государственной пошлины – 950 рублей 00 коп.
Ответчик не согласился с принятым судебным постановлением и обратился в суд с апелляционной жалобой на него, указав, что в акте от <//> прямо было указано, что кровать в ненадлежащем состоянии, требуется ремонт каркаса, замена ламелей и направляющих, повреждены обои за спинкой кровати. Требуется уборка пола, поверхностей подоконника и столешниц. Пятна на стенах, санузел с черным налетом, требуется чистка, холодильник грязный – требуется разморозка и уборка. Таким образом, нельзя признать тот факт, что жилое помещение находилась при его возврате в надлежащем и исправном состоянии. Суд также необоснованно принял в качестве исчерпывающего перечень имущества, указанного в акте. Болеет того, договор с Чужовой Т.Ю. не расторгнут, у истца имеется задолженность по оплате арендных и коммунальных платежей.
В судебное заседание истец не явилась, уполномочила на участие в деле своего представителя.
В судебном заседании представитель истца сослался на законность и обоснованность принятого судебного решения.
В судебном заседании Баталов А.В. на доводах апелляционной жалобы настаивал, обратив внимание суда на то, что сама истец в судебном заседании ранее не оспорила тот факт, что мебель ею была повреждена и жилое помещение находилось в ненадлежащем техническом состоянии. Акт с указанием на согласие истца устранить недостатки был составлен только ответчиком, так как для истца такой необходимости не было. Договор аренды был предоставлен и заполнен истцом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на них. При этом суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 1 и п.п. 1, 2, 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (ст. 425 Кодекса).
В силу ст.ст. 671, 673, 676, 678, 681, 682, 683 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии.
Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. В случае, если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер.
Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.
Как установлено судом первой инстанции, <//> между Баталовым А.В. (арендодатель) и Чужовой Т.Ю. (арендатор) был заключен договор аренды <адрес> г.Екатеринбурга, сроком до <//>.
В силу п. 3.2 договора арендатором должна быть внесена залоговая сумму в размере 25000 рублей за имущество, которое находится в квартире, перечень которого приведен в акте приема-передачи, в размере 25000 рублей, которая возвращается после возврата объекта при условии возврата в первоначальном, исправном и чистом состоянии.
В соответствии со ст. 431 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Таким образом, при разрешении иска следует исходить из условий договора, определенных и согласованных сторонами при заключении сделки.
Так, из п. 3.2 следует, что залоговая сумма вносится за имущество, находящееся в квартире, и перечень которого указан в акте приема-передачи.
Так, в п. 3 акта указано, что мебель, другие предметы домашней обстановки интерьера и обихода находятся в отличном состоянии, позволяющем использовать их по назначению, а также бытовую технику, находящуюся в рабочем состоянии: (следует перечисление имущества после знака «:») стол стеклянный с тремя стульями с замшевой обивкой, микроволновая печь, столовые принадлежности, чайник электрический с покрытием из нержавеющей стали, встроенный холодильник, встраиваемая техника: варочная поверхность. Стиральная машина, духовой шкаф, вытяжка под варочной поверхностью, телевизор, полка под технику и журнальный столик, письменный стол с откатным стулом, кондиционер, пульт (3 штуки), ваза хрустальная (2 штуки), гардеробная комната с откатными стеклянными дверями, гладильная доска, утюг, шкаф-купе в прихожей, ванна, раковина, унитаз.
Объект и имущество находятся в хорошем исправном состоянии без видимых дефектов или повреждений (п. 4).
Ответчик ссылается на п. 2 договора, согласно которому арендатор принял находящееся внутри помещения имущество и оборудование. Однако, из п. 3.2 прямо следует, что залоговая сумма вносится за имущество согласно перечню. Пункт же 2 договора нельзя признать условием, определяющим перечень имущества, поскольку в нем имеется ссылка на передаваемый объект и имущество в целом. Перечень же предполагает перечисление каждого предмета, вида предмета.
Причины не указания кровати, при перечислении всех иных предметом, сторонами не указаны, но несмотря на это, истец взяла на себя обязательство по уплате залоговой суммы за повреждение, ненадлежащее состояние имущества, которое указано в перечне.
Таким образом, мировым судьей верно сделан вывод о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
В то же время, при причинении ущерба имуществу Баталов А.В. вправе требовать защиты своих прав, в том числе судебной, и предъявить требование при наличии к этому фактических оснований о возмещении данного ущерба.
По доводам о наличии задолженности суд исходит из того, что данные требования предметом спора в суде первой инстанции не являлись, заявленный же способ судебной защиты не влечет за собой обязанность суда устанавливать спор о наличии иных имущественных претензиях между сторонами. Однако несмотря на это, истец вправе обратиться в суд за защитой своих правы и законных интересов при наличии факта такого нарушения со стороны истца или иных лиц.
Ответчиком представлен акт возврата помещения от <//>, в котором указано, что стороны договорились, что залоговая сумма подлежит внесению в счет возмещения стоимости восстановительного ремонта кровати и проведения уборки помещения. В акте, представленном истцом, такая запись отсутствует.
Акты составлялись в двух экземплярах по одному для каждой из сторон.
Соответственно, при наличии дополнительной записи и отсутствии ее в распоряжении у одной из сторон, противоположной стороне следует представить доказательства правомерности внесения записи и указать основания по которым, дополнительные сведения имеются в одном акте, а в другом они отсутствуют. Однако такие доказательства отсутствуют.
Само по себе понятие «чистоты» является сугубо субъективным и оценочным. Объективные данные о состоянии имущества суду не представлены.
В соответствии со ст.ст. 687, 688 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения вправе с согласия других граждан, постоянно проживающих с ним, в любое время расторгнуть договор найма с письменным предупреждением наймодателя за три месяца.
Договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случаях: невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа; разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает.
По решению суда нанимателю может быть предоставлен срок не более года для устранения им нарушений, послуживших основанием для расторжения договора найма жилого помещения. Если в течение определенного судом срока наниматель не устранит допущенных нарушений или не примет всех необходимых мер для их устранения, суд по повторному обращению наймодателя принимает решение о расторжении договора найма жилого помещения. При этом по просьбе нанимателя суд в решении о расторжении договора может отсрочить исполнение решения на срок не более года.
Договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре: если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния; в других случаях, предусмотренных жилищным законодательством.
Если наниматель жилого помещения или другие граждане, за действия которых он отвечает, используют жилое помещение не по назначению либо систематически нарушают права и интересы соседей, наймодатель может предупредить нанимателя о необходимости устранения нарушения.
Если наниматель или другие граждане, за действия которых он отвечает, после предупреждения продолжают использовать жилое помещение не по назначению или нарушать права и интересы соседей, наймодатель вправе в судебном порядке расторгнуть договор найма жилого помещения. В этом случае применяются правила, предусмотренные абзацем четвертым пункта 2 настоящей статьи.
В случае расторжения договора найма жилого помещения наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении к моменту расторжения договора, подлежат выселению из жилого помещения на основании решения суда.
Сторонами был составлен акт возврата жилого помещения, требования о расторжении договора ответчиком как и истцом ранее заявлены не были, истец жилым помещением не пользуется, оно поступило в единоличное пользование ответчика, соответственно и данный довод не является основанием для отмены или изменения решения.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка№ Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от <//> по гражданскому делу по иску Чужовой Т. Ю. к Баталову А. В. о взыскании неосновательного обогащения в виде залоговой суммы по договору аренды, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья: подпись О.М.Василькова
Копия верна
Судья:
Секретарь: