Решение по делу № 2а-1674/2021 от 26.07.2021

        Дело № 2а-1674/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вязьма 24 августа 2021 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего, судьи Воронкова Р.Е.

при секретаре Григорьевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вяземского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренным законодательством о гражданской обороне, защитного сооружения гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л:

Вяземский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование требований указав, что в ходе проведенной по заданию прокуратуры области проверки установлены нарушения законодательства о гражданской обороне при содержании сооружений гражданской обороны. Защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗО ГС) инвентарный номер N ХХХ, вместимостью 100 человек (внесено в реестр федерального имущества под номером ХХХ), общей площадью 516,6 кв.м., расположенное на территории ОГБУЗ «Вяземская ЦРБ» по адресу: <адрес>, не содержится надлежащим образом, к приему укрываемых не готово, состояние систем жизнеобеспечения не соответствует предъявляемым к ним требованиям, инженерное оборудование отсутствует, тем самым нарушены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583. Указанное свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны: представление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. В нарушение действующего законодательства Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях до настоящего времени не принято мер по обеспечению сохранности имущества, находящегося в федеральной собственности - ЗС ГО (убежища), по его надлежащему содержанию. Каких-либо договоров, соглашений, направленных на сохранение названного имущества, не заключено, доступ посторонних лиц в помещение укрытия не ограничен. Указанный объект гражданской обороны не был передан на каком-либо праве юридическим или физическим лицам, никем не использовался, назначение объекта как защитного сооружения не изменено. Данным бездействием нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, тем самым подвергаются угрозе права неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

Просит суд признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по не принятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствиии с целевым назначением, предусмотренным законодательством о гражданской обороне, защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером ХХХ, расположенного на территории ОГБУЗ «Вяземская центральная районная больница» по адресу: Россия, <адрес>, и обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры в отношении защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером ХХХ, расположенного на территории ОГБУЗ «Вяземская центральная районная больница» по адресу: Россия, <адрес>, а именно: выполнить мероприятия по оценке технического состояния защитного сооружения; подготовить к приему укрываемых лиц в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583; ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.

В судебном заседании административный истец - помощник Вяземского межрайонного прокурора Тарасенкова А.А. требования поддержал.

Представитель административного ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях Гончарова Е.Б. административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве (л.д. 67-70), согласно которым Межрегиональное территориальное управление не наделено полномочиями по обеспечению сохранности жизни и здоровью граждан в период ГО и ЧС. Нормы законодательства и положения подзаконных актов, а именно: Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ и Постановление Правительства РФ N 1309 от 29.11.1999 - не регулируют деятельность административного ответчика, а связаны с созданием объекта гражданской обороны и выполнением мероприятий в области гражданской обороны. Полномочиями по созданию убежищ и проведению мероприятий в области гражданской обороны на территории РФ наделены органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления. Подобные мероприятия возложены на ГУ МЧС России по Смоленской области и иных специально созданных для этого лиц, которые обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся. Тот факт, что учреждение - ОГБУЗ «Вяземская ЦРБ» не считает нужным учитывать на своем балансе и содержании объект ГО, находящийся на его территории и, скорее всего, изначально был предназначен для приема укрываемых, которыми являются работники учреждения и лица, проходящие стационарное лечение в учреждении, по причине затратности подобного мероприятия, не дает права и не является правовым основанием для понуждения Межрегионального территориального управления проводить работы по восстановлению и содержанию имущества.

Представитель заинтересованного лица - Главного управления МЧС России по Смоленской области Николаевская В.А. полагал, что заявленные прокурором административные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Представил письменный отзыв (л.д. 78-80), в котором указывает, что в нарушение требований законодательства Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях меры по обеспечению сохранности имущества, находящегося в федеральной собственности - ЗС ГО (убежища) с инвентарным номером ХХХ, а также по его надлежащему содержанию не принимаются до настоящего времени. Договоры, соглашения, направленные на сохранение названного имущества, не заключались, доступ посторонних лиц в помещение укрытия не ограничен. Таким образом, до момента исключения данного объекта с учета в качестве убежища, оно должно использоваться в целях реализации основных задач гражданской обороны. Принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни, здоровья неопределенного круга лиц в период военного времени и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МО «Вяземский район» Смоленской области Куров И.В. полагал, что заявленные прокурором административные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Указал, что акт инвентаризации 2018 года, где рекомендовано снятие ЗС ГО, с учета, не является документом, который обязывает снять с учета данный объект. Акт носит рекомендательный характер, механизм снятия с учета такого объекта очень тяжелый и долговременный, который требует большого количества согласования. В соответствии с разделом третьим Приложения первого Постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 и п. 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2284, данный объект является федеральной собственностью, относится по данным документам к федеральной собственности, о чем свидетельствует письмо МТУ Росимущества от 26.09.2018 г., где представлен перечень ЗС ГО, в том числе и спорное защитное сооружение. На территории спорного объекта скорее всего проводились мероприятия тренировочного характера, связанные с гражданской обороной, только на начальном этапе. Документально данный факт подтвердить не может.

Представитель заинтересованного лица – ОГБУЗ «Вяземская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 65).

Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайств и возражений не представил.

Учитывая положения ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты (ст. 2 указанного закона).

Согласно п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются в том числе строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

К объектам гражданской обороны относятся согласно пп. 1 п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" относится убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

ЗС ГО (защитные сооружения гражданской обороны) - убежища являются объектами гражданской обороны (Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583).

Судом установлено, что на территории Смоленской области, согласно сведениям реестра федерального имущества, в реестре числится 219 защитных сооружений гражданской обороны, к которым относится, в том числе и объект, расположенный на территории ОГБУЗ «Вяземская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, N ХХХ, вместимостью 100 человек, внесен в реестр федерального имущества под номером ХХХ (л.д. 21, 23, 24, 32-34).Данные о регистрации права собственности на вышеуказанное ЗС ГО материалы дела не содержат (л.д.37). ОГБУЗ «Вяземская ЦРБ» сообщило о том, что данное ЗС ГО на балансе учреждения не стоит и не стояло. (л.д. 36). Из сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области следует, что спорное ЗС ГО в реестре государственной собственности Смоленской области не значится (л.д. 39). В реестре муниципальной собственности данное ЗС ГО также не значится (л.д. 41).

В информационных письмах, адресованных административному истцу, административный ответчик указывает на принятие мер с его стороны по получению финансирования для содержания ЗС ГО с инвентарным номером ХХХ (л.д. 20, 23, 43).

Из акта инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО от августа 2018 г. следует, что сооружение принято в эксплуатацию в 1988 году, балансодержателем является государственная казна, реестровый номер федерального имущества ХХХ, в аренду не передано (л.д. 46-48).

Из паспорта сооружения ЗС ГО следует, что объект принадлежит Вяземской центральной районной больнице, вместимость 100 человек, площадь 516,6 кв.м. (л.д. 49-50, 51-53). Однако данный паспорт, по мнению суда, не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом.

Из журнала учета ЗС ГО МО «Вяземский район» Смоленской области следует, что спорное сооружение на учете не состоит (л.д. 54-57).

Защитное сооружение гражданской обороны - убежище, находящееся в подвале указанного объекта, не готово к приему укрываемых, а именно: отсутствует инженерно-техническое оборудование, не проводятся мероприятия по приведению ЗС ГО в готовность для приема укрываемых, по техническому ЗС ГО, по текущему и капитальному ремонту ЗС ГО (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», раздел 5, 6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введение в действие Правил эксплуатации ЗС ГО»), отсутствует документация ЗС ГО (п. 3.6 Правил эксплуатации), не производится оценка технического состояния ЗС ГО (раздел 4 Правил эксплуатации), не создано звено для обслуживания ЗС ГО (п. 1.4 Правил эксплуатации), что подтверждается представленными документами, а именно: информационным письмом ГУ МЧС России по Смоленской области (л.д. 27-30), актом инвентаризации от августа 2018 года (л.д. 46-48), объяснениями участвующих в деле лиц.

Таким образом, в настоящее время ЗС ГО находится в неудовлетворительном состоянии, убежище никем не эксплуатируется и состояние систем жизнеобеспечения не соответствует предъявляемым к ним требованиям.

Согласно абз. 4 ч. 2 ст. 8 Закона о гражданской обороне органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Аналогичная норма содержится и в п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которой к вопросам местного значения отнесена поддержка в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.

Вместе с тем, поддержание в состоянии постоянной готовности объекта и необходимость его ремонта (в связи с ненадлежащим содержанием объекта в течение длительного времени, за которое произошли разрушения конструкций и выход из строя систем вентиляции, электроснабжения и т.д.) с учетом обстоятельств конкретного дела не могут быть признаны идентичными понятиями.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 7 Закона о гражданской обороне на федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возлагается обязанность осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Осуществление территориальным органом Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, установлено п. 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374.

Кроме того, в соответствии с положениями Приложения 1 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Управление и распоряжение указанным имуществом согласно п. 15 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1 осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 5.4, 5.5 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, утв. Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 471, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом; организовывает и проводит в установленном порядке проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а также имущества, составляющего казну Российской Федерации; принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также нарушений, возникающих при осуществлении полномочий по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть полномочия собственника в отношении расположенного на территории Смоленской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.

Кроме того, по действующему Порядку создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, функции по осуществлению контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию отнесены как к компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, так и к компетенции федеральных органов исполнительной власти (п. п. 8, 9 указанного Порядка). Изложенное (в совокупности с нормой абз.4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне") подтверждает правильность предъявления административного иска к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.

Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время из п. 2 которого следует, что содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования средств связи и оповещения ЗС ГО.

Поскольку в настоящее время спорный объект не числится в государственной или муниципальной собственности, не передан в аренду иным лицам, внесен в реестр федерального имущества под номером ХХХ, содержится ненадлежащим образом и находится в состоянии, не отвечающем требованиям, предъявляемым к подобного рода убежищам, что не оспаривается сторонами, полномочия собственника в отношении федерального имущества осуществляет Росимущество, непосредственно или через свои территориальные органы, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью федерального имущества, расположенного на территории Смоленской области возложена на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, то бездействием административного ответчика в виде непринятия мер по надлежащему содержанию вышеуказанного объекта гражданской обороны нарушаются права неопределенного круга лиц по обеспечению возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований.

В связи с вышеизложенным, доводы представителя административного ответчика суд находит неубедительными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Админитсративный иск Вяземского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренным законодательством о гражданской обороне, защитного сооружения гражданской обороны удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по не принятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствиии с целевым назначением, предусмотренным законодательством о гражданской обороне, защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером ХХХ, расположенного на территории ОГБУЗ «Вяземская центральная районная больница» по адресу: <адрес>.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры в отношении защитного сооружения гражданской обороны обороны (убежище) с инвентарным номером ХХХ, расположенного на территории ОГБУЗ «Вяземская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, а именно: выполнить мероприятия по оценке технического состояния защитного сооружения; подготовить к приему укрываемых лиц в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583; ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                                       Р.Е. Воронков

24.08.2021 вынесена резолютивная часть решения;

30.08.2021 изготовлено мотивированное решение;

01.10.2021 вступает в законную силу.

2а-1674/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Вяземский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц
Ответчики
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях
Другие
Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области
ГУ МЧС России по Смоленской области
ОГБУЗ "Вяземская центральная районная больница"
МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МО "Вяземский район" Смоленской области
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Воронков Роман Евгеньевич
Дело на сайте суда
vyazma.sml.sudrf.ru
26.07.2021Регистрация административного искового заявления
26.07.2021Передача материалов судье
28.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее