Дело № 2-146/2019 (2-1214/2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2019 года г. Усть-Джегута.
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи - Каракетовой А.Х.,
при секретаре судебного заседания – Эдиевой С.Р.,
с участием:
прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики - Шидаковой А.А.,
представителя ответчика - администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - Чомаева Н.Б.,
представителя ответчика – МКДОУ «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» - заведующей Герасименко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к МКДОУ «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» и к администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности оборудовать помещения системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к МКДОУ «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» и к администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в котором, с учетом уточненных исковых требований кроме прочего просит суд обязать ответчиков оборудовать здание МКДОУ «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» в соответствии с п. 27 раздела III Постановления Правительства РФ от 07 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения в местах общего пользования, на входах и выходах зданий, а также по периметру с внешней стороны зданий указанного образовательного учреждения, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Иск Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики обоснован тем, что Межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в учреждениях образования Усть-Джегутинского муниципального района, в ходе которой установлено отсутствие в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении «Детский сад (номер обезличен)«Радуга» (адрес обезличен )» системы внутреннего и внешнего видеонаблюдения, что является грубым нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» создано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в целях реализации права граждан на получение дошкольного образования. Собственником имущества указанного учреждения является Усть-Джегутинский муниципальный район, а учредителем от имени муниципального района является Администрация Усть-Джегутинского муниципального района. Согласно Устава Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, план финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельный баланс, лицевой счет в органе, организующем исполнение бюджета Усть-Джегутинского муниципального района. Указанное учреждение образования имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Согласно Акта обследования и категорирования Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» и информации предоставленной Управлением образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, указанному объекту присвоена 2 категория опасности, в связи с чем данному объекту необходимо оборудование системой видеонаблюдения. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения. Осуществление деятельности учреждения образования в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Прокурор Шидакова А.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, и просила их удовлетворить полностью.
Представители ответчиков не возражали против удовлетворения иска, подав письменные заявления о признании исковых требований.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - Усть-Джегутинского муниципального казенного учреждения «Центральная бухгалтерия», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителей сторон и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из содержания искового заявления и не оспаривается ответчиками, помещение МКДОУ «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» не оснащено системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения, обеспечивающей безопасность в соответствии с требованиями федерального законодательства, что подтверждается представленным прокурором актом комиссионной проверки состояния антитеррористической защищенности образовательного учреждения от (дата обезличена)
Между тем, согласно акта обследования (л.д. 14-15) и акта категорирования (л.д. 6-11), МКДОУ «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» присвоена 2 категория опасности.
Учредителем и собственником имущества дошкольного образовательного учреждения является администрация Усть-Джегутинского муниципального района КЧР (п. 1.6 Устава МКДОУ «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )», л.д. 18-44), что не оспаривалось сторонами.
В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляет содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Исходя из п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Положения п. 6.48 свода правил «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10) предписывают для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Также же правила соблюдения мер безопасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». В частности, согласно пп. «б» п.23 и п.27 раздела III данного Постановления, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются, в том числе следующие мероприятия:
-оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией). Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Пунктом 4.6 Единого регионального стандарта безопасности образовательных организаций КЧР, утвержденных Главой Карачаево-Черкесской Республики Темрезовым Р.Б. (дата обезличена), предусмотрено обязательное наличие в этих организациях системы видеонаблюдения по периметру и внутри здания, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны (всей территории объекта) на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальным регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 30 суток.
Как видно из приведенных выше правовых норм, в их системном толковании они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Предоставление субвенций местным бюджетам для муниципальных общеобразовательных организаций, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации, следовательно, при недостаточности денежных средств у Усть-Джегутинского муниципального района, он вправе в установленном законом порядке обратиться для предоставления субвенции к уполномоченному органу Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с частью 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Между тем, учитывая названные положения статьи 206 ГПК Российской Федерации, суд полагает необходимым в резолютивной части решения суда указать на необходимость совершения приведенных в ней действий в срок – одного года со дня вступления решения в законную силу, как и просил в своем уточненном иске прокурор.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к МКДОУ «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» и к администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности оборудовать помещения системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения - удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )», Администрации Усть-Джегутинского муниципального района в части необорудования Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения.
Обязать Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )», Администрацию Усть-Джегутинского муниципального района оборудовать Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад (номер обезличен) «Радуга» (адрес обезличен )» системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения.
Разъяснить, что в Усть-Джегутинский районный суд и Усть-Джегутинскому межрайонному прокурору должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения.
Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Решение изготовлено в совещательной комнате, в единственном экземпляре с применением технических средств - компьютера и принтера.
Судья Усть-Джегутинского районного суда
Карачаево-Черкесской Республики подпись Каракетова А.Х.
Решение в законную силу на 25 марта 2019 года не вступило Каракетова А.Х.