Решение по делу № 12-49/2023 от 24.04.2023

№ 12-49/2023

Р Е Ш Е Н И Е

26 мая 2023 года                                      г. Озерск

Судья Озерского городского суда Челябинской области Гладков А.А.

при ведении протокола секретарем Лоскутовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу КРИВОШЕЕВА Ю.Г. на постановление старшего инспектора ОЛРР Управления Росгвардии по Челябинской области Смыслова П.С. от 13 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего инспектора ОЛРР Управления Росгвардии по Челябинской области (далее по тексту должностное лицо Росгвардии) Смыслова П.С. от 13 апреля 2023 года генеральный директор ООО ЧОО ВПО «Единство» Кривошеев Ю.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей

Не согласившись с указанным постановлением, Кривошеев Ю.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство прекратить. В обосновании жалобы указал, что протокол об административном правонарушении составлен, а дело рассмотрено в его отсутствие, без надлежащего его уведомления, что безусловно нарушило его право на защиту. При этом, право на свою защиту Мартюшову П.В. он не предоставлял, последний имел полномочия по предоставлению интересов только лишь юридического лица. По делу не установлены все значимые обстоятельства, такие как время и место совершения административного правонарушения, равно как не доказана его виновность в совершении этого правонарушения. Полагает, что по делу имелись все основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, однако такая возможность должностным лицом при рассмотрении дела даже не обсуждалась и этому обстоятельству оценка не дана.

В судебном заседании Кривошеев Ю.Г. не явился, извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, доверил свою защиту Мартюшову П.В.

Защитник Мартюшов П.В. в судебном заседании просили жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней.

Должностное лицо Росгвардии Смыслов П.С. в судебном заседании просил принятое им постановление оставить без изменения, а жалобу Кривошеева Ю.Г. без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении в подлиннике (в судебный материал приобщены ксерокопии), изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

На основании части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Изложенные требования действующего законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Кривошеева Ю.Г. должностным лицом органа Росгвардии соблюдены не были.

Из материалов дела следует, что рассмотрения дела об административном правонарушении назначено должностным лицом органа Росгвардии на 13 апреля 2023 года в 15 часов 15 минут. Однако, какие-либо данные о надлежащем заблаговременном извещении Кривошеева Ю.Г. о рассмотрении дела, назначенного на указанное выше время, в материалах дела отсутствуют.

О дате рассмотрения дела имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении, составленном 13 апреля 2023 года в присутствии представителя ООО ЧОО ВПО «Единство» Мартюшова П.В., однако уведомление защитника не свидетельствует о создании необходимых условий для реализации привлекаемым лицом (должностным лицом), который является основным и самостоятельным участником производства по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренных законом прав. Извещение защитника не освобождает от обязанности извещения о времени и месте рассмотрения дела лица, привлекаемого к административной ответственности.

В рамках настоящего дела Кривошеев Ю.Г. привлечен к административной ответственности как должностное лицо и в силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

Данных о том, что должностным лицом органа Росгвардии предпринимались попытки известить Кривошеева Ю.Г. иными способами с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" о возможности использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации, связанной с извещением участвующих в деле лиц, в дело не представлено.

Кривошеев Ю.Г. является участником производства по настоящему делу не как законный представитель юридического лица, а как физическое лицо и в соответствии с положениями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежал извещению.

Объективных данных об извещении Кривошеева Ю.Г. о месте и времени о рассмотрении дела, не имеется.

Из материалов дела следует, что при рассмотрении 13 апреля 2023 года дела должностным лицом органа Росгвардии принимал участие Мартюшов П.В., представляющий интересы ООО ЧОО ВПО «Единство» на основании доверенности.

Вместе с тем оснований, позволяющих сделать вывод о том, что это лицо было наделено полномочиями действовать в качестве защитника Кривошеева Ю.Г. в производстве по делу об административном правонарушении, в том числе принимать участие при рассмотрении дела, не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении наделено правом пользоваться юридической помощью защитника.

Согласно статье 25.5 названного Кодекса в производстве по делу об административном правонарушении, для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по такому делу, может участвовать защитник. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента его возбуждения допускается адвокат или иное лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.

Доверенностью от 01 марта 2020 года Мартюшов П.В. уполномочен ООО ЧОО ВПО «Единство» в лице генерального директора Кривошеева Ю.Г. быть представителем ООО ЧОО ВПО «Единство», в том числе в судах общей юрисдикции, с правами предоставленными в том числе лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, данной доверенностью Мартюшов П.В. наделен полномочиями представлять интересы именно юридического лица. Полномочия на участие в деле об административном правонарушении в качестве защитника Кривошеева Ю.Г. указанному лицу не предоставлены.

Рассмотрение дела в отсутствие Кривошеева Ю.Г., не извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в присутствии лица, не имеющего полномочий на участие в производстве по делу об административном правонарушении в отношении Кривошеева Ю.Г. в качестве его защитника, не отвечает требованиям вышеприведенных норм закона и повлекло нарушение права Кривошеева Ю.Г. на защиту.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения К. к административной ответственности) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что составление протокола об административном правонарушении, производится в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие таковой может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении лица.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 74ЛРР078130423000019 от 13 апреля 2023 года, таковой был составлен в отсутствие Кривошеева Ю.Г., тогда как сведения об извещении последнего о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 13 апреля 2023 года в материалах дела отсутствуют. Само же такое извещение Кривошеевым Ю.Г. получено только лишь 18 апреля 2023 года, то есть намного позднее.

При этом, участие при составлении протокола об административном правонарушении Мартюшова П.В., представившего доверенность на право предоставления интересов ООО ЧОО ВПО «Единство», не может быть признано обоснованным по основаниям, которые были указаны выше в настоящем решении (в связи с отсутствием соответствующих полномочий). Тем самым, суд находит доказанным, что Мартюшов П.В. не обладал правом на подписание протокола об административном правонарушении, составленного в отношении Кривошеева Ю.Г.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отсутствие Кривошеева Ю.Г. с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятого по делу постановления.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Таким образом, учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, и поскольку вина Кривошеева Ю.Г. в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве, состоявшееся постановление по настоящему делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, а вину Кривошеева Ю.Г. в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной.

В силу положений частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление старшего инспектора ОЛРР Управления Росгвардии по Челябинской области Смыслова П.С. от 13 апреля 2023 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО ЧОО ВПО «Единство» Кривошеева Ю.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

На основании изложенного ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ суд

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего инспектора ОЛРР Управления Росгвардии по Челябинской области Смыслова П.С. от 13 апреля 2023 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО ЧОО ВПО «Единство» КРИВОШЕЕВА Ю.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, через Озерский городской суд Челябинской области.

Судья – А.А. Гладков

<>

<>

<>

<>

<>

<>

<>

12-49/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Кривошеев Юрий Геннадьевич
Суд
Озерский городской суд Челябинской области
Судья
Гладков А.А.
Статьи

20.16

Дело на сайте суда
ozersk.chel.sudrf.ru
24.04.2023Материалы переданы в производство судье
25.04.2023Истребованы материалы
28.04.2023Поступили истребованные материалы
26.05.2023Судебное заседание
26.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее