Дело № 8Г-14874/2020 (88-15598/2020)
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
4 августа 2020 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Буториной Ж.В.,
судей Жерненко Е.В., Мичуриной Л.В.,
РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Степанюк Р.Рќ.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Савельеву О.П., Кривошеин О.А. о выселении (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-1523/2019),
по кассационной жалобе Савельеву О.П., Кривошеин О.А. на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 14.11.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 12.02.2020 г.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Буториной Р–.Р’., заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Степанюк Р.Рќ.,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Савельевой О.П., Кривошеину О.А., в котором просило суд устранить нарушение прав собственника в отношении служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>; выселить Савельеву О.П., Кривошеин О.А. из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снять их с регистрационного учета.
Р’ обоснование заявленных требований, Министерство РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р Р¤ указало, что СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ жилое помещение является собственностью Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё было закреплено РЅР° праве оперативного управления ФГКРРЈ «Тамбовская РљРР§В» РЅР° основании распоряжения Министерства имущественных отношений Р Р¤ РѕС‚ 03.06.2003 Рі. в„–2472-СЂ. ФГКРРЈ «Тамбовская РљРР§В» прекратило СЃРІРѕСЋ деятельность РІ качестве юридического лица путем реорганизации РІ форме присоединения Рє Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р Р¤, Р·Р° которым РІ настоящее время СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ жилое помещение закреплено РЅР° праве оперативного управления. Указанная квартира была предоставлена отцу Савельевой Рћ.Рџ. – Савельеву Рџ. Р“. РЅР° время работы РІ РІРѕР№СЃРєРѕРІРѕР№ части 42765 РЅР° основании жилищного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. Савельева Рћ.Рџ., Кривошеин Рћ.Рђ. РЅРµ состоят РІ трудовых отношениях СЃ РІРѕР№СЃРєРѕРІРѕР№ частью, права РЅР° обеспечение постоянным жильем РїРѕ линии РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё РЅРµ имеют. Савельевой Рћ.Рџ. было направлено требование РѕР± освобождении занимаемого жилого помещения, однако требование РЅРµ было выполнено.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 14.11.2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 12.02.2020 г., исковые требования Министерства обороны РФ о выселении были удовлетворены. Суд постановил выселить Савельвеву О.П., Кривошеина О.А. из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения с отсрочкой исполнения решения суда на шесть месяцев со дня вступления указанного решения в законную силу.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как постановленных с нарушением норм процессуального и материального права, и принятии по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ отказать в полном объеме.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Рзучив материалы дела, заслушав заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, полагавшего жалобу РЅРµ подлежащей удовлетворению, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы, проверив РїРѕ правилам СЃС‚.379.6 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пределах РґРѕРІРѕРґРѕРІ, содержащихся РІ кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой Рё апелляционной инстанций, кассационный СЃСѓРґ РЅРµ находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных СЃС‚.379.7 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, для отмены решения или апелляционного определения РІ кассационном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ имеется.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных (фундаментальных) нарушений, о чем неоднократно указывалось как Конституционным судом Российской Федерации, так и Европейским Судом по права человека.
Таких нарушений норм материального и процессуального законодательства при принятии судебных постановлений не усматривается.
Выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пп. «м» п. 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Согласно пп. 20 приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (действовавшего до 30 сентября 2010 г.), работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССРот 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исключение жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", после 1 марта 2005 г. основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 101 и частью 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях пенсионеры по старости, члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер.
Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, имеет статус служебного. Начальником войсковой части 42765 с Савельевым П.Г. был заключен жилищный договор на предоставление для проживания служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Савельева О.П., Кривошеин О.А зарегистрированы в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ.
Спорная квартира была предоставлена Савельеву П.Г. (отцу ответчика Савельевой О.П.) в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью. Трудовые отношения между Савельевым П.Г. и войсковой частью 42765 были прекращены ДД.ММ.ГГГГ по желанию работника. В свою очередь, Савельева О.П., Кривошеин О.А. в трудовых отношениях с войсковой частью, с иной организацией, относящейся к Министерству обороны Российской Федерации, не состоят.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ о выселении, указав, что Савельева О.П. и Кривошеин О.А. не относятся к лицам, подлежащим обеспечению служебными жилыми помещениями Министерства обороны РФ, договор найма жилого помещения с ними не заключался.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
РР· изложенных РЅРѕСЂРј процессуального закона Рё разъяснений РїРѕ РёС… применению следует, что выводы СЃСѓРґР° РѕР± установленных РёРј фактах должны быть основаны РЅР° доказательствах, исследованных РІ судебном заседании. РџСЂРё этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами СЃРїРѕСЂР° подлежит распределению СЃСѓРґРѕРј РЅР° основании РЅРѕСЂРј материального права, регулирующих спорные отношения, Р° также требований Рё возражений сторон.
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Суды первой и апелляционной инстанции возложенные на них процессуальным законодательством требования выполнили, поскольку выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального законодательства не допущено.
Доводы кассационной жалобы Савельевой О.П. и Кривошеина О.А. о проживании в спорном жилом помещении на условиях социального найма, фактически повторяют их правовую позицию, изложенную при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции, получили оценку судов со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела и были мотивированно отклонены, в том числе с учетом статуса жилого помещения и даты вселения ответчиков в спорное жилое помещение.
Выводы судов основаны на представленных по делу доказательствах, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, применительно к положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителей с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанции, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений нижестоящими судами норм процессуального права, являющихся безусловными основаниям для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 14.11.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 12.02.2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Савельеву О.П., Кривошеин О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё