Решение по делу № 2-545/2024 от 08.04.2024

УИД: 66RS0029-01-2024-000744-46

Дело № 2-545/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камышлов                                                                                                       14 мая 2024 года

Камышловский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Николаева Ю.Г.,

при секретаре Потаповой Т.В.,

с участием истца Саковец Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саковец ФИО11 к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

установил:

Саковец Н.Н. обратилась в суд с указанным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что жилое помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации филиал «Центральный) (далее ФГАУ «Росжилкомплекс») приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ . На основании ордера, выданного КЭЧ <адрес> Уральского военного округа, в 1980 году ФИО3 и членам его семьи: ФИО2, ФИО4 и ФИО5, для постоянного проживания было предоставлено указанное жилое помещение. При вселении ими была оформлена регистрация по месту жительства. ФИО2 работала учителем в школе п/о Порошино, ФИО3 осуществлял трудовую деятельность в КЭЧ <адрес>, затем в Тюменской дистанции электроснабжения на Еланской подстанции, военнослужащими члены семьи ФИО10 не являлись. В 1987 году семья ФИО10 на один день выезжали из спорного жилого помещения в жилое помещение, предложенное в <адрес>. Однако после просмотра квартиры в <адрес> ФИО10 вернулись в спорное жилое помещение в п/о Порошино. В 2005 году ордер на жилое помещение был передан ФИО10 специалисту КЭЧ, так как последний сообщил о необходимости переоформить документы и заключить с ними договор социального найма. Договор не был заключен, ордер остался в архивах КЭЧ. В 2017 году ФИО10 обратились в ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации для приватизации жилого помещения, откуда был получен ответ, что жилое помещение числится на балансе учреждения, к специализированному жилищному фонду квартира не относится. Предложено было обратиться в суд. В 2018 году ФИО3 заболел и в 2022 году умер. Поле его смерти истец повторно начала собирать документы на приватизацию квартиры. Из ответа Администрации Камышловского муниципального района следует, что в документах архивных фондов Исполнительный комитет <адрес> ФИО6 народных депутатов и Администрации МО «<адрес>» за 1981-2005 годы сведений о признании квартиры служебной не имеется. В 2018 году по заявлению истца был оформлен технический паспорт жилого помещения. Из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» истцу стало известно, что спорное жилое помещение на основании приказа заместителя ФИО6 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ отнесено к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, оснований для его приватизации не имеется. Истец полагает, что спорное жилое помещение было ошибочно отнесено к специализированному жилищному фонду, поскольку на момент принятия решения в ней проживала и была зарегистрирована истец с супругом. Выписка из ЕГРН в отношении квартиры не содержит сведений об отнесении ее к служебным жилым помещениям. Ранее истец не пользовалась право на приватизацию жилого помещения, за весь период проживания добросовестно оплачивает коммунальные услуги, осуществляет текущий ремонт, проживает постоянно с 1980 года. Сын истца ФИО4 не намерен участвовать в приватизации, снят с регистрационного учета в спорной квартире ДД.ММ.ГГГГ, дочь истца ФИО5 (в настоящее время имеет фамилию ФИО9) также не желает участвовать в приватизации, снята с регистрационного учета в спорной квартире ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать право пользования истца жилым помещением на условиях ордера (договора социального найма), а не найма служебного помещения, и признать право собственности истца в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью 47,4 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, п/о Порошино, ДОС 30, <адрес>.

Истец ФИО2 в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Представитель ответчика ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело без своего участия, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено семье Саковец на период трудовых отношений с Министерством обороны, решения о заключении договора социального найма с Саковец в связи с нуждаемостью и в порядке очередности компетентным органом не принималось.

Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседание в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело без своего участия, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено ФИО3 (мужу истца) на основании ордера как гражданскому персоналу в системе Министерства обороны Российской Федерации. В настоящее время в отношении спорного жилого помещения имеется приказ заместителя ФИО6 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , которым оно отнесено к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, оснований для его приватизации не имеется. Не подлежат приватизации жилые помещения в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. Сведений о том, что истец занимает жилое помещение на основании договора социального найма, не имеется.

Третьи лица Брусницына Т.А., Саковец А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело без своего участия, подтвердили, что не желают участвовать в приватизации спорного жилого помещения.

С учетом доказательств надлежащего извещения, поступивших заявлений, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав истца, изучив исковое заявление, письменные возражения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Закона о приватизации) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц.

Вместе с тем, согласно статье 4 Закона о приватизации, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР (действующего на период предоставления жилого помещения) на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе ФИО6 народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Жилое помещение в доме жилищно-строительного кооператива может быть включено в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива.

Пунктом 2 постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» (действующего в период спорных правоотношений) установлено, что ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны.

На основании ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

С ДД.ММ.ГГГГ - момента вступления в силу ЖК РФ, решение об отнесении жилых помещений, относящихся к жилищному фонду, управление которым осуществляют уполномоченные органы Министерства обороны Российской Федерации, включая жилые помещения в домах п/о <адрес>, не относящихся к муниципальному жилищному фонду, мог принять лишь уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии со статьями 6, 7 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В абзаце первом пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» определено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

Согласно пункту 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

В силу пункта 2 указанного Постановления Минобороны России в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Приказом ФИО6 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены обязанности заместителя ФИО6 обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения.

Согласно данному приказу заместитель ФИО6 обороны Российской Федерации, отвечающий за организацию управления имуществом принимает в установленном порядке решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением их к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании ордера, выданного КЭЧ Камышловского района Уральского военного округа, в 1980 году Саковцу А.Р. и членам его семьи: супруга ФИО2, сын ФИО4 и дочь ФИО5, было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Ордер не сохранился, как следует из пояснений истца, был передан специалисту КЭЧ в 2005 году, как следует из информации ФГАУ «Росжилкомплекс» на л.д. 77, в процессе реорганизации квартирно-эксплуатационных органов указанные сведения и документы в архив филиала не передавались.

Выпиской из поквартирной карточки регистрации ООО УК «Сухоложская» подтверждается, что в настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрирована истец Саковец Н.Н., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).

ФИО3 -супруг истца, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Сын истца Саковец А.А. не намерен участвовать в приватизации, снят с регистрационного учета в спорной квартире ДД.ММ.ГГГГ, дочь истца ФИО5 (в настоящее время имеет фамилию ФИО9) также не желает участвовать в приватизации, снята с регистрационного учета в спорной квартире ДД.ММ.ГГГГ.

Спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» приказом Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , отнесено к специализированному фонду приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77-113).

Согласно выписке из ЕГРН на л.д. 51-53 спорное жилое помещение с кадастровым номером 66:13:0103002:1768 находится в собственности Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Учитывая разъяснения, данные в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до ДД.ММ.ГГГГ законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (ст. ст. 47, 105 ЖК РСФСР). К отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (ст. 5 Вводного закона).

В материалах дела отсутствует решение об обеспечении жилым помещением Саковец А.Р. как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, и членов его семьи.

Кроме того истцом представлены доказательства того, что Саковец А.Р. и члены его семьи в установленном законом порядке были признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения.

Решение о предоставлении супругу истца Саковец А.Р. и членам его семьи спорной квартиры по договору найма (социального найма) уполномоченным органом в установленном законом порядке не принималось.

Из положений статьи 92 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации», постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» следует, что исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных Сил РФ является Министерство обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов.

Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

С учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил РФ жилыми помещениям для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещение подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р отнесение военного городка п/о Порошино к числу закрытых подтверждено.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р военный городок из числа закрытых был исключен, но это не изменило особый статус закрепленного за Министерством обороны РФ жилищного фонда, поскольку Министерством обороны РФ или уполномоченным на то органом государственной власти такое решение принято не было.

Поскольку спорная квартира до этого времени была расположена в закрытом военном городке, следует признать, что она имеет статус служебного жилого помещения.

Таким образом, судом установлено, что истец вселен в спорное жилое помещение как член семьи ФИО3 в период его работы на территории военной части в закрытом военном городке п/о <адрес> на основании ордера, выданного КЭЧ <адрес> Уральского военного округа Министерства обороны СССР. Спорная квартира является служебной, так как находилась в закрытом военном городке, решение об исключении указанного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Министерством обороны РФ не принималось, спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось, в связи с чем, правовых оснований на приватизацию квартиры у истца не имеется.

Последующее исключение военного городка из Перечня закрытых военных городков не свидетельствует об изменении статуса занимаемого истцом жилого помещения и возможности его отнесения к жилищному фонду социального использования.

Исключение военного городка из Перечня закрытых военных городков само по себе не влечет утрату жилым помещением статуса служебного, поскольку решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных уполномоченным органом не принималось. Более того, впоследствии спорное жилое помещение включено в число служебных жилых помещений, отнесенных к ведению Министерства обороны Российской Федерации, приказом заместителя ФИО6 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

При таких обстоятельствах, исковое заявление Саковец Н.Н. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления Саковец ФИО12 (пасопрт ) к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (), ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации (), Министерству обороны Российской Федерации () о признании права пользования жилым помещением на условиях ордера (договора социального найма), а не найма служебного помещения, и признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью 47,4 кв.м с кадастровым номером 66:13:0103002:1768 по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Камышловский районный суд <адрес>, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17.05.2024.

Председательствующий                        Ю.Г. Николаев

2-545/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Саковец Надежда Николаевна
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры
ФГКУ Приволжско-Уральское ТУИО
Другие
Брусницына Татьяна Александровна
Саковец Антон Александрович
Суд
Камышловский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
kamyshlovsky.svd.sudrf.ru
08.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2024Передача материалов судье
09.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024Дело оформлено
03.07.2024Дело передано в архив
14.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее