Решение от 27.07.2018 по делу № 2а-291/2018 от 24.07.2018

Мотивированное решение изготовлено 30.07.2018 Дело № 2а-291/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 июля 2018 года город Полярный

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Логиновой В.В.,

при секретаре Скрипале А.С.,

с участием:

представителя административного истца – адвоката Стадника В.Н.,

представителя административного ответчика – председателя Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск Пеньшина А.С.,

помощника прокурора Кольского района Тищенко Г.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск об отмене решения от 12 июля 2018 года «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск, выдвинутой в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 17»

установил:

ФИО2 обратился с административным иском к Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск об отмене решения от 12 июля 2018 года «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск, выдвинутой в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 17».

В обоснование требований истец указал, что 27 июня 2018 года назначены выборы Совета депутатов ЗАТО Александровск третьего созыва. Также как и ФИО3 он является зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу № 17. Форма подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, представленных ФИО3, не соответствуют требованиям закона, а именно приложению №8 к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в нем отсутствует дата проведения выборов. Считает, что нарушение формы подписного листа является безусловным основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.

Просит признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск от 12 июля 2018 года «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск, выдвинутой в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 17».

Административный истец ФИО2, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Представитель административного истца – адвокат Стадник В.Н. в полном объеме поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске, пояснив, что неверно указанная дата в графе «дата голосования» является существенным нарушением формы подписных листов и влечет за собой признание недействительными указанных в них подписей.

Административный ответчик – председатель Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск Пеньшин А.С. в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, поскольку полагает, что регистрация кандидата ФИО3 произведена решением Территориальной избирательной комиссии от 12.07.2018 с соблюдением требований законодательства. Указанное административным истцом нарушение являются несущественным и не влекущим отмену решения избирательной комиссии.

Заинтересованное лицо – ФИО8 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Выслушав доводы представителя административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования, подлежат оставлению без удовлетворения, так как регистрация ФИО3 кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск произведена с требованиями закона, форма подписных листов соответствует приложению № 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а допущенная ошибка при заполнении графы «дата голосования» не влечет признания подписей недействительными, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с положениями ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Пунктом 6 ст.76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 № 67-ФЗ (далее Федеральный закон) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 этого же федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же федеральным законом, иным законом.

Статьей 38 Федерального закона установлено следующее.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Недействительными признаются:

- подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;

- подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;

- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;

- подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, своей подписи в подписной лист;

- подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

- подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

- подписи избирателей, с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей,

- все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;

- все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;

- подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона;

- подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

- все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей, лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего Федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предусмотрено законом);

- подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей;

- все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Мурманской области установлен Законом Мурманской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» от 09.03.2007 № 841-01-ЗМО (далее Закон Мурманской области).

Статьей 20 Закона Мурманской области определен порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов. Так, в статье указано, что подписные листы оформляются по формам, установленным в соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 67 - ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», приложениями №№ 7.1 и 8.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения

Как установлено в судебном заседании решением Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск №... от <дата> полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1-21 при проведении выборов депутатов Совета депутатов ЗАТО Александровск третьего созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Александровск.

Решением Территориальной комиссии ЗАТО Александровск №... от <дата> назначены выборы депутатов в Совет депутатов ЗАТО Александровск третьего созыва на 09 сентября 2018 года. Настоящее решение опубликовано в газете «Мурманский вестник» и размещено на странице Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск и телекоммуникационной сети «Интернет».

Решением Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск №... от <дата> определено, что количество подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 должно составлять 10 подписей, а максимально возможное количество, представляемых для регистрации должно составлять – 14.

04 июля 2018 года ФИО3 обратилась в Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Александровск с заявлением о согласии баллотироваться и выдвижении себя в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17. Одновременно с заявлением были представлены документы, перечень которых определен ст.19 Закона Мурманской области. Комиссия после получения указанных документов выдала ФИО3 подтверждение о получении документов и разрешение на открытие специального избирательного счета.

05 июля 2018 года в 16 часов 45 минут ФИО3 наряду с другими документами, в Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Александровск представлено 2 подписных листа, в которых имелись 14 подписей избирателей.

Данные подписные листы были проверены рабочей группой Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск, по итогам проверки был составлен итоговый протокол проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата, из которого следует, что в подписных листах подписей, признанных недействительными и недостоверными, не имеется.

Вместе с тем, членами рабочей группы был установлен факт внесения кандидатом ФИО3 в подписной лист в графу «дата голосования» даты сбора подписей. Указанный вопрос рассмотрен 12 июля 2018 года на заседании Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск, и данный факт был признан технической ошибкой, не влияющей на формирование мнение избирателей, и не являющийся основанием для признания подписей недействительными.

12 июля 2018 года решением Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск №... ФИО3 зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск, выдвинутой в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №17.

Изучением в судебном заседании подписных листов, представленных ФИО3, установлено, что их форма полностью соответствует приложению №8 к Федеральному закону, подписи внесены с соблюдением требований законодательства.

При этом, вместо даты проведения выборов (09.09.2018) в графе «дата голосования» указана дата сбора подписей (05.07.2018).

В то же время в подписных листах в графе «наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования» указано на проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования ЗАТО «Александровск, далее следует текст «мы нижеподписавшиеся, поддерживаем самовыдвижение кандидата в депутаты по Избирательному округу № 17 гражданина РФ ФИО3….» с указанием данных о ней.

Таким образом, из имеющегося фактического текста подписных листов неоспоримо следует, что сбор подписей осуществляется в связи с выборами депутатов Совета депутатов ЗАТО Александровск, что и отражает суть сбора подписей.

Кроме того, информация о дате проведения выборов опубликована в средствах массовой информации, в телекоммуникационной сети «Интернет», а также размещена в общедоступных местах.

Неверное указание даты проведения выборов является технической ошибкой, не ставящей под сомнение действительность и подлинность собранных подписей, так как очевидно, что дата проведения выборов не может совпадать с датой сбора подписей. Указанное не повлекло за собой неправильного восприятия текста избирателями и как следствие неправильного формулирования их воли в части поддержки ФИО3 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск.

Таким образом, оснований для отмены решения Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск от 12 июля 2018 года «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск, выдвинутой в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 17», не имеется.

Руководствуясь статьями 175-181, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░ 2018 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 17» – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2а-291/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Кольского района Мурманской области
Кондратенко Владимир Павлович
Кондратенко В. П.
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия ЗАТО Александровск
Другие
Короткова Юлия Александровна
Короткова Ю. А.
Стадник Валерий Николаевич
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Логинова Виктория Васильевна
Дело на сайте суда
pol.mrm.sudrf.ru
24.07.2018Регистрация административного искового заявления
24.07.2018Передача материалов судье
24.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
24.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2018Судебное заседание
30.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Регистрация административного искового заявления
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее