Дело № 2-493/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2019 года |
г. Орёл |
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.А.,
при секретаре Косолаповой Е.Н.,
с участием представителя истца по доверенности Землякова Г.Е.,
представителя ответчика Шевченко Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Земляковой Н. И. к акционерному обществу «Газпром газораспределение Орел» об обязании заключить договор и признании действий незаконными,
установил:
Землякова Н.И. обратилась в Орловский районный суд Орловской области с вышеуказанным исковым заявлением к акционерному обществу «Газпром газораспределение Орел», указав в обоснование иска следующее.
Дата Земляковой Н.И. стало известно о том, что акционерное общество «Газпром газораспределение Орел» обратилось в Орловский районный суд Орловской области с исковым заявлением о возложении обязанности заключить договор. При этом в досудебном порядке с предложением заключить договор на техническое обслуживание или установку газовых счётчиков ответчик к ней не обращался.
На заявление истца был предоставлен проект договора, ознакомившись с которым Землякова Н.И. направила в адрес ответчика протокол разногласий, т.к. представленный проект договора не соответствовал требованиям статей 432 - 441 Гражданского кодекса Российской Федерации, не представлены копии учредительных документов, надлежаще оформленную доверенность лиц, уполномоченных подписывать договор, не содержит её прав и другие обязательные требования. В нарушение статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в течение 30 дней проект нового договора ей не был выслан и в суд ответчик не обратился.
Указывает, что действиями ответчика ей был причинен материальный ущерб на сумму 77 рублей 80 копеек.
В связи с чем, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителя» просит суд: признать действия ответчика в части предъявления искового заявления к ней в суд - незаконными; возложить на ответчика обязанность составить договор в соответствии с требованиями гражданского законодательства; взыскать компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, материальный ущерб в размере 77 рублей 80 копеек.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Земляков Г.Е. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, уточнив, что просит возложить на ответчика обязанность заключить договор на оказание работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования.
Представитель ответчика по доверенности Шевченко Д.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что акционерное общество «Газпром газораспределение Орел» от заключения договора не уклоняется, при этом содержащиеся в протоколе разногласия истца требования, являются надуманными.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское обслуживание, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (часть 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на оказание работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования является публичным.
Согласно п.п. 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании п. 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с пп. «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства от 21 июля 2008 года N 549, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В судебном заседании установлено, что Дата Землякова Н.И. обратилась в акционерное общество «Газпром газораспределение Орел» с заявлением в котором просила обеспечить ей установку и ввод в эксплуатацию приборов учета потребляемого газа с оформлением рассрочки платежа.
Дата на указанное заявление заместителем исполнительного директора - главным инженером акционерного общества «Газпром газораспределение Орел» Павловым С.И. ей был дан ответ, в котором указывается на необходимость обратиться для заключения договора в службу «Единое окно», также выслана Памятка по установке прибора учёта газа.
Дата Земляковой Н.И. ответчиком был направлен договор №-ОО от Дата на оказание работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования.
Дата Землякова Н.И. направила в адрес ответчика протокол разногласий как проекту договора об установке прибора учета, так и к проекту договора на оказание работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования, в котором указала, что проекты договоров не соответствовуют требованиям статей 432 - 441 Гражданского кодекса Российской Федерации, не представлены копии учредительных документов, надлежаще оформленную доверенность лиц, уполномоченных подписывать договор, не содержит её прав и другие обязательные требования.
Проанализировав условия договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования №-ОО от Дата, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку исходя из принципа свободы договора, в договор не могут быть включены условия, не согласованные сторонами, кроме условий, содержание и необходимость включения которых в договор данного вида предусмотрены законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421, ст. 422 ГК РФ).
Вышеуказанный договор содержит все существенные условия для договоров данного вида, включая условия о предмете, права и обязанности сторон, стоимость услуг и порядок оплаты, ответственность сторон и т.д.
Доказательств того, что условия договора нарушают права истца, как потребителя услуг, суду представлено не было.
Как и не имеется доказательств уклонения ответчика от заключения договора.
При этом суд принимает во внимание, что, указанные истцом в протоколе разногласия недостатки, имеющиеся по её мнению в договорах и приложенных документах, носят общий, не конкретизированный характер. Истцом не указанно ни в протоколе разногласий, ни в исковом заявлении в какие конкретно пункты договора и какие именно изменения необходимо внести.
Требования истца о признании действий акционерного общества «Газпром газораспределение Орел» связанных с направлением ей искового заявления также удовлетворению не подлежат, поскольку не основан на законе, и сам по себе факт направления указанного документа не влечет нарушение каких-либо прав и законных интересов.
В виду того, что в судебном заседании не установлено нарушений прав истца со стороны ответчика заявленная сумма компенсации материального и морального вреда взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Земляковой Н. И. к акционерному обществу «Газпром газораспределение Орел» об обязании заключить договор и признании действий незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. 25 марта 2019 года.
Председательствующий
судья А.А. Дементьев