11RS0020-01-2021-000347-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2021 года с. Айкино
Усть-Вымский районный суд в составе
председательствующего судьи Моисеевой М.А.
при секретаре Игнатченко С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к А.Н.П. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, почтовые расходы,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к А.Н.П. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2019 года в размере 86202 рубля, пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц за период с <Дата> по <Дата> в размере 398 рублей 68 копеек, почтовые расходы, связанные с направлением копии иска, в размере 74 рубля 75 копеек.
В последующем административный истец уточнил требования и просил взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 32500 рублей, пени за период с <Дата> по <Дата> в размере 150 рублей 30 копеек, почтовые расходы, связанные с направлением копии иска, в размере 74 рубля 75 копеек.
В судебное заседание Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми своего представителя не направила, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик с уточненными требованиями не согласился, полагая об отсутствии у него обязанности платить налог на доходы физических лиц, так как имуществом владел более трех лет.
Заслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы рассматриваемого дела, обозрев дела <Номер> Жешартского судебного участка Усть-Вымского района и <Номер> Усть-Вымского районного суда, суд приходит к следующему.
В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации отнесены доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.11.2018 № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») положения пункта 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от реализации ценных бумаг, а также на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или доли (долей) в них, а также транспортных средств), непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.
С учетом положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 27.11.2018 № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» абзац четвертый пункта 17.1 статьи 217 Кодекса в редакции Федерального закона № 425-ФЗ применяется с 1 января 2019 года.
Согласно разъяснениям Департамент налоговой и таможенной политики от 31 марта 2020 года № БС-4-11/5445 ввиду отсутствия специальных условий применения положений абзаца четвертого пункта 17.1 статьи 217 Кодекса в редакции Федерального закона № 425-ФЗ, такие положения применяются вне зависимости от даты приобретения продаваемого имущества.
Таким образом, определяющее значение для целей определения доходов, не подлежащих налогообложению, а также получения имущественного налогового вычета имеет характер использования имущества.
Исходя из технического паспорта, имеющегося в гражданском деле <Номер>, здание отдела главного механика с пристроенным гаражом для автотранспорта, расположенное по адресу: <Адрес>, является нежилым строением.
Из пояснений административного ответчика следует, что данный объект недвижимого имущества использовался им непосредственно для осуществления предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, положения пункта 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применяю в рассматриваемом случае, следовательно, срок владения А.Н.П. недвижимым имуществом не имеет правового значения для исчисления налога на доходы физических лиц.
Доводы ответчика о нахождении имущества в собственности более минимального предельного срока владения, что, по его мнению, дает право на льготу, судом отклоняются, поскольку не основаны на выше приведенных нормах действующего законодательства и обстоятельствах дела.
Кроме того, на момент заключения договора аренды с правом выкупа и дополнительного соглашения к нему действовал Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», следовательно, указанная следка подлежала государственной регистрации в соответствии с данным законом в ЕГРП.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц. При этом согласно пункту 1 статьи 229 и пункту 4 статьи 228 Кодекса такие физические лица обязаны представить в налоговой орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также обязуется уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <Дата> А.Н.П. предоставил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), согласно которой в 2019 году получил доход от продажи недвижимого имущества на сумму 913090 рублей 50 копеек и заявлена сумма налогового вычета равная 250000 рублей.
Таким образом, сумма налоговой базы облагаемой налогом по ставке 13 % составила 663080 рублей 50 копеек, а сумма налога - 86202 рубля.
Налоговая инспекция направила в адрес А.Н.П. требование <Номер>, предложив в срок до <Дата> произвести уплату недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 86202 рубля и пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 398 рублей 68 копеек.
Требование об уплате обязательных налоговых платежей налогоплательщиком исполнено не было.
Таким образом, налоговым органом в установленные сроки были выполнены требования законодательства о налогах и сборах об извещении налогоплательщика о размере и сроках уплаты налога.
В последующем А.Н.П. подал в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 года, в соответствии с которой налоговый орган отразил уменьшение налога по расчету на 53702 рубля.
При таких обстоятельствах и в силу закона, сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате А.Н.П. составила 32500 рублей.
В связи с уменьшением суммы налога, налоговая инспекция пересчитала пени, размер которых составил 150 рублей 30 копеек за период с <Дата> по <Дата>.
<Дата> мировым судьей Жешартского судебного участка выдан судебный приказ о взыскании с А.Н.П. недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 86202 рубля, пени в размере 398 рублей 68 копеек, отмененный определением от <Дата> в связи с поступлением от А.Н.П. возражений относительно вынесенного судебного приказа.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3 и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административным истцом обоснована законность взыскания с ответчика задолженности по налогу, указаны основания для взыскания пени.
В свою очередь административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии задолженности по уплате налога и пени.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с А.Н.П. в доход бюджета недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 32 500 рублей и пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц за период с <Дата> по <Дата> в размере 150 рублей 30 копеек.
Тяжелое материальное положение, не исключает обязанность граждан оплачивать установленные законом налоговые платежи и не является основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с пунктом 6 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.
В качестве доказательств, подтверждающих несение административным истцом почтовых расходов, представлены список внутренних почтовых отправлений <Номер> от <Дата> и копия кассового чека от <Дата>, согласно которых на отправку административному ответчику копии искового заявления израсходовано 74 рубля 75 копеек.
Издержки административного истца по оплате почтовых расходов в размере 74 рубля 75 копеек, суд признает необходимыми расходами, связанными с рассмотрением административного дела, в связи с чем они подлежат взысканию с А.Н.П.
Учитывая, что административный истец при подаче настоящего административного искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1 179 рублей 51 копейка.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░.░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 32 500 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░ 150 ░░░░░░ 30 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ 74 ░░░░░ 75 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░.░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 179 ░░░░░░ 51 ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░