УИД 59RS0001-01 -2022-003850-18
Дело № 33-5319/2023
(номер дела в суде первой инстанции 2-3376/2023)
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 26 октября 2023 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,
судей Братчиковой М.П., Мехоношиной Д.В.,
при секретаре Глуховой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 октября 2023 года гражданское дело по иску администрации Ленинского района города Перми к Кожевникову Эдуарду Игоревичу о возложении обязанности, взыскании судебной неустойки,
по апелляционной жалобе администрации Ленинского района города Перми на решение Дзержинского районного суда города Перми от 15 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Хузяхралова Д.О., пояснения представителей ответчика ООО «С.О.В.А.» Ашировой Г.Р. и Вахраневой М.А., представителя ответчика Кожевникова Э.И. – Басалгиной А.А., представителей ответчика ООО «Развитие» - Басалгиной А.А. и Федорович М.В., представителя ответчика ИП Кожевникова А.И. – Глызина А.Б, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
администрация Ленинского района города Перми обратилась в суд с иском к Кожевникову Э.И. и, с учетом уточнения в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит:
обязать Кожевникова Э.И. за свой счет в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести мероприятия по приведению нестационарного сооружения в виде павильона «Сладкий домик», размещенного по адресу: ****а на земельном участке с кадастровым номером **:1563 в соответствии с подп. 3.8.2 Требований к типовым проектам некапитальных строений сооружений, используемых для осуществления существления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (Приложение № 1 к Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277), а именно: привести объект в соответствии с подп. 3.5 Требований к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (Приложение 1 к Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277), а именно цветовым решением павильона должны являться:
- несущий каркас: RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый;
- оконные и дверные переплеты: должны соответствовать выбранному RAL для каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый);
- декоративные элементы внешней отделки: ограждающая конструкция: RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитовосерый;
- декоративные стойки: RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый;
- декоративные панели (рейки): RAL 1013 жемчужно-белый, RAL 1015 светлая слоновая кость; роллетные системы (рольставни): должны соответствовать выбранному RAL для каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый);
- вентиляционные решетки: должны соответствовать выбранному RAL для каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитовосерый);
- цоколь: должен соответствовать цвету каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый);
- остекление: прозрачное с антивандальным покрытием, ударопрочное (тонирование стекла запрещается);
2) привести объект в соответствии с подп. 3.2 Требований к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (Приложение 1 к Правилам благоустройства территории г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277), а именно: конструкции и материалы должны соответствовать следующим параметрам:
- несущий каркас: из гнутого стального листа (толщина металла не менее 4 мм), изготовлен методом резки и гибки с нанесением порошкового полимерного покрытия; из трубы профильной металлической, швеллера металлического и гнутых металлических элементов с нанесением порошкового полимерного покрытия (толщина металла не менее Змм);
- оконные и дверные переплеты: алюминиевый профиль с порошковым окрашиванием, ламинированный ПВХ;
- декоративные элементы внешней отделки: композит, для дворового фасада: композит (с горизонтальным расположением панелей),
декоративные стойки - металл, декоративные панели (рейки)- металл,
дерево; допускаются роллетные системы (рольставни): металлические с механическим или электрическим приводом (при необходимости);
- остекление: простое прозрачное с антивандальным покрытием, ударопрочное (тонирование стекла запрещается);
- вентиляционные решетки: металлические;
- цоколь: композит;
3) в случае неисполнения решения суда взыскать с Кожевникова Э.И. денежные средства в размере 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная со следующего дня по истечении срока, установленного судом для его исполнения, до фактического исполнения судебного акта.
В обоснование заявленных требований администрация указала, что в рамках осуществления муниципального контроля администрацией Ленинского района г. Перми было проведено выездное обследование нестационарного торгового объекта в виде павильона, размещенного по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. ****, на земельном участке с кадастровым номером **:1563. Согласно акту выездного обследования от 14 июля 2022 года № 14/в/6.11.1 по адресу: г.Пермь, Ленинский район, ул. **** на земельном участке с кадастровым номером **:1563 выявлен факт размещения нестационарного торгового объекта в виде павильона «Сладкий домик», не соответствующего требованиям к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (приложение 1 к правилам благоустройства города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277), а именно: нестационарный торговый объект не соответствует типовым проектам, установленным для видов нестационарных объектов «павильон» в пункте 2 требований, а также графическому изображению типовых проектов, приведенному в приложении к настоящим требованиям; параметры, конструкции и материалы, примененные при изготовлении и отделке нестационарного торгового объекта, не соответствуют пунктам 3.1, 3.2 требований; цветовое решение павильона не соответствует пункту 3.5 Требований; размещение двух и более нестационарных торговых объектов (на указанном земельном участке расположены несколько нестационарных объектов), выполненных не в едином цветовом решении. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30 июня 2022 года №КУВИ-001/2022-107149289 Кожевников Э.И. является арендатором части земельного участка с кадастровым номером **:1563 сроком действия с 29 апреля 2022 года на 10 лет на основании договора аренды земельного участка. В адрес последнего было направлено уведомление о необходимости приведения объекта в соответствие с требованиями. До настоящего времени, требование не исполнено.
Решением Дзержинского районного суда города Перми от 15 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований администрации Ленинского района г. Перми отказано.
Не согласившись с постановленным судом решением, истец администрация Ленинского района г. Перми направила в суд апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что выводы суда о том, что ответчик не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования администрации района, не правомерны. Указывает на то, что именно ответчик является арендатором части земельного участка на основании договора аренды от 29 апреля 2022 года. Обращает внимание на актуальность сведений Единого государственного реестра недвижимости. Ссылается на то, что Кожевников А.И должен был быть привлечен в качестве соответчика. Отмечает, что в производстве Дзержинского районного суда г. Перми находятся аналогичные дела № 2-3472/2022, 2- 3438/2022, 2-3411/2022, 2-3399/2022 по искам администрации района о возложении обязанности, взыскании неустойки, производства по которым приостановлено до вступления в силу судебного акта по административному делу 3а-496/2022, рассматриваемому Пермским краевым судом. Полагает, что указанные обстоятельства не приняты во внимание и не учтены судом первой инстанции.
Определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24 августа 2023, осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, в качестве соответчиков привлечены ООО «С.О.В.А», ООО «Развитие», ИП Кожевников А.И.; назначено судебное заседание на 22 сентября 2023 года.
В процессе рассмотрения дела, после перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, администрация Ленинского района г. Перми уточнила предмет заявленных требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, назначенном на 22 сентября 2023 года, объявлен перерыв до 26 сентября 2023 года, в последующем, до 03 октября 2023 года и до 19 октября 2023 года.
Представители ответчика ООО «С.О.В.А.» Аширова Г.Р. и Вахранева М.А., представитель ответчика Кожевникова Э.И. – Басалгина А.А., представитель ответчика ООО «Развитие» - Басалгина А.А. и Федорович М.В., представитель ответчика ИП Кожевникова А.И. – Глызин А.Б. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что с 12 июля 2021 года собственником земельного участка с кадастровым номером **:1563, площадью 1818 +1-9 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Пушкина, является ООО «С.О.В.А.».
13 июля 2022 года администрацией Ленинского района г. Перми на основании задания на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом произведен осмотр нестационарного торгового объекта в виде павильона, размещенного по указанному адресу.
В ходе проведения визуального осмотра выявлено несоответствие некапитального строения, сооружения, используемого для осуществления торговой деятельности типовым проектам, регламентированным Правилами благоустройства территории г. Перми, утвержденными решением Пермского городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277, а именно: требования к параметрам, конструкциям, материалам, цветовому решению, применяемыми при изготовлении и отделке нестационарных объектов нарушены.
22 июля 2022 года в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости приведения нестационарного объекта в соответствие с требованиями к внешнему виду нестационарных объектов, утвержденными Правилами и предоставления информации о приведении объекта в соответствие с Правилами в администрацию Ленинского района г. Перми.
Обращаясь в суд с иском к Кожевникову Э.И. о возложении обязанности привести нестационарный торговый объект-павильон «Сладкий домик» в соответствии с Правилами благоустройства территории г. Перми, истец обосновывает требования тем, что арендатором части земельного участка, на котором расположен указанный павильон, является Кожевников Э.И.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30 июня 2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером **:1563 16 и 18 мая 2022 года на основании двух договоров аренды части земельного участка от 29 апреля 2022 года внесены записи об аренде, арендаторы ООО «Развитие» и Кожевников Э.И., арендодатель ООО «С.О.В.А.».
Установлено, что 29 апреля 2022 года ООО «С.О.В.А.» заключило договор аренды части земельного участка площадью 75 кв.м. с Кожевниковым А.И., которым также подписан акт приема-передачи земельного участка.
Согласно части 7 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ) порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящимся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка, но с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Содержащиеся в абзаце 22 части 1 статьи 2, пункте 25 части 1 статьи 16 и пункте 3 части 2 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ положения в их взаимосвязи устанавливают, что принимаемые органами местного самоуправления правила благоустройства территории муниципального образования включают, в том числе требования к размещению элементов благоустройства.
При этом действующим законодательством к элементам благоустройства отнесены и нестационарные торговые объекты (пункт 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 2 Закона № 381-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 19 апреля 2021 года №14-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других», не исключается возможность установления органами местного самоуправления в правилах благоустройства территории городского округа требований к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования, которые распространяются не только на нестационарные торговые объекты, расположенные на публичных землях.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суд Российской Федерации, выраженной в постановлении от 19 апреля 2021 года № 14-П, в полномочия органов местного самоуправления входит установление в правилах благоустройства общих требований к нестационарным торговым объектам, в том числе к их облику, размеру и прочим характеристикам.
Из положений пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельного участка - если он не исключен из оборота или не ограничен в обороте - вправе по своему усмотрению совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
При этом размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить требованиям нормативных актов, принятых правотворческими органами в пределах их компетенции.
Пунктом 3.1 Правил благоустройства территории определено, что собственник или иной владелец (далее - владелец) земельного участка, расположенного на территории города Перми, а также организация, обеспечивающая содержание земельного участка, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором, за свой счет обеспечить надлежащее содержание территории, объектов и элементов благоустройства, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие требованиям Правил, участвовать в мероприятиях по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского.
В период судебного разбирательства, установлено, что судом в рамках административного судопроизводства рассмотрены требования о признании недействующим в части Решения Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми» (в редакциях решений от 26 апреля 2022 года № 81, от 23 августа 2022 года № 174, от 20 декабря 2022 года № 280).
По результатам рассмотрения, применительно к рассматриваемому спору абзац второй пункта 9.4.4.1 изложен в редакции, которая предусматривает, что требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых. Ранее, до принятия судом решения, данная норма предусматривала, что требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых и обоснования размещения ранее существующих. Также признаны недействующими приложения к Требованиям к типовым проектам, которые устанавливают графическое изображение типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания.
Признавая данные нормы недействующими суд указал, что абзац второй подпункта 9.4.4.1 в части слов «и обосновании размещения существующих» не является достаточно определенным для его равнозначного понимания, поскольку в целом норма закрепляет необходимость соблюдения требований Правил к нестационарным объектам, но каким образом должно происходить обоснование размещения существующих нестационарных объектов и что под обоснованием подразумевал административный ответчик, из содержания Правил не ясно. В судебном заседании такой неясности административный ответчик не устранил. В связи с изложенным, суд считает, что абзац второй подпункта 9.4.4.1 в части слов «и обосновании размещения существующих» подлежит признанию недействующим. Признавая недействующим с момента вступления решения в законную силу Приложения к Требованиям к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания к приложению 1 Правил благоустройства территории города Перми, суд указал, что графическая часть (Приложение к Приложению 1 Правил благоустройства) не отвечает требованиям ясности и определенности в полной мере, поскольку не все обозначения и надписи поддаются прочтению, что не устраняется даже увеличением изображения, размещенных на сайте ответчика и администрации города Перми. Текстовая часть содержания графической части не восполняет, поскольку в графической части содержатся сведения, отсутствующие в текстовой части.
Вместе с тем суд указал, что оспариваемые нормы с точки зрения предмета их регулирования и с учетом положений статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ относятся к регулированию правоотношений в области благоустройства, что не является превышением полномочий органа местного самоуправления. Целью благоустройства территории муниципального образования является обеспечение комфортности, санитарного благополучия и эстетического состояния территории городского округа Установление для нестационарных торговых объектов определенных требований органами местного самоуправления не свидетельствует о вмешательстве муниципального образования в торговую деятельность и такие требования не означают создание неблагоприятных или дискриминирующих условий для субъектов предпринимательской деятельности с учетом того, что в целом требования, установленные Правилами благоустройства, относятся к внешнему виду, параметрам объектов, их прочности, безопасности при эксплуатации.
Таким образом, в рамках административного судопроизводства признаны указанные положения нормативно-правового акта недействующими в связи с их неопределенностью, при этом сделан вывод о наличии у органа местного самоуправления полномочий по установлению обязательных требований к размещению нестационарных торговых объектов.
Решение Пермского краевого суда от 27 января 2023 года вступило в силу 13 июля 2023 года.
26 сентября 2023 года Пермская городская Дума, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом города Перми, с учетом решения Пермского краевого суда от 27 января 2023 года № 3а-7/2023 и апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2023 года № 66а-1156/2023 решила, в подпункте 9.4.4.1 в абзаце втором слова «при проектировании новых и обосновании размещения существующих Нестационарных объектов» заменить словами «в отношении установленных и устанавливаемых Нестационарных объектов». Также принято решение о том, что размещенные на территории города Перми на день вступления в силу настоящего решения некапитальные строения, сооружения, используемые для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, должны быть приведены в соответствие обязательным требованиям Правил благоустройства территории города Перми в срок до 1 января 2024 года, за исключением некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, для которых установлены иные периоды приведения их в соответствие обязательным требованиям Правил благоустройства территории города Перми.
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что на земельном участке с кадастровым номером **:1563 ООО «Развитие», начиная с 2013 года производится размещение нестационарного торгового объекта – павильона, несоответствующего требованиям, установленным Правилами благоустройства территории города Перми, с учетом переходного периода (до 1 января 2024 года), предусмотренного для приведения существующих нестационарных торговых объектов в соответствие с требованиями, в настоящее время оснований для вывода об обоснованности требований истца не имеется.
Между тем учитывая, что ранее судом апелляционной инстанции осуществлен переход к рассмотрению по правилам суда первой инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в любом случае подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований ко всем привлеченным ответчикам.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суд
определила:
решение Дзержинского районного суда города Перми от 15 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований администрации Ленинского района города Перми к индивидуальному предпринимателю Кожевникову Андрею Игоревичу, Кожевникову Эдуарду Игоревичу, обществу с ограниченной ответственностью «С.О.В.А.», обществу с ограниченной ответственностью «Развитие» о возложении обязанности отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи