Решение по делу № 2-810/2015 от 16.02.2015

№ 2-810/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.

при секретаре Коловской Т.Ю.,

рассмотрев в г. Омске в открытом судебном заседании 18 марта 2015 года гражданское дело по иску Администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области к Ларичкиной Т.С., Пчелинцеву А.В., Лободановой Е.П., Макагоновой О.М., Дробышеву А.Е. о прекращении права собственности на земельные доли, о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обратилась в суд к Ларичкиной Т.С., Пчелинцеву А.В., Лободановой Е.П., Макагоновой О.М., Дробышеву А.Е. с требованиями о признании утратившими право собственности на земельные доли, принадлежавшие им по праву собственности, находящиеся в общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения расположенных в границах территории Калининского сельского поселения Омского района Омской области на земельном участке с кадастровым номером ; о признании права муниципальной собственности Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области за счет 5 невостребованных земельных долей ранее принадлежавших ответчикам на земельный участок в праве обшей долевой собственности площадью 37,25 га. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 47515303 кв.м.

Определением Омского районного суда Омской области18 марта 2015 года производство по делу в части исковых требований к Ларичкиной Т.С., Пчелинцеву А.В. прекращено в связи с отказом истца от заявленных требований.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Павлов В.А. уточнил исковые требования, просил прекратить право собственности на земельные доли, принадлежащие Лободановой Е.П., Макагоновой О.М., Дробышеву А.Е., признать право муниципальной собственности Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области за счет 3 невостребованных земельных долей ранее принадлежавших ответчикам на земельный участок в праве общей долевой собственности площадью 22,35 га. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 47515303 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании Решения Малого Совета Омского районного Совета народных депутатов от 15 января 1993 года «О расчете бесплатной земельной доли и фонда перераспределения района» работникам совхоза «<данные изъяты>», согласно приложенному к нему списку численностью 956 человек, был предоставлен земельный массив общей площадью 7357 га., в том числе: сельскохозяйственных угодий - 7120 га., прочих 331 га., т.е. по 7,4 га земель сельскохозяйственного назначения на одного человека. Согласно требований Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Решения Малого Совета Омского районного Совета народных депутатов от 15 января 1993 года «О расчете бесплатной земельной доли и фонда перераспределения района» комитетом поземельным ресурсам и землеустройству Омского района Омской области совместно с внутрихозяйственной комиссией по приватизации и реорганизации совхоза произведено разграничение земель, предоставленных впоследствии в коллективно-совместную собственность бывшим членам совхоза «<данные изъяты>», произведены регистрационные записи о приобретении права частной собственности на землю из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым использованием - для сельскохозяйственного производства, в том числе на указанных выше ответчиков, которые в срок более 3-х лет выделенной им земельной долей не распорядились, не оформили на нее в установленном законом порядке право собственности, не передали в аренду, не используют самостоятельно, соответственно не оплачивают и налог на землю. Согласно Решения Малого Совета Омского районного Совета народных депутатов от 15 января 1993 года «О расчете бесплатной земельной доли и фонда перераспределения района» в коллективно-совместную собственность гражданам, согласно прилагаемого списка численностью 956 человек, утвержденного общим собранием членов коллектива совхоза «<данные изъяты>», земельный массив обшей площадью 7357 га, в том числе: сельскохозяйственных угодий 7120 г., из расчета средне совхозной земельной доли 7.4 га сельхозугодий. На указанный земельный участок зарегистрировано право общей долевой собственности. Ответчики в период времени превышающий три года с момента выделения им земельных долей, что подтверждается приложенными к материалам иска документами, земельные доли, которые принадлежали им на праве собственности в аренду не передали, не распорядился ими иным образом. Ответчики земельными долями, принадлежащими им по праву собственности в установленном законом порядке не распорядились, не зарегистрировала право собственности. В газете «<данные изъяты>» () от 15.05.2014., которая является официальным печатным изданием для опубликования информационных сообщений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, опубликован список невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на участке в границах сельского поселения «<данные изъяты>». Письменные возражения по включению в список принимались в течение 3 месяцев с даты публикации, но в установленный законом срок возражения в администрацию сельского поселения не поступили. В той же газете () от 15.05. 2014 опубликовано извещение о проведении 29.08.2014, общего собрания участников долевой собственности с повесткой дня в том числе и «Об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными». 29 августа 2014 года собрание участников долевой собственности не состоялось в связи с тем, что отсутствовал кворум необходимый для признания принятых на нём решений легитимными. Учитывай, что с даты опубликования списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, т.е. с 15 мая 2014 года прошло более 4-х месяцев, а общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по «опросу о невостребованных земельных долях, органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности в лице Главы муниципального образования Калининское сельское поселение Омского района Омской области 14 октября 2014 года утвержден список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными и список невостребованных земельных долей.

В судебном заседании представитель истца Администрации Калининского СП ОМР по доверенности Павлов В.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики Лободанова Е.П., Макагонова О.М., Дробышев А.Е. в судебное заседание не явились, о времени, месте судебного разбирательства извещались по последнему известному месту жительства.

Представитель третьего лица Администрации ОМР Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просил дело рассматривать в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Представитель третьего лица ТУ Росимущество в Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просил дело рассматривать в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просил дело рассматривать в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке, выданной 06.03.2015 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, на земельный участок с кадастровым номером , площадью 39197349 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>, зарегистрировано право общей долевой собственности. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.03.2015 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 45174380 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано право собственности на часть земельных долей в указанном земельном участке оформлена гражданами в общую долевую собственность.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», распоряжения Вице-президента РФ от03.10.1992 № 45-р «О мерах по исполнению Указа Президента РФ», от 03.03.1992 № 213 «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», решения Малого совета Омского районного Совет народных депутатов от 15.01.1993 «О расчете бесплатной земельной доли и фонда перераспределения района», был передан в коллективно-совместную собственность граждан в количестве 956 человек трудового коллектива совхоза «<данные изъяты>», земельный массив общей площадью 7357 га сельскохозяйственных угодий, из расчета земельной доли по 7,4 га.

Согласно списков акционеров АОЗТ <данные изъяты>, гражданам выделялись земельные доли площадью по 7,45 га.

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и постановления Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», проводилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которых сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан-членов реорганизуемых хозяйств, которым, в свою очередь, предписывалось распорядиться предоставленным имуществом путем выделения земельных долей в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения их в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» устанавливалось, что непосредственно основанием для возникновения права собственности на земельные доли являются акты органов местной администрации о перераспределении земель, что подтверждается и п. 18 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», которые указывают на возможность применения норм, принятых ранее в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Указанные нормы соответствуют п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ, по содержанию, которого, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, а также положениям п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, где указано, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органом и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования. Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок. Таким образом, вышеуказанным законом определено, что под невостребованными земельными долями следует понимать такие земельные доли, собственники которых в течение 3 лет и более лет с момента приобретения права на земельную долю не приняли решение о распоряжении своим имущественным правом.

Из ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ следует, что на невостребованные земельные доли в судебном порядке может быть признано право собственности за субъектами РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ муниципальными образованиями

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Из материалов дела следует, что в газете «<данные изъяты>» () от 15.05.2014 Администрацией Калининского СП ОМР Омской области был опубликован список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, среди которых указаны ответчики. Указанным в списке собственникам земельных долей предложено в течении 90 дней сообщить о своем намерении осуществить правомочия собственников на земельную долю в Администрацию Калининского СП ОМР Омской области.

Решением главы Администрации Калининского сельского поселения ОМР Омской области от 23.04.2014 «Об образовании земельных участков в счет невостребованных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, формировании списка лиц, земельные доли которых отнесены к категории невостребованных» был утвержден список лиц земельные доли которых могут быть признаны невостребованными». В данном списке в качестве невостребованных земельных долей, в том числе указаны земельные доли ответчиков.

Таким образом, судом установлено, что предусмотренный законом порядок придания земельным долям статуса невостребованных, формирования из них земельного участка Администрацией Калининского СП ОМР Омской области был соблюден.

Из материалов дела судом установлено, что Лободанова Е.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> отделом управления ЗАГС Главного государственно-правового управления Омской области.

Макагонова О.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией записи акта о смерти от 31.03.2004, выданной <данные изъяты> отделом управления ЗАГС Главного государственно-правового управления Омской области.

Дробышев А.Е. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией записи акта о смерти от 08.07.1994, выданной <данные изъяты> отделом управления ЗАГС Главного государственно-правового управления Омской области.

На основании ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ч.1 ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно сведениям, полученным из Нотариальной палаты Омской области, от нотариусов Омского района Омской области наследственные дела после смерти ответчиков не заводилось.

В соответствии со ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Суд полагает, что право собственности на земельные доли умерших ответчиков подлежит прекращению в силу ст. 17 ГК РФ. Земельные доли наследниками в собственность не оформлены, правопреемники не установлены, учитывая также, что с момента смерти ответчиков прошло более трех лет, данные земельные доли подлежат изъятию в муниципальную собственность и право собственности на них должно быть признано за Калининским сельским поселением Омского муниципального района Омской области.

При вышеуказанных обстоятельствах, а также учитывая, что признание права муниципальной собственности на указанные земельные доли за Калининским сельским поселением Омского муниципального района Омской области не нарушает чьих-либо прав, соответствует требованиям закона, суд полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения требований о признании права муниципальной собственности Калиниского сельского поселения Омского муниципального района Омской области за счет невостребованных земельных долей, принадлежащих Лободановой Е.П., Макагоновой О.М., Дробышеву А.Е..

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области удовлетворить.

Прекратить право собственности за земельные доли, принадлежащие Лободановой Е.П., Макагоновой О.М., Дробышеву А.Е..

Признать право муниципальной собственности Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области за счет 3 невостребованных земельных долей, принадлежавших Лободановой Е.П., Макагоновой О.М., Дробышеву А.Е. на земельный участок в праве общей долевой собственности площадью 22,35 га. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 47515303 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ:

Решение в окончательной форме изготовлено: 23.03.2015г.

2-810/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Калининского СП ОМР Омской области
Ответчики
Ларичкина Т.С.
Макагонова О.М.
Пчелинцев А.В.
Дробышев А.Е.
Лободанова Е.П.
Другие
ТУ Росимущество в Омской области
Администрация Омского муниципального района Омской области
Павлов В.А.
Министерство имущественных отношений Омской области
Суд
Омский районный суд Омской области
Дело на сайте суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
16.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2015Передача материалов судье
18.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2015Подготовка дела (собеседование)
11.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2015Судебное заседание
23.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее