Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2017 года г.Каменск-Шахтинский
Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Карлова М.М., при секретаре Сивожелезовой И.О., с участием: представителя административного ответчика Каменского районного отдела УФССП РФ по Ростовской области - судебного пристава исполнителя Бережновой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Гусевского сельского поселения к Каменскому районному отделу УФССП РФ по Ростовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в Каменский районный суд с административным иском к <адрес>ному отделу УФССП РФ по Ростовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на то, что Каменским районным судом удовлетворён иск к Администрации Гусевского сельского поселения об обязании Администрации Гусевского сельского поселения Каменского района разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения в х. Гусев, х.Нижнеерохин (3 скважины), получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны до 30.09.2016г.. 16.10.2015г. решение суда вступило в законную силу. В целях добровольного исполнения указанного решения суда и намерения исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, в течение установленного срока, между Администрацией Гусевского сельского поселения «Заказчик» и ООО «СМУ «Регион», 1 апреля 2016 года, были заключены договоры на выполнение работ по проектированию санитарных зон скважин №№ 09 р-п. 10 р-п. 11 р-п. В установленные сроки были разработаны проекты зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения в х.Гусев, х.Нижнеерохин (3 скважины), которые в целях получения санитарно-эпидемиологическою заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны были своевременно предоставлены в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, для соответствующею согласования и их утверждения. Однако до настоящего времени, по независимым от истца обстоятельствам, документация, в установленном порядке, согласование с соответствующими государственными органами, не прошла. Финансирование административного истца осуществляется за счет средств областного бюджета Ростовской области и Каменского района, исполнение решения суда возможно на основании муниципальных контрактов на изготовление технической документации, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков. В данном случае административный истец принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства, в его действиях отсутствует виновное противоправное неисполнение, в форме бездействия, в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора. Однако административный ответчик от исполнительского сбора истца не освободил, и судебным приставом-исполнителем Каменского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области Бережновой Т.С., 29.12.2016г., вынесено постановление о взыскании с Администрации Гусевского сельского поселения исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Представитель административного истца - Администрации Гусевского сельского поселения Каменского района Ростовской области, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения иска, не явился в судебное заседание. Иск рассмотрен без участия представителя административного истца, согласно ст.150 КАС РФ.
Представитель административного ответчика Каменского районного отдела УФССП РФ по Ростовской области - судебный пристав-исполнитель Бережнова Т.С., просила отказать в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что на исполнении в службе судебных приставов находится исполнительное производство об обязании Гусевского сельского поселения произвести действия по приведению в соответствие с санитарными нормами скважин, получении заключения в отношении скважин и лицензии на водопользование. В решении суда установлен срок для добровольного исполнения требования. В материалах исполнительного производства отсутствуют доказательства, подтверждающие действия истца по выполнению судебного решения в полном объеме. В Ростовской области существуют несколько учреждений (четыре министерства), которые могут давать заключение, но истец, по его утверждению в иске, обратился лишь в одно из них. До настоящего момента решение суда им не исполнено. Истец не представил доказательств того, что невозможно было исполнить решение в установленный срок до 30.09.2016г.. До 30 сентября 2016 года административный истец не обращался с заявлением о рассрочке, отсрочке выплаты исполнительского сбора, лишь в январе 2017 года, одновременно с подачей настоящего иска, истец обратился в суд с заявлением об отсрочке выплаты исполнительского сбора. В материалах исполнительного производства нет подтверждения об обращении истца в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, для соответствующею согласования и утверждения проектов.
Выслушав представителя административного ответчика Каменского районного отдела УФССП РФ по Ростовской области- судебного пристава исполнителя Бережнову Т.С., исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.112. исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В пунктах 2, 3 и 4 постановления от 30.07.2001 N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, и разъяснил, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
Согласно ч.7 ст.112 ФЗ №229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В судебном заседании установлено, что решением Каменского районного суда удовлетворён иск к Администрации Гусевского сельского поселения об обязании Администрации Гусевского сельского поселения Каменского района разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения в х.Гусев, х.Нижнеерохин (3 скважины), получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны до 30.09.2016г.. 16.10.2015г. решение суда вступило в законную силу и исполнительный лист направлен на исполнение в Каменский районный отдел УФССП РФ по Ростовской области. Через пять месяцев после вступления решения в законную силу, 1.04.2016 года, между Администрацией Гусевского сельского поселения и ООО «СМУ «Регион», во исполнение решения, были заключены договоры на выполнение работ по проектированию санитарных зон скважин №№№ 09 р-п, 10 р-п,11 р-п (л.д.8-32). 18.04.2016 года были разработаны проекты зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения в х.Гусев, х.Нижнеерохин (3 скважины) (л.д.15,23,32).Через шесть месяцев после изготовления вышеуказанных проектов и через один месяц после окончания установленного судом срока исполнения решения, 27.10.2016 года, в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения, истец направил заместителю Министра ЖКХ Ростовской области указанные проекты на согласование (л.д.5).
Таким образом установлено, что истец своевременно не предпринимал активных мер по исполнению судебного решения, не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не принял всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Доказательств обратного истцом суду не представлено.
Доказательств действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Администрации Гусевского сельского поселения к Каменскому районному отделу УФССП РФ по Ростовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 03 марта 2017 года.
Председательствующий судья Карлов М.М.