Решение по делу № 2-333/2022 от 15.03.2022

Дело № 2-333/2022

УИД 76RS0011-01-2022-000541-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2022 года                                                                                  г. Углич

    Угличский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Грачевой Н.А.,

при секретаре Тужилкиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бессонова В.Г., Говяжева А.В. , Канева С.С., Хлаповой Д.К. к Администрации городского поселения Углич о принятии мер по постановке участков сетей водоснабжения, водоотведения и электроснабжения на учет в качестве бесхозяйных, проведении их осмотра, ревизии и ремонтных работ,

установил:

Истцы обратились в суд с настоящим иском к Администрации городского поселения Углич и в обоснование требований указали, что являются собственниками жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>. Жилые дома присоединены к централизованным сетям водоснабжения, водотведения и электроснабжения.

В декабре 2017 г. на участке сетей канализации произошла авария, требующая ремонта. Характер аварии не позволял истцам пользоваться указанными сетями. В связи с чем истцы обращались в различные инстанции с целью разрешения возникшей проблемы, однако, положительного результата не достигли и были вынуждены обратиться в суд. Решением Угличского районного суда Ярославской области от 24.08.2020 г. истцам отказано в удовлетворении заявленных требований к Администрации Угличского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности своими силами и за свой счет перенести водопроводные, канализационные и электрические сети, обеспечивающие соответствующими коммунальными ресурсами жилые дома истцов по адресу: <адрес>, от стены многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в другое место с возможностью беспрепятственного доступа к сетям в целях их эксплуатации и ремонта. Основанием к отказу явилось отсутствие у истцов доказательств нахождения сетей в конкретном месте и доказательств принадлежности указанных сетей истцам на праве собственности, сети являются бесхозяйными.

После этого истцы обратились к Администрации городского поселения Углич и ресурсоснабжающим организациям с заявлением об определении собственника сетей и обеспечении их домов коммунальными ресурсами надлежащего качества. Однако получили ответ, из которого следует, что ответчик иным образом толкует судебные акты, полагая, что спорные сети имеют владельцев, которыми и являются истцы.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ст. 8 «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Пунктом 4 ст.28 ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Как правило, под эксплуатацией объекта понимается стадия его функционирования, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Эксплуатация объекта электросетевого хозяйства включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт. Таким образом, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату.

Передача электроэнергии сетевой организацией через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства является законным основанием пользования этим имуществом.

Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Поскольку в настоящее время водопроводные, канализационные и электрические сети, обеспечивающие соответствующими коммунальными ресурсами жилые дома истцов по адресу: <адрес>, являются бесхозяйными, на них отсутствует какая-либо техническая документация, они не могут быть приняты на баланс ресурсоснабжающих организаций, и соответственно обслуживаться должным образом.

Отказ Администрации городского поселения Углич принять меры по оформлению права муниципальной собственности на водопроводные, канализационные и электрические сети, обеспечивающие соответствующими коммунальными ресурсами жилые дома истцов, создает предпосылки возникновения аварий, снижает надежность снабжения коммунальными ресурсами целый квартал, чем затрагиваются права и законные интересы истцов, как потребителей соответствующих коммунальных ресурсов.

В настоящее время истцы не могут использовать канализационную сеть, в связи с ее поломкой, доступа к сети для проведения ремонтных работ у истцов также нет, что исключает использование канализационной сети и не исключает возможность протечек на земельный участок одного из расположенных поблизости многоквартирного жилого дома <адрес>.

Истцы просят суд:

обязать Администрацию городского поселения Углич принять меры по постановке бесхозяйных участков сетей водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, проходящих от смотровых колодцев, расположенных на земельном участке у многоквартирного трехэтажного жилого дома <адрес>, вдоль торцов указанного многоквартирного дома и жилого дома <адрес> до точек подключения водопровода, канализации и электричества к индивидуальным одноквартирным жилым домам № по <адрес>, обеспечивающих истцов соответствующими коммунальными ресурсами, на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и в последующем принять вышеуказанные объекты в муниципальную собственность;

обязать Администрацию городского поселения Углич провести осмотр и ревизию указанных сетей в целях подачи коммунальных ресурсов надлежащего качества, а также выполнить необходимые ремонтные работы участка сетей канализации.

В судебном заседании истцы Бессонов В.Г., Говяжев А.В. и представитель истцов Ремизова В.В. в полном объеме поддержали исковые требования. Пояснили, что истцы являются потребителями коммунальных услуг: электричества, водоснабжения и водоотведения (канализации). Эти сети строились для обслуживания их индивидуальных жилых домов, однако доступа к сетям не имеют, доказать свое титульное владение сетями не могут. Истцы пытались устранить препятствия в пользовании сетями, но решением суда им было отказано, в том числе по мотиву отсутствия доказательств принадлежности сетей истцам. Апелляционным определением Ярославского областного суда, которым решение Угличского районного суда оставлено в силе, было разъяснено право на обращение с настоящим иском. В связи с аварией в сети канализации на участке сети у Бессонова В.Г., сетью водоотведения не пользуются, хотя оплачивают этот коммунальный ресурс, как оплачивают и ресурсы водоснабжения и электроснабжения. Бессонов В.Г. был вынужден организовать у себя на участке септик, остальные истцы временно врезались в другие сети водоотведения. Участки сетей водоснабжения и водоотведения от точки подключения к централизованной системе не подключены, на балансе ГП ЯО «Северный водоканал» не состоят. Питающий кабель электроснабжения также не является собственностью сетевой организации Россети. Участки сетей являются бесхозяйными. Обязанность поставить бесхозяйные участки сетей на учет лежат в силу закона на Администрации городского поселения Углич, которая вместо исполнения своих обязанностей пытается переложить ответственность на истцов. С чем истцы естественно не согласны. Причем, Администрация города была участником процесса по требованиям истцов об устранении препятствий в пользовании сетями, по которому было вынесено указанное выше решение суда, направляло в суд отзыв, в котором оспаривала право истцов в отношении спорных сетей. А сейчас вдруг полагает, что истцы являются собственниками указанных сетей. Истцы с такой позицией не согласны. Пока указанные сети не будут передано гарантирующим организациям, Администрация городского поселения Углич должна поддерживать их в надлежащем состоянии, проводить их ревизию и осмотр.

Представитель ответчика Администрации городского поселения Углич по доверенности Мельников P.O. исковые требования не признал. Полагал, что обозначенные истцами участки водоотведения, водоснабжения и электроснабжения не являются бесхозяйным имуществом. Их собственниками являются истцы – затсройщики своих домов. В связи с чем, представитель ответчика полагал, что истцы избрали неверный способ защиты, верным по его мнению был бы иск о признании права собственности на указанные участки сетей. Не оспаривал обязанность Администрации городского поселения Углич поставить указанные участки сетей на учет в качестве бесхозяйных в силу п. 3 ст. 225 ГК РФ. Вместе с тем, сослался на п. 5 ст. 225 ГК РФ, введенный ФЗ от 21.12.2021 г. № 430-ФЗ, согласно которому с аналогичным заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами местного самоуправления вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет у таких лиц – эксплуатантов появляется возможность обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них. Даже, если Администрация города поставит на учет указанные участки сетей в качестве бесхозяйного имущества, Администрация не сможет принять это имущество на свой баланс, не сможет это имущество ремонтировать, ремонт как и ревизия сетей коммунальных ресурсов не входит в полномочия местной администрации. Этим занимается Департамент жилищно-коммунального хозяйства в Ярославской области. Вопросы наличия сетей, их расположения, ремонтопригодности должны решаться Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области и Департаментом имущественных и земельных отношений. Более того. В силу Закона Ярославской области сети водоснабжения и водотведения находятся в собственности Ярославской области и не могут находиться в собственности городского поселения Углич. В соответствии с полномочиями на содержание сетей выделяются деньги. От имени Ярославской области полномочия в этой области осуществляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, гарантирующей организацией является ГП «Северный водоканал».

Представитель соответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области не явился, направил отзыв на иск о том, что надлежащим ответчиком по делу не является. В обоснование указал, что полномочие по выявлению и обращению с заявлением о постановке на учет бесхозяйных сетей не относится к полномочиям в сфере водоснабжения, водоотведения, электроэнергетики, закреплено за органами местного самоуправления Гражданским кодексом РФ и не подлежит перераспределению между органами. Одновременно представитель Департамента просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ГП ЯО «Северный водоканал» ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил схему расположения сетей водоснабжения и водоотведения.

Представитель третьего лица ПА Россети Центр не явился, о рассмотрении дела извещен, об отложении не ходатайствовал, направил схему расположения сетей электроснабжения.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Ярославской области и Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области не явились, о рассмотрении дела извещены, об отложении не ходатайствовали.

Дело рассмотрено судом в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно пункту 5 ст. 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Вопреки возражениям представителя Администрации городского поселения Углич внесенные в ст. 225 ГК РФ изменения, указанные в пункте 5, предусматривающие право лиц, обязанных в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, на обращение с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов, не исключают полномочий органов местного самоуправления в сфере учета бесхозяйного имущества.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 1 января 2017 года (далее Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект. По настоящему делу в отношении объектов недвижимого имущества на территории городского поселения Углич таким органом является Администрация городского поселения Углич.

Из дела видно, что истцы являются собственниками земельных участков и расположенных на них жилых домов на <адрес>: Бессонов В.Г. – дома и участка площадью 735 кв.м., Говяжев А.В. – дома и участка площадью 361 кв.м., Канев С.С. – дома <адрес> и участка площадью 783 кв.м., Хлапова Д.К. – дома и участка площадью 726 кв.м. Все кроме Хлаповой Д.К. являлись самозастройщиками, основанием для возникновения у них прав явились разрешения Администрации Угличского МО на ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов – одноквартирных жилых домов (как указано в документах по застройке). Хлапова Д.К. приобретала право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> на основании договора, заключенного с предыдущим собственником.

Согласно объяснениям истцов, не опровергнутым ответчиками, к домам истцов Бессонова В.Г., Говяжева А.В., Канева С.С., Хлаповой Д.К. № по <адрес> проведены и подключены подземные коммуникации: электро-, водо- снабжения и водоотведения (канализации), предназначенные для обслуживания жилых домов истцов. По данным коммуникациям – сетям всем истцам предоставляются коммунальные ресурсы в виде водоснабжения и электроснабжения. Несмотря на подключение домов истцов к сети водоотведения, данной сетью истцы не могут пользоваться, т.к. несколько лет назад в канализационной сети произошла авария, устранена не была, на балансе гарантирующей организации ГП ЯО «Северный водоканал» сети водоснабжения и водоотведения не числятся, доступа к сетям у истцов нет и не было. В результате Бессонов В.Г. вынужден был организовать септик, остальные истцы вынуждены были врезаться в другие участки канализации. За пользование всех коммунальных ресурсов, поставляемым по указанным участкам сетей: за электроснабжение и водоснабжение, а также за водоотведение всем истцам, включая Бессонова В.Г., ресурсоснабжающими организациями начисляется плата.

Вопреки возражениям представителя ответчика Администрации городского поселения Углич сведений о данных подземных участков коммуникаций электро-, водо- снабжения и водоотведения в ЕГРН отсутствуют. Документы о принадлежности участков этих сетей кому-либо в материалы дела не представлены. Решением Угличского районного суда от 24.08.2020 г., вступившим в законную силу, истцам отказано в переносе коммуникаций со ссылкой на отсутствие доказательств нахождения указанных участков сетей и отсутствия доказательств принадлежности этих сетей истцам. Указанные обстоятельства в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела, не должны доказываться вновь и не подлежат оспариванию сторонами.

Подземные коммуникации: электро-, водо- снабжения и водоотведения (канализации) к домам истцов обозначены условно на генеральном плане застройки шести одноквартирных жилых домов в квартале <адрес> за 1999 год. В материалы настоящего дела ГП ЯО «Северный водоканал» представлены схема сетей водоснабжения и схема сетей водоотведения к домам истцов (л.д. 57, 58). Исходя из этих документов, участки сетей водоснабжения и водоотведения к домам истцов (точка врезки) идут от смотровых колодцев, расположенных на земельном участке у многоквартирного дома <адрес>.

В материалы дела ПАО Россети Центр – Ярэнерго представлена схема электроснабжения домов истцов (оборот л.д. 63). Согласно ответу от 08.09.2022 г. на запрос суда, питающий кабель, к которому присоединены сети потребителей Бессонова В.Г., Говяжева А.В., Канева С.С., Хлаповой Д.К. к их домам № по <адрес>, является подземным и подключен к нижним контактам ВРУ (вводно-распределительное устройство) многоквартирного дома <адрес>. Данный питающий кабель не является собственностью Сетевой организации. Допрошенный по ходатайству представителя третьего лица Россрети ФИО1 пояснил, что им был осуществлен выход на место на <адрес>, установлено наличие указанного подземного кабеля, подающего электроэнергию к домам истцов, от ВРУ многоквартирного дома <адрес> до точки подключения к домам истцов. Расположение кабеля электроснабжения фактически соответствует его обозначению, указанному в генеральном плане за 1999 г.

Таким образом, судом установлено наличие участков сетей водоснабжения, водоотведения и электроснабжения к домам истцов по адресу: <адрес>, №, все участки сетей являются подземными, право собственности на них как и сами участки сетей в ЕГРН не зарегистрированы, на балансе Россети (сетевой организации в сфере электроснабжения) и ГП ЯО «Северный водоканал» (гарантирующей организации в Ярославской области в сфере водоснабжения и водоотведения) указанные участки сетей не значатся.

Указанные участки сетей являются бесхозяйными объектами, которые фактически никем не обслуживается и их техническое состояние не проверяется, лица, ответственные за техническое состояние объектов, не определены.

Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения, а также электроснабжения может привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работы объекта, что не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, в том числе пожара, затопления, создает угрозу санитарному благополучию истцов. Более того, на участке сети водоотведения аварийная ситуация в виде прорыва уже случилась, после чего в течение многих лет истцы были лишены возможности использовать в своих домах канализацию, один из них был вынужден организовать прием канализационных стоков через колодец-септик, остальные произвели врезку в другие участки канализации (соседних домов по <адрес>).

Таким образом, своевременный текущий ремонт, поддержание работоспособности и функционирования объекта водоотведения никем не ведется и не обеспечивается, хотя данный участок используется в едином технологическом процессе отвода сточных вод. Отсутствие надлежащего контроля за техническим состоянием и проведением своевременного ремонта участка канализационной сети может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, причинить ущерб окружающей природной среде.

Поскольку указанные участки водоснабжения, водоотведения и электроснабжения имеют признаки бесхозяйного недвижимого имущества и в силу п. 3 ст. 225 ГК РФ полномочия по выявлению и постановке на учет такого бесхозяйного имущества закреплены за Администрацией городского поселения Углич, суд соглашается с исковыми требованиями истцов о возложении на Администрацию городского поселения Углич обязанности по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйных недвижимых вещей

    участков сетей водоснабжения и водоотведения от смотровых колодцев, расположенных на земельном участке у многоквартирного дома <адрес>,

    участка сети электроснабжения от ВРУ многоквартирного дома <адрес>,

    проходящих вдоль торцов указанного многоквартирного дома и многоквартирного дома <адрес> до точек подключения водопровода, канализации и электричества к индивидуальным жилым домам № по <адрес>, обеспечивающих их соответствующими коммунальными ресурсами.

В отношении остальных требований истцов о возложении на Администрацию городского поселения Углич обязанности в последующем принять вышеуказанные объекты в муниципальную собственность, провести осмотр и ревизию указанных сетей, выполнить ремонтные работы участка сетей канализации в целях подачи коммунальных ресурсов надлежащего качества, суд учитывает следующее.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным Законом от 06.10.2003 г. N 416-ФЗ.

Таким образом, в обязанности органа местного самоуправления входит выявление бесхозяйных сетей, постановка их на учет и определение эксплуатирующей организации, принимая во внимание, что последующее оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления согласно положениям абзаца 2 пункта 3 статьи 225 ГК РФ.

Не следует такая обязанность органа местного самоуправления и из положений Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931.

Приведенная позиция соответствует апелляционному определению Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2020 N АПЛ20-114.

Указанных выводов не отменяет ссылка истцов на положения п. 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" о том, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее (холодное) водоснабжение, и (или) водоотведение, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Указанной нормой установлен более ранний момент возникновения обязанности по эксплуатации бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения у организации – эксплуатанта или гарантирующей организации: не со дня регистрации права собственности, а со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта.

При этом, нельзя не учитывать, что Законом Ярославской области от 29.12.2016 г. № 104-з "О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения" к полномочиям органов государственной власти Ярославской области относятся следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований:

организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения, за исключением принятия мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";

внесение изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в сфере холодного, горячего водоснабжения и водоотведения;

установление нормативов состава сточных вод.

На основании приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 03.12.2018 № 430 «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Угличского муниципального района» ГП ЯО «Северный водоканал» определено гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории города Углич и Угличского района.

При указанных обстоятельствах и принимая во внимание наличие гарантирующей организации в отношении сетей водоснабжения и водоотведения, бесхозяйные участки которых указаны истцами, оснований для отнесения на муниципальное образование городское поселение Углич бремени содержания объектов водоснабжения и водоотведения не имеется. Они могли бы иметь место только в отношении той их части, на которую зарегистрировано право муниципальной собственности, и в том случае, если бы эти сети не были переданы в законное владение органа местного самоуправления или сетевой организации. В рассматриваемом случае такое право на спорные сети за городским поселением Углич не оформлено, сети являются бесхозяйными, находятся в централизованной системе водоснабжения и водоотведения, с 1999 года истцы обеспечивались по ним соответствующими коммунальными ресурсами.

В связи с наличием гарантирующей организации в области водоснабжения и водоотведения оснований для возложения ответственности по содержанию спорных участков бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения на Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области суд также не усматривает.

Что касается необходимости поддержания сетей водоснабжения в исправном состоянии, то надо учитывать, что согласно пунктам 23, 31 (1) Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - постановление N 644) местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения. Указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по водопроводным сетям устанавливается по внешней границе стены объекта абонента, подключенного к централизованной системе холодного водоснабжения.

Законодательство обязывает гарантирующую организацию осуществить передачу ресурса конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц. При этом ответственность за надежность и качество обеспечения водоснабжения потребителей, сети которых присоединены, в том числе к бесхозяйным сетям, законом возложена на гарантирующую организацию (часть 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ).

Кроме того, в силу части 1 статьи 10 Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно положениям пункта 34 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов (подпункт "в"), и своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт "г").

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 1707-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" на нарушение конституционных прав и свобод частями 5 и 6 статьи 8 и частью 1 статьи 10 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а также подпунктами "в", "г" пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения" оспариваемые положения, возлагающие на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, использующую объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе бесхозяйные, для подачи коммунальных ресурсов потребителям, обязанность обеспечивать технически исправное состояние указанных объектов (своевременно устранять аварии и ликвидировать повреждения), с учетом закрепленной частью 6 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" гарантии возмещения соответствующих расходов, не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя (т.е. сетевой, ресурсоснабжающей организации).

Также Законом N 416-ФЗ (части 5, 6 статьи 8) бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Как правило, под эксплуатацией объекта понимается стадия его функционирования, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация объекта включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.

Бесхозяйные сети являются частью централизованной системы водоснабжения и водоотведения, с использованием которой гарантирующая организация осуществляет водоснабжение и получает соответствующую оплату. Передача ресурса гарантирующей организацией по бесхозяйным сетям является законным основанием пользования этим имуществом.

Гарантирующая организация обязана обеспечивать водоснабжение и водоотведение конечных потребителей, следовательно, имеет экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости, на что в частности и указывает вышеприведенный пункт 2 статьи 225 ГК РФ).

Невключение расходов на содержание бесхозяйной сети в тариф, не освобождает гарантирующую организацию от обязанности надлежащего водоснабжения и водоотведения потребителей, в том числе с использованием таковых сетей.

Инициатором установления цены (тарифа) является лицо, осуществляющее регулируемую деятельность, которое должно подтвердить как факт осуществления этой деятельности, так и размер затрат, необходимых для ее осуществления. При этом допускается владение объектами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности, не только на праве собственности, но и на иных законных основаниях (пункт 28, подпункт "е" пункта 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406).

В силу своей профессиональной деятельности именно гарантирующие организации владеют информацией о наличии бесхозяйных сетей, имеют организационные и технические возможности для их выявления, определения технических характеристик и размера затрат на их содержание.

Бездействие гарантирующей организации, которая активно использует бесхозяйное имущество, не должно являться основанием для возложения обязанности по возмещению убытков на иное лицо, принимая во внимание, что и аварийная ситуация, по общему правилу, возникает в результате изнашивания сетей в процессе ее эксплуатации именно гарантирующей организацией.

В отношении требований истцов по сети электроснабжения суд учитывает следующее.

Пунктом 4 ст.28 ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Как правило, под эксплуатацией объекта понимается стадия его функционирования, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Эксплуатация объекта электросетевого хозяйства включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт. Таким образом, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату.

Передача электроэнергии сетевой организацией через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства является законным основанием пользования этим имуществом.

Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике).

При указанных обстоятельствах оснований возлагать на городское поселение Углич бремя содержания указанного бесхозяйного участка электроснабжения у суда также не имеется.

По изложенным основаниям в удовлетворении остальной части требований истцов судом отказывается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования Бессонова В.Г. (паспорт <данные изъяты>), Говяжева А.В. (паспорт <данные изъяты>), Канева С.С. (паспорт <данные изъяты>), Хлаповой Д.К. (паспорт <данные изъяты>, выдан ОВД города Щелково 3 Московской области 18.03.2003 г.) к Администрации городского поселения Углич (ИНН ) удовлетворить частично.

    Обязать Администрацию городского поселения Углич (ИНН ) принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйных недвижимых вещей участков сетей водоснабжения и водоотведения от смотровых колодцев, расположенных на земельном участке у многоквартирного дома <адрес>, участка сети электроснабжения от ВРУ многоквартирного дома <адрес> проходящих вдоль торцов указанного многоквартирного дома и многоквартирного дома <адрес> до точек подключения водопровода, канализации и электричества к индивидуальным жилым домам № по <адрес>, обеспечивающих их соответствующими коммунальными ресурсами.

    В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                       Н.А. Грачева

2-333/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Хлапова Диамара Кондратьевна
Бессонов Виктор Григорьевич
Говяжев Андрей Вячеславович
Канев Сергей Степанович
Ответчики
Администрация городского поселения Углич
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
Другие
ПАО ТНС Энерго г. Ярославль
Управление Росреестра по Ярославской области
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
ГП ЯО "Северный водоканал"
Филиал ПАО «Россети Центр» филиал «Ярэнерго»
Суд
Угличский районный суд Ярославской области
Судья
Грачева Наталья Александровна
Дело на сайте суда
uglichsky.jrs.sudrf.ru
15.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2022Передача материалов судье
17.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Судебное заседание
11.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Судебное заседание
09.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
25.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее