УИД: 29RS0004-01-2024-000446-86
Дело № 2-349/2024 | 14 августа 2024 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием старшего помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения города Шенкурска Архангельской области,
установил:
прокурор Шенкурского района Архангельской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения города Шенкурска Архангельской области в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2020 № 288.
Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при проведении оценки технического состояния автомобильных дорог прокуратурой установлено, что ответчиком, как собственником автомобильных дорог общего пользования местного значения города Шенкурска Архангельской области оценка технического состояния автомобильных дорог на территории города Шенкурск не проводилась, акты оценки не составлялись, что, по мнению прокурора, свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств в сфере дорожной деятельности. Прокуратурой Шенкурского района ДД.ММ.ГГГГ главе Шенкурского муниципального округа внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. До настоящего времени представление прокуратуры фактически не исполнено, что, по мнению прокурора, может привести к угрозе жизни и здоровью граждан, и препятствует своевременному выполнению мероприятий по содержанию дорог.
Прокурор ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
Администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области в судебное заседание явку представителя не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещена, что подтверждается списком курьерской доставки судебной корреспонденции № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 139).
От главы Шенкурского муниципального округа Архангельской области ФИО3 поступил отзыв на иск, в котором возражений по существу заявленных исковых требований не указано. Обращено внимание суда на то, что в настоящее время провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Шенкурск не представляется возможным, в связи с отсутствием финансирования на данные мероприятия в 2024-2026 годах. Указала, что полное обследование указанных автомобильных дорог местного значения планируется провести в 2027 году. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации (л.д. 82-84).
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора ФИО2, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения).
В силу частей 1, 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности (абзац 7 части 4 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Понятие дорожной деятельности определено в пункте 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах, согласно которому это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 утвержден порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее – Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог № 288), определен состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков, требованиям технических регламентов (пункт 1).
Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог. Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог (пункт 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог № 288).
По результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам (пункт 6 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог № 288).
В силу пункта 2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог № 288 оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой Шенкурского района проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о безопасности дорожного движения в части проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.
По результатам прокурорской проверки установлено, что администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области не проведена оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории города Шенкурск, акты оценки не составлялись, ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.
По запросу суда администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области представлена информация о том, что проведение оценки технического состояния автомобильных дорог к настоящему моменту не организовано (л.д. 85). По части автомобильных дорог общего пользования местного значения запланировано на сентябрь 2024 года. Дополнительно представлена копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-па, которым утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности Шенкурского муниципального округа Архангельской области.
В указанный перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения включена 31 автомобильная дорога на территории города Шенкурск. Право муниципальной собственности подтверждено имеющимися в материалах дела выписками из реестра муниципального имущества Шенкурского муниципального округа Архангельской области (л.д. 111-138).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просил суд определить срок исполнения решения суда по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения города Шенкурск до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая объем необходимых к проведению ответчиком работ суд признает достаточным и отвечающим требованиям разумности срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определение более позднего срока, на что ссылалась глава Шенкурского муниципального округа в своем отзыве на иск, не обусловлен какими-либо объективными расчетами, а оправдан лишь отсутствие финансирования на указанные мероприятия, которое не заложено на указанные цели в 2024-2026 годах.
Суд полагает, что установление более продолжительного срока проведения оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения города Шенкурск, означало бы дальнейшее нарушение прав неограниченного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения на длительный срок после вынесения решения суда, что не способствует надлежащей защите и восстановлению нарушенных прав неограниченного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковое заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения города Шенкурска Архангельской области – удовлетворить.
Обязать администрацию Шенкурского муниципального округа Архангельской области (ОГРН: №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения города Шенкурска Архангельской области в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2020 № 288.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Судья С.В. Якивчук
Мотивированное решение суда изготовлено 21 августа 2024 года.