Решение по делу № 2-127/2018 от 15.02.2018

Дело №2-127/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 мая 2018 года                                      р.п.Краснозерское

Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего – судьи Чукановой Н.А.,

при секретаре Конограй И.Н.,

с участием ст.помощника прокурора Краснозерского района Новосибирской области Стениной О.П., законного представителя Тарасовой Е.В. – Тарасова В.И., представителя ответчика Клевакиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснозерского района Новосибирской области в интересах Тарасовой Екатерины Витальевны к Администрации р.п.Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области о предоставлении жилого помещения

у с т а н о в и л :

Прокурор Краснозерского района Новосибирской области обратился в суд с иском к ответчику в защиту интересов несовершеннолетней Тарасовой Е.В. к Администрации р.п.Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь по следующим основаниям.

Прокуратурой Краснозерского района Новосибирской области по заявлению Тарасова В.И., поданного в интересах несовершеннолетней дочери Тарасовой Е.В., проведена проверка, в ходе которой установлено, что несовершеннолетняя Тарасова Е.В. является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ №378 от 16 июня 2006 года.07 сентября 2017 года Тарасов В.И., действующий в интересах дочери признан малоимущим, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако в нарушение требований п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение Тарасову В.И., до настоящего времени не предоставлено.С учетом того, что Тарасова Е.В., является несовершеннолетней, то жилое помещение должно предоставляться с учетом возможности проживания с ней одного из родителей для обеспечения исполнения прав и обязанностей родителя и права ребенка на воспитание и содержание со стороны родителей.

Просит обязать ответчика предоставить Тарасовой Екатерине Витальевне вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма на территории р.п.Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области площадью не менее 15 кв.м с учетом права на дополнительную жилую площадь не менее 15кв.м и с учетом необходимости проживания с ней одного из родителей не менее 12 кв.м.

В судебномзаседании прокурор, участвующий в деле Стенина О.П. исковые требования поддержала.

Законный представитель несовершеннолетней Тарасовой Е.В. – Тарасов В.И. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Клевакина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердила, что Тарасова Е.В., признана лицом, нуждающимся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет, не оспаривая факта нуждаемости истца в жилом помещении, указывает, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Представитель третьего лица - Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в том числе и в рассматриваемом случае относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Суд приходит к выводу о наличии оснований в данном случае для обращения в суд прокурора, поскольку иск предъявлен в интересах несовершеннолетней Тарасовой Е.В., являющейся ребенком-инвалидом, которая в силу указанных обстоятельств не может сама обратиться в суд.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Тарасова Е.В., родившаяся 16 декабря 2010 года, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ №378 от 16 июня 2006 года «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», что подтверждается соответствующим заключением (л.д.25).

Тарасова Е.В., ее отец ФИО9, мать ФИО7, сестра ФИО8 проживают в р.<адрес>. (л.д.9). Указанное жилое помещение принадлежит указанным лицам на праве общей долевой собственности.

Постановлением Администрации р.п.Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области №278 от 08 сентября 2017 года Тарасов В.И., Тарасова Е.В. признаны нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.12).

Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

    Перечень соответствующих заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ №378 от 16 июня 2006 года «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (действовавшим на момент постановкиистца на учет), в нем указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

В соответствии со ст.17 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

    Учитывая изложенное, Тарасова В.И., являясь ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления.

Согласно ч.6 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением Краснозерского поселкового Совета депутатов Краснозерского района Новосибирской области №45 от 27 октября 2005 года установлен учетная норма площади жилого помещения 12 кв.м общей площади на человека и установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м общей площади на человека (л.д.14).

Согласно ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и в соответствии со ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

    Право каждого ребенка на меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства, провозглашены в Международном пакте о гражданских и политических правах (п.1 ст.24).

Согласно Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года) ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании, он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучен со своей матерью.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия, а суды, административные или законодательные органы во всех действиях в отношении детей - уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка и обеспечивать ему защиту и заботу, возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах их способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункты 1 и 2 статьи 3, пункт 1 статьи 18 и пункт 2 статьи 27). Одновременно Конвенция требует от государств-участников уважать ответственность, права и обязанности родителей должным образом руководить ребенком при осуществлении им своих прав исходя из принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за его воспитание и развитие, равно как и уважать право ребенка на сохранение семейных связей, не допуская противозаконного вмешательства, с тем чтобы он не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, кроме случаев применения компетентными органами, согласно судебному решению, основанных на законе процедур, обусловленных необходимостью такого разлучения в наилучших интересах ребенка (статья 5, пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 9 и статья 18).

Конкретизируя предписания статей 7 (часть 1), 38 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 60, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, и корреспондирующие этим предписаниям приведенные положения международно-правовых актов, предполагающих, помимо прочего, предпочтительность совместного проживания родителей со своими несовершеннолетними детьми и, соответственно, возлагающих на государство ответственность за создание для этого необходимых условий, федеральный законодатель ввел в правовое регулирование правила, касающиеся места жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, и граждан, находящихся под опекой, каковым признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК Российской Федерации и пункт 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.

Провозглашенные в КонституцииРоссийской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования; федеральный законодатель - исходя из того, что несовершеннолетние дети, по общему правилу, находятся на попечении родителей, которые вправе и обязаны действовать в их интересах в качестве законных представителей, - должен устанавливать эффективные механизмы, гарантирующие приоритетную защиту прав и интересов несовершеннолетних, восстановление нарушенных прав ребенка, недопущение их дискриминации; законодательное регулирование отношений в жилищной сфере, участниками которых являются собственник жилого помещения и проживающие совместно с ним несовершеннолетние члены его семьи, должно быть направлено на обеспечение возможности использования дифференцированного подхода к оценке возникающих жизненных ситуаций, с тем чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод.

Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество. В этих целях при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.

Исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 1 июля 2014 года N 20-П и от 27 июня 2017 года N 17-П, и с учетом природы России как социального государства, обязанного обеспечивать охрану семьи и права ребенка, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в расчетелишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо - при ее использовании - к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией Российской Федерации и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы статьям 7, 38 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

    Таким образом, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета его права на должный уход и воспитание со стороны родителей, а следовательно проживания в представляемом жилом помещении по крайней мере одного взрослого члена семьи.

С учетом вышеприведенных положений законодательства размер площади жилого помещения, предоставляемого Тарасовой Е.В. должен определяться с учетом ее права на дополнительную площадь и с учетом необходимости совместного проживания с ней одного из родителей, не менее 15 кв.м на каждого человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.

В силу ст.12, ч.1 ст., 130, ч.1 ст.132 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

    В соответствии с п.ж ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты.

Положениями Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положениями Жилищного кодекса РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районом (ст.ст.135-138 Бюджетного кодекса РФ, ст.55,60,61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации»).

    Таким образом, органом, обязанным предоставить семье Тарасова В.И., имеющей ребенка-инвалида Тарасову Е.В., жилое помещение является администрация р.п.Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области.

Содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ условие о внеочередном предоставлении жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, закрепляет только особенности реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о внеочередном предоставлении жилого помещения и приходит к выводу о необходимости предоставления Тарасовой Е.В. жилого помещения площадью не менее 45 кв.мс учетом права Тарасовой Е.В. на предоставление дополнительной площади и права совместного проживания с ней хотя бы одного из родителей.

Согласно ч.4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Краснозерского района Новосибирской области удовлетворить.

Обязать администрацию р.п.КраснозерскоеКраснозерского района Новосибирской области предоставить Тарасовой Екатерине Витальевне, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 45кв.м с учетом права Тарасовой Екатерины Витальевны на дополнительную жилую площадь и ее права на совместное проживание с ней одного из родителей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня его принятия через Краснозерский районный суд Новосибирской области.

    Решение в окончательной форме принято 08 мая 2018 года.

Судья

2-127/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Тарасов Виталий Иванович
прокурор Краснозерского района Новосибирской области
Тарасов В. И.
Ответчики
Администрация р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области
Другие
Министерство финансов Новосибирской области
Суд
Краснозерский районный суд Новосибирской области
Судья
Чуканова Наталья Алексеевна
Дело на сайте суда
krasnozersky.nsk.sudrf.ru
15.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2018Передача материалов судье
20.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2018Подготовка дела (собеседование)
20.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2018Судебное заседание
08.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2018Дело оформлено
25.06.2018Дело передано в архив
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Подготовка дела (собеседование)
13.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Дело оформлено
13.05.2020Дело передано в архив
03.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее