Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Одесское 24 декабря 2014 года
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тарновского А.В.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-593/2014 года по заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию автомобильных дорог общего пользования и обязывании устранить выявленные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию автомобильных дорог общего пользования и обязывании устранить выявленные нарушения обратился прокурор Одесского района Омской области, в заявлении указал, что прокуратурой района совместно с ОГИБДД МО МВД России «Одесский» проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Лукьяновского сельского поселения.
В ходе проверки установлено следующее:
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. На основании ч.2 ст.12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам и стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу ч.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность-деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п.3.1.6. ГОСТа 50597-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населённых пунктов с учётом их транспортно - эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4.
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч |
|
А |
4 |
Б |
5 |
В |
6 |
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента её обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
В нарушение вышеизложенной нормы в Лукьяновском сельском поселении в нарушение требований п.3.1.6 ГОСТа 50597-93 дорожное покрытие на <адрес> имеет снежный накат и зимнюю скользкость.
Указанные дороги расположены в границах Лукьяновского сельского поселения, в связи, с чем их содержание, исходя из требований ст.14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к компетенции сельского поселения.
Выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределённого круга лиц - участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения, поскольку администрацией поселения не обеспечено надлежащее содержание дорог <адрес>, в связи, с чем прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту их прав, свобод и законных интересов.
Просит признать бездействие Администрации Лукьяновского сельского поселения по непринятию мер к содержанию автомобильных дорог общего пользования, расположенных по <адрес>, незаконным.
Обязать Администрацию Лукьяновского сельского поселения устранить снежный накат и зимнюю скользкость дорожного покрытия на <адрес>.
Помощник прокурора Одесского района Омской области Кузнецов Г.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, дополнив, что на день рассмотрения дела, в судебном заседании выявленные недостатки не
устранены в полном объёме.
Просит суд признать бездействие Администрации Лукьяновского сельского
поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию автомобильных дорог общего пользования, расположенных <адрес>, незаконным.
Обязать Администрацию Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области устранить снежный накат и зимнюю скользкость дорожного покрытия на <адрес>.
Представитель заинтересованного лица Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области глава сельского поселения Мацюк Д.П. в судебном заседании показал, что на территории сельского поселения дороги содержаться в надлежащем состоянии, своевременно проводится очистка от снега, но доказательств того, что выявленные недостатки устранены и заключены договоры с хозяйствующими организациями на проведение работ по очистке дорог от снега он представить суду не может.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Одесский» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка, о получении судебной повестки о дне слушания дела, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Одесского района Омской области Кузнецова Г.С. и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. На основании ч.2 ст.12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам и стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющим содержание автомобильных дорог.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу ч.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что согласно п.5 статьи 3 Устава Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов Лукьяновского сельского поселения (решение № 2/1 от 15 ноября 2005 года) к вопросам местного значения сельского поселения относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов, и иных транспортных инженерных сооружений в границах сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и областного значения (л.д.6-7).
В судебном заседании установлено, что в реестр муниципального имущества Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области включены внутрипоселковые автомобильные дороги, в том числе дороги по <адрес> (л.д.9-11).
В силу п. 3.1.6. ГОСТа 50597-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населённых пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4.
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам |
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч |
А |
4 |
Б |
5 |
В |
6 |
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента её обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
В судебном заседании установлено, что в Лукьяновском сельском поселении в нарушение требований п.3.1.6 ГОСТа 50597-93 проезжая часть на <адрес> имеет снежный накат и зимнюю скользкость. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 09 декабря 2014 года текущего эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в <адрес> муниципального района (л.д.7).
Указанные дороги расположены в границах Лукьяновского сельского поселения, в связи, с чем их содержание, исходя из требований ст.14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к компетенции сельского поселения.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.
Помощник прокурора Одесского района Омской области Кузнецов Г.С. в судебном заседании предоставил доказательства того, что Администрацией Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области нарушаются требования законодательства о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания дорог на <адрес>.
Представитель заинтересованного лица Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставил суду доказательств того, что выявленные нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Лукьяновского сельского поселения устранены в полном объёме и проводится какая либо работа по их устранению.
Суд считает, что Администрация Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не принимает должных мер к содержанию дорог на
<адрес>, тем самым, проявляя бездействие в разрешении данного вопроса.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц.
Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился с заявлением в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, поскольку выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределённого круга лиц - участников дорожного движения, в сфере безопасности дорожного движения, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью, порчи имущества участников дорожного движения. Администрацией поселения не обеспечено надлежащее содержание дорог на <адрес>.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать бездействие Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию автомобильных дорог общего пользования, расположенных по <адрес>, незаконным.
Обязать Администрацию Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области устранить снежный накат и зимнюю скользкость дорожного покрытия на <адрес>.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением
дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с
ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, заинтересованное лицо Администрация Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию автомобильных дорог общего пользования и обязывании устранить допущенные нарушения удовлетворить в полном объёме.
Признать бездействие Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию автомобильных дорог общего пользования, расположенных по <адрес>, незаконным.
Обязать Администрацию Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области устранить снежный накат и зимнюю скользкость дорожного покрытия на <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Председательствующий: судья А.В. Тарновский
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2014 года.
Судья А.В. Тарновский