Решение от 07.07.2021 по делу № 33а-4445/2021 от 07.06.2021

Дело № 33а-4445/2021

материала в суде первой инстанции № 9-425/2021 ( М-2182/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Хабаровского краевого суда Чуешкова В.В., рассмотрев 07 июля 2021 года в городе Хабаровске в апелляционном порядке частную жалобу Ильиных С.Д. на определение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30 апреля 2021 года об отказе в принятии заявления,

УСТАНОВИЛ:

Ильиных С.Д. обратился в суд с исковым заявлением к председателю Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда Копосову М.И. о признании факта нарушения права на получение достоверной информации, выразившегося в том, что в ответах по его запросам от 24.12. 2020г., 11.01.2021г., 17.01.2021г. отсутствовала информация о наличии в Комсомольском-на-Амуре гарнизонном военном суде в период времени с 25.09.2009г. по 24.12.2020г. решений суда по указанным в запросе предметам иска с участием истца и Министерства обороны РФ. Заявитель полагает, что ответчик не предоставил запрашиваемую им информацию, то есть не ответил на вопросы в его заявлениях, чем нарушил Конституцию Российской Федерации и его конституционные права на получение информации.

На основании изложенного, Ильиных С.Д. просил суд: «Признать факт нарушения ответчиком Копосовым М.И. в ответе за исх. № 127 от 20.01.2021г. конституционного права истца Ильиных С.Д. на получение достоверной информации по существу вопросов, поставленных им в заявлениях (обращениях) от 24.12. 2020г., 11.01. 2021г., 17.01.2021г., которые не были рассмотрены Копосовым М.И. В целях восстановления конституционного права истца Ильиных С.Д. на получение достоверной информации, нарушенного ответчиком Копосовым М.И., возложить на Копосова М.И. обеспечение подготовки и направление истцу достоверной информации по существу вопросов, поставленных им в заявлениях от 24.12.2020г., 11.01.2021г., 17.01.2021г.».

Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30 апреля 2021 года в принятии административного искового заявления Ильиных С.Д. отказано.

В частной жалобе Ильиных С.Д. просит определение судьи отменить, как незаконное и необоснованное, разрешить вопрос по существу, направлением материала в суд для возбуждения гражданского дела по исковому заявлению от 16.04.2021г. истца Ильиных С.Д. В обоснование жалобы заявитель указал, что судья первой инстанции необоснованно определил его исковое заявление, как административное исковое заявление, поскольку у Ильиных С.Д. возник спор с ответчиком о праве на получение достоверной информации, которая не была предоставлена истцу ответчиком Копосовым М.И. в нарушение Конституции РФ. При этом, заявитель считает, что не обжалует действия ответчика, совершенные им при осуществлении правосудия и не просит привлечь его к какой-либо ответственности, а обращает свои требования к Копосову М.И. как к должностному лицу в соответствии со ст. ст. 3 ч. 1, 22 ГПК РФ. Так же, заявитель жалобы считает, что обжалуемым определением судья фактически отказала Ильиных С.Д. в судебной защите его конституционного права, нарушенного ответчиком. Кроме того, определение содержит описки, которые не исправлены судьей первой инстанции.

В порядке части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства РФ, частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания.

В соответствии с частью 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, оценив доводы частной жалобы, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке определены статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции правильно установил характер заявленных Ильиных С.Д. требований и пришел к обоснованному выводу о том, что их рассмотрение в порядке административного судопроизводства законом не предусмотрено, поскольку они разрешаются в ином порядке.

С указанным выводом судья апелляционной инстанции соглашается по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В соответствии с этим статьей 8 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" закреплено, что пользователь информацией имеет право: 1) получать достоверную информацию о деятельности судов; 2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен; 3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации; 4) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов.

Пунктами 2. 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" определено, что информация о деятельности судов - информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов.

Пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов.

В пунктах 24, 29, 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов" разъяснено, что суды на основании Закона об обеспечении доступа к информации предоставляют пользователям: информацию, подготовленную судами в пределах своих полномочий при осуществлении правосудия (например, информацию о движении дела или материала) и иных полномочий, отнесенных законом к компетенции судов (например, обзоры судебной практики, утвержденные для опубликования президиумами соответствующих судов); информацию, поступившую в суды и относящуюся к деятельности судов (например, данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации). При этом не являются информацией о деятельности судов сведения, содержащиеся в поступивших в суды запросах, а потому суд не вправе, ссылаясь на пункт 2 статьи 1 Закона об обеспечении доступа к информации, предоставлять такие сведения; судебные акты по конкретным делам, то есть судебные постановления, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по существу дела судами первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций; информацию, содержащуюся в актах, регулирующих вопросы деятельности судов (например, регламенты судов); сведения о законодательстве, устанавливающем порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов.

Суды в пределах своей компетенции предоставляют и иную информацию в соответствии с федеральными законами, в частности в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 24).

Перечень оснований, исключающих возможность предоставления информации о деятельности судов, приведен в статье 20 Закона об обеспечении доступа к информации и является исчерпывающим.

При этом следует учитывать, что, если запрашиваемая информация опубликована в средствах массовой информации и (или) размещена на официальных сайтах судов в сети Интернет, суды вправе не предоставлять такую информацию (часть 2 статьи 20 Закона об обеспечении доступа к информации), а ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта с указанием страницы, на которой размещена запрашиваемая информация (часть 2 статьи 19 Закона об обеспечении доступа к информации) (пункт 29).

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается посредством ее размещения в сети Интернет, осуществляемого в соответствии с Положением по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов; Регламентом размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети Интернет; Регламентом организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда общей юрисдикции.

Перечень сведений, которые составляют информацию о деятельности судов и подлежат обязательному размещению в сети Интернет, приведен в статье 14 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации. Согласно п. «г» которой, в сети "Интернет" размещается в том числе: тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования.

Конституционный смысл приведенных законоположений раскрыт в Определении Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. N 1621-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Прокофьева А.В. и Хорошенко А.А. на нарушение их конституционных прав частью 2 ст. 1 и пунктом 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, а так же статьей 24 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Согласно которому граждане А.В. Прокофьев и А.А. Хорошенко оспаривали конституционность части 2 статьи 1 "Предмет регулирования настоящего Кодекса" и пункта 1 части 1 статьи 128 "Отказ в принятии административного искового заявления" КАС Российской Федерации, а также статьи 24 "Защита права на доступ к информации о деятельности судов" Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". А именно, определением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом вышестоящей инстанции, заявителям было отказано в принятии административного искового заявления о признании незаконными действий (бездействия) председателя городского суда, выразившихся в неразмещении в предусмотренные законом сроки на сайте суда текста приговора. Суды указали, что действующим законодательством не предусмотрена возможность оспаривания действий (бездействия) судей в порядке, предусмотренном главой 22 КАС Российской Федерации. По мнению заявителей, оспариваемые нормы нарушают их право на судебную защиту, а потому противоречат статьям 46 (часть 1) и 118 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституционный Суд Российской Федерации не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению указав, что из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года N 220-О, от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О, от 20 декабря 2016 года N 2802-О и др.). Применительно к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1).

Положения оспариваемой заявителями части 2 статьи 1 КАС Российской Федерации, устанавливающие среди прочего, что суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2), направлены на реализацию статьи 47 Конституции Российской Федерации и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права, перечисленные в жалобе, в указанном аспекте.

Оспариваемый пункт 1 части 1 статьи 128 КАС Российской Федерации во взаимосвязи с иными положениями этого же Кодекса предписывает судье отказывать в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если такое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, и, соответственно, будучи направленным на исключение принятия судом к рассмотрению дел, явно не относящихся к его подведомственности, установленной данным Кодексом, и также не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителей в указанном в жалобе аспекте.

Не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителей и статья 24 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", закрепляющая в порядке конкретизации статьи 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации, что решения и действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом в федеральных судах обязанность по размещению текстов судебных актов на официальных сайтах судов в сети "Интернет" и ответственность за передачу текстов судебных актов для размещения и размещение текстов судебных актов в сети "Интернет" возлагается председателями судов на уполномоченных работников аппаратов судов (пункт 4.1 Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2017 года).

Аналогичная позиция была изложена ранее в определении Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 976-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (утратившей силу с 15.09.2015г. - Федеральный закон от 08.03.2015г. N 23-ФЗ) и статьей 24 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Из анализа приведенных правовых норм следует, что судебная защита распространяется только на доступ к информации о деятельности судов, не обеспеченный должностными лицами в установленном порядке и в пределах их компетенции.

Исходя из содержания административного иска, заявитель оспаривает по существу действия и ответы судьи – председателя суда Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда, что в силу Закона РФ от 26.06.1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», приведенных ранее норм действующего законодательства и их толкования, не может быть предметом обжалования ни в порядке норм КАС РФ, ни в порядке ГПК РФ.

Учитывая изложенное, судья апелляционной инстанции отклоняет доводы, приведенные Ильиных С.Д. в частной жалобе и исковом заявлении, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для отмены определения судьи первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как следует из текста частной жалобы Ильиных С.Д. в обжалуемом им определении от 30.04.2021г. имеются описки, которые судьей первой инстанции не исправлены. Указанное нашло свое подтверждение, однако не влечет отмены или изменения определения судьи первой инстанции.

В установочной и резолютивной частях обжалуемого определения фамилия административного ответчика указана - «Копосов», а в описательно-мотивировочной части определения – и «Копосов» и «Колосов». В описательно-мотивировочной и резолютивной частях обжалуемого определения судья указывает на отказ в принятии административного искового заявления Ильиных С.Д. на основании ст. 128 ч. 1 п. 1 КАС РФ, а в абзаце 2 резолютивной части обжалуемого определения – разъясняет срок и порядок обжалования «определения суда о возвращении административного искового заявления». Поскольку из представленных в суд апелляционной инстанции материалов по частной жалобе Ильиных С.Д. следует, что истец обращался в суд к ответчику «Копосову Михаилу Ивановичу» и в принятии его административного искового заявления судьей было отказано на основании ст. 128 ч. 1 п. 1 КАС РФ, указанное свидетельствует об описках и опечатках, допущенных судьей первой инстанции в определении от 30.04.2021г. «об отказе в принятии административного искового заявления».

На основании изложенного, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" и ст. 184 КАС РФ, судья апелляционной инстанции считает необходимым исправить подущенные в определении от 30.04.2021г. описки и опечатки. В связи с чем, в обжалуемом определении Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 30.04.2021г. следует правильно читать фамилию административного ответчика – «Копосов» и в резолютивной части определения - абзац второй правильно читать: «На определение суда об отказе в принятии административного искового заявления….».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░». ░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░: «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.».

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                   ░.░. ░░░░░░░░

33а-4445/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ильиных Сергей Дмитриевич
Ответчики
Копосов Михаил Иванович
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Чуешкова Виктория Валерьевна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
08.06.2021Передача дела судье
07.07.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
19.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2021Передано в экспедицию
07.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее