РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
при секретаре Вилявиной Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а-324/2022 по административному иску ИНФС России по Кировскому району г. Астрахани к Палаткину ФИО4 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
ИНФС России по Кировскому району г. Астрахани обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что Палаткин С.А. является собственником недвижимого имущества, транспортного средства и плательщиком налога на имущество и транспортного налога. Ответчику был начислен налог на имущество и транспортный налог, который он в срок не уплатил, в связи с чем ему начислена пеня, направлено уведомление. До настоящего времени сумма налога и пени в бюджет не поступили. Просят взыскать с Палаткина С.А. задолженность по транспортному налогу <данные изъяты> руб., пени за неуплату транспортного налога – <данные изъяты> руб., задолженность по пени за неуплату имущественного налога – <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Представитель административного истца при надлежащем извещении не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Палаткин С.А. просил в иске отказать.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 1,2,3 Закона РФ № 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц» ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и обязан своевременно в полном объеме вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.
Налоговые ставки согласно ст. 3 Закона РФ № 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц» устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от суммарной инвентаризационного стоимости объектов налогооблажения, типа использования объекта налогооблажения и положением о порядке исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц на территории соответствующего городского (сельского) поселения.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
П. 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
П. 1 ст. 361 НК РФ установлено, что налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Налоговые ставки по транспортному налогу установлены Законом Астраханской области от 22.11.2002 № 49/2003-ОЗ «О транспортном налоге».
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество согласно п.п. 1,2 ст. 401 НК РФ: жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы в соответствии с п. 2 ст. 402 НК РФ.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой согласно п. 2 ст. 399 НК РФ.
В силу ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктами 4,11 ст. 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения, в электронной форме.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 05.10.2010 № ММВ-7-11/479@, представляет собой расчет налога, в котором указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В судебном заседании установлено, что Палаткин С.А. является собственником недвижимого имущества – квартиры, адрес г. Астрахань, ул. С<адрес>, кадастровый номер №, площадь <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права 14.05.2005 года; иные строения, помещения и сооружения, адрес г. Астрахань, ул. <адрес>, кадастровый номер №, площадь <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права 30.08.2006 года; иные строения, помещения и сооружения, адрес г. Астрахань, ул. <адрес>, кадастровый номер №, площадь <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права 21.07.2017 года. Палаткину С.А. начислен налог на имущество, который несвоевременно был оплачен, в связи с чем также начислена пеня в размере <данные изъяты> руб.
Из материалов дела также следует, что Палаткин С.А. является собственником транспортного средства – автомобили легковые, государственный регистрационный знак №, марка/модель <данные изъяты>, год выпуска 2004, дата регистрации права 24.11.2004. Ответчику был начислен транспортный налог, направлено уведомление. Сумма задолженности по транспортному налогу составляет <данные изъяты> руб. В связи с несвоевременной уплатой указанного налога, ответчику начислена пеня за неуплату транспортного налога в сумме <данные изъяты> руб., направлено требование, до настоящего времени сумма налога и пени в бюджет не поступила.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
С направлением предусмотренных статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации уведомления и статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Указанные положения п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней (п. 10 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В тоже время, из представленных к иску документов усматривается, что административным истцом пропущен срок на подачу административных требований в суд.
В соответствии с требованиями ч.ч. 2,3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Судом установлено, что сумма задолженности по налогам и пени превышает 3000 рублей. Таким образом, шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности начал исчисляться со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Согласно требованию № 11304 от 07.02.2019 года административному ответчику установлен срок оплаты до 02.04.2019 года. Административный истец в апреле 2020 года обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
10.04.2020 года мировым судьей судебного участка № 5 Кировского района г. Астрахани вынесен судебный приказ №2а-1098/2020 о взыскании с административного ответчика в пользу инспекции задолженности. Определением мирового судьи от 26.07.2020 года судебный приказ № 2а-1098/2020 о взыскании задолженности отменен. Административное исковое заявление подано в суд 17.12.2021 года.
В связи с чем, в установленный законом срок налоговая служба не обратилась в суд с заявлением о взыскании задолженности по обязательным страховым взносам, из иска не усматривается; доказательств уважительности несвоевременного обращения в суд административным ответчиком не представлено, в иске не указано, заявления о восстановлении процессуального срока в суд не представлено.
Исходя из изложенного, в связи с пропуском срока оснований для взыскания указанной суммы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани к Палаткину ФИО5 о взыскании задолженности по налогу отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22.02.2022 года.
Судья: