Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2014 года г.о.Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Шабанов С.Г., при секретаре Медыниной Т.П.,
с участием представителя прокуратуры Ставропольского района Самарской области Шнейдер Е.А., представителя соответчика Каракуловой С.Э. место пребывания которой неизвестно – адвоката Омецинского И.А., по ордеру № 085 от 02 июня 2014 года, без участия: соответчика Калугиной Н.А., представителя Отделения УФМС по Самарской области в Ставропольском районе,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в гражданское дело № 2-147414 по иску области в Ставропольском отделе, Калугиной Нине Афанасьевне, Каракуловой Султаной Эргашовне о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, об обязании снять с миграционного учета по месту пребывания,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ставропольского района Самарской области в интересах Российской Федерации обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с исковым заявлением к Отделу Управления Федеральной миграционной службы в России по Самарской области в Ставропольском отделе, Калугиной Нине Афанасьевне, Каракуловой Султаной Эргашовне о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, об обязании снять с миграционного учета по месту пребывания.
Согласно заявленным требованиям, в ходе проверки исполнения миграционного законодательства прокуратурой Ставропольского района Самарской области было установлено, что Калугина Н.А. в ДД.ММ.ГГГГ оформляла уведомления о временном пребывании иностранных граждан по месту нахождения принадлежащей ей на праве собственности жилого дома: <адрес> без фактического предоставления жилого помещения иностранным гражданам для проживания.
В письменных пояснениях Калугина Н.А. признала, что регистрировала иностранных граждан за денежное вознаграждение, без фактического предоставления жилья.
Таким образом, сведения о регистрационном учете иностранного гражданина не соответствуют действительности. Соответчик Каракулова С.Э. права пользования жилым помещением не приобрела, поставлена на регистрационный учет необоснованно.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Ставропольского района заявленные поддержал, просил удовлетворить.
Представитель соответчика Каракуловой С.Э. адвокат Омецинский И.А. иск не признал, просил принять решение на усмотрение суда.
Ответчик Калугина Н.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель Отделения УФМС Росси по Самарской области в Ставропольском районе в судебное заседание не прибыл, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав истца, представителя соответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ходе проверки исполнения миграционного законодательства прокуратурой Ставропольского района Самарской области было установлено, что Калугина Н.А. в ДД.ММ.ГГГГ оформляла уведомления о временном пребывании иностранных граждан по месту нахождения принадлежащей ей на праве собственности жилого дома: <адрес>, без фактического предоставления жилого помещения иностранным гражданам для проживания.
В уведомлении о прибытии соответчика Каракуловой С.Э. в качестве адреса принимающей стороны указан адрес квартиры Калугиной Н.А., срок пребывания – с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время Каракулова С.Э. зарегистрирована по указанному адресу, сведений о снятии с миграционного учета суду не представлено.
Согласно ст. ст. 11, 12 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 года "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона) является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ N 9 от 15.01.2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п. п. 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Из материалов дела следует, что Каракулова С.Э., прибывшая в Российскую Федерацию, была поставлена на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, в доме, принадлежащем на праве собственности ответчику Калугиной Н.А.
В период проверки исполнения миграционного законодательства проведенной Прокуратурой Ставропольского района Самарской области было установлено, что Каракулова С.Э. фактически у Калугиной Н.А. не проживала и не проживает.
Недостоверные сведения о прибытии иностранного гражданина были предоставлены в орган миграционного учета собственником жилого помещения Калугиной Н.А.
Таким образом, Каракулова С.Э. никогда не вселялась в жилое помещение Калугиной Н.А., а в органы миграционной службы представлены заведомо несоответствующие действительности сведения о месте его пребывания.
Статьей 23 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 г. предусмотрены случаи снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы. Однако в этот перечень не входит возможность снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы в случае нарушения миграционного законодательства (принятие уведомления без принимающей стороны).
Учитывая изложенное, суд считает, что ответчика Каракулову С.Э. следует признать не приобретшей право пользования жилым помещением, ее постановку на миграционный учет в период регистрации - недействительной.
Возложение на орган государственной власти определенных обязанностей возможно в случае признания его действий противозаконными, в целях восстановления нарушенных прав граждан. Таких обстоятельств судом не установлено, однако миграционный учет Каракуловой С.Э. совершен безосновательно, следовательно решение суда является основанием для его прекращения.
В силу п.1 ст.103 ГРПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец в силу ст.333.20 п.1 пп.8 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей подлежит взысканию с ответчиков.
Согласно ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В данном случае оснований для обращения решения к немедленному исполнению, судом не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Каракулову Султаной Эргашовну не приобретшей права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Признать недействительной постановку Каракуловой Султаной Эргашовны на миграционный учет в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении заявления об обращении решения к немедленному исполнению – отказать.
Взыскать с соответчиков в пользу государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей, по <данные изъяты> рублей с каждой.
Решение суда является основанием для снятия Каракуловой Султаны Эргашовны с миграционного учета по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 июня 2014 года
Судья С.Г. Шабанов