РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июля 2021 года г. Киренск
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при помощнике судьи Гасак Р.К., с участием представителя административного истца Ворониной К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-197/2021 по административному иску прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Коршуновского сельского поселения об обязании организовать водоснабжение надлежащего качества и в необходимых объемах
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Киренского района Иркутской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Киренского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации Коршуновского сельского поселения выявлены нарушения законодательства при организации водоснабжения населения в Коршуновском муниципальном образовании. В ходе проведения проверки было установлено, что на территории Коршуновского муниципального образования отсутствует централизованное водоснабжение, в собственности администрации Коршуновского сельского поселения отсутствуют водозаборные сооружения. Важной задачей всех муниципальных образований является забота об обслуживании населения, об оказании ему коммунальных услуг. Для поселения такая задача особо важна, поскольку они непосредственно работают с населением. Сам термин «организация» предполагает инициативу поселений, содействие тому, чтобы обслуживание населения было на хорошем уровне. Жилищно-коммунальные услуги – надежное и устойчивое обеспечение холодной и горячей водой, электрической энергией, газом, отоплением, услугами отведения и очистки сточных вод, содержания и ремонта жилых домов, придомовой территории, а также благоустройства территории населенного пункта в соответствии с установленными стандартами, нормами и требованиями. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Администрация Коршуновского сельского поселения должна организовать в границах поселения водоснабжение населения в необходимых объёмах и надлежащего качества. Отсутствие водоснабжения создаст угрозу жизни и здоровью граждан, проживающим и временно находящимся в жилых помещениях, бесперебойной работе социально-значимых объектов, расположенных на территории Коршуновского муниципального образования, так как на сегодняшний день вопрос о скважине, водонапорной башне не решен. На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию Коршуновского сельского поселения организовать на территории Коршуновского муниципального образования водоснабжение надлежащего качества и в необходимых объемах в срок до 31.12.2021.
В судебном заседании представитель административного истца Воронина К.И., действующая на основании прав по должности, на заявленных требованиях настаивала, поддержав доводы, изложенные в административном иске. Дополнительно указала суду, что постановление главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 № 40 о введении в действие санитарных правил СанПиН 2.1.4.1175-02, на которое в своих возражениях ссылается административный ответчик, утратило свою силу, соответственно, нормы данного положения не могут быть применены. В соответствии с п.3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретных указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Представитель административного ответчика администрации Коршуновского сельского поселения Дудина А.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменно возражение на административный иск, в соответствии с которым администрация не согласна с предъявленными требованиями, поскольку на территории Коршуновского сельского поселения организовано нецентрализованное холодное водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения. В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 № 40 «О введении в действие санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02», на территории Коршуновского сельского поселения организовано 3 открытых колодца для общего использования всем населением поселения, 1 колодец для детского сада, организованы 23 скважины для частного использования. Таким образом, администрация исполняет возложенные на неё обязанности, предусмотренные законом по организации холодным водоснабжением населения посредством нецентрализованного водоснабжения, что не является нарушением законодательства о водоснабжении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Коршуновского сельского поселения. Прокурором в материалы дела не представлены доказательства о несоответствии качества питьевой воды по микробиологическим показателям в сельском поселении, как и отсутствуют доказательства, свидетельствующие о необеспечении водой населения в необходимых количествах, а также прокурором не указаны необходимые объемы водоснабжения населения. Просят в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме. В представленном суду заявлении представитель административного ответчика – глава Коршуновского муниципального образования Округин Д.В. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по данному делу и оценив их в совокупности, суд находит административные исковые требования прокурора Киренского района подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
На основании ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В силу п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг. Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг. Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п.121 вышеуказанных Правил, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) под водоснабжением следует понимать водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Из Устава Коршуновского муниципального образования следует, что к вопросам местного значения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательство РФ (п.4 ч.1 ст. 6).
Согласно ч.9 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.п. 72, 73, 74, 75 указанных Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников (п.72). Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.73). При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3 (п.74).
Органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая следующую информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при отсутствии у органа местного самоуправления официального сайта такая информация размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации): а) места расположения источников водоснабжения, места разбора воды; б) качество воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям; в) сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды (п.75).
В силу пунктов 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Частями 1 и 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч.1)
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.3).
Согласно статье 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии с п. 85, 87, 91 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, выбор места расположения водозаборных сооружений источников нецентрализованного водоснабжения населения должен осуществляться водопользователем на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов обследования близлежащей территории с учетом наличия возможных источников микробного или химического загрязнения воды. Водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения необходимо размещать на удаленном, не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от источников загрязнения, месте. Водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения не должны размещаться на участках, затапливаемых паводковыми водами, в заболоченных местах, а также местах, подвергаемых оползням, а также ближе 30 метров от автомагистралей. Надземная часть водозаборных сооружений должна иметь укрытие для предотвращения загрязнения воды водоисточника. Качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения, должно соответствовать гигиеническим нормативам.
Нормативы качества и безопасности воды содержатся в разделе III Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2.
В ходе проведенной прокуратурой Киренского района установлено, что на территории Коршуновского муниципального образования отсутствует централизованное водоснабжение, в собственности администрации Коршуновского сельского поселения отсутствуют водозаборные сооружения, которые могли бы обеспечивать население поселения водоснабжением надлежащего качества и в необходимых объемах.
19.02.2021 прокурором Киренского района в адрес главы Коршуновского муниципального образования внесено представление об устранении нарушений законодательства.
В ответ на представление в письме от 06.04.2021 глава Коршуновского муниципального образования сообщил, что в муниципальном образовании действительно не организовано в границах поселения водоснабжение населения в необходимых объемах и надлежащего качества. С целью устранения выявленных нарушений органом местного самоуправления был сделан запрос в ООО «Гидро-Сервис» по вопросу устройства скважины. Бурение скважины в с.Коршуново затрудняется в связи с труднодоступностью до населенного пункта и отсутствием круглогодичного транспортного сообщения. В бюджете Коршуновского муниципального образования в 2021 году денежные средства на организацию водоснабжения не предусмотрены. Специалистам администрации указано на недопустимость пробелов в правовом регулировании в дальнейшем.
Довод представителя административного ответчика на то, что на территории Коршуновского муниципального образования организовано нецентрализованное водоснабжение в соответствии с санитарными правилами и нормами, а именно на территории муниципального образования находится 3 открытых колодца для общего пользования, 1 колодец для детского сада и 23 скважины для частного использования, является несостоятельным, поскольку доказательств соответствия указанных водных объектов санитарным нормам и правилам, в том числе наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, административным ответчиком суду не представлено, также как и не представлено доказательств подвоза питьевой воды населению. Ссылка административного ответчика на постановление главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 № 40 «О введении в действие санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02» является необоснованной, поскольку указанные санитарные правила и нормы утратили силу с 01.03.2012.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом установлено, что в нарушение приведенных выше норм действующего законодательства на территории Коршуновского муниципального образования отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, также на территории указанного муниципального образования отсутствуют источники нецентрализованного водоснабжения, состоящие на балансе органа местного самоуправления и соответствующие санитарным правилам и нормам, доказательств подвоза питьевой воды населению суду также не представлено.
Отсутствие в Коршуновском муниципальном образовании централизованного водоснабжения или водозаборных сооружений, которые могли бы обеспечивать население поселения водоснабжением надлежащего качества и в необходимых объемах, может повлечь за собой наступление аварийной или чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием водоснабжения, что приведет к нарушению прав граждан, проживающих на территории Коршуновского муниципального образования, сбою в работе социально-значимых объектов, создаст угрозу жизни или здоровью граждан.
При таких обстоятельствах, оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, учитывая, что организация водоснабжения населения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, суд считает, что административные исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая реальную возможность ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание мнение сторон, суд полагает разумным установить срок для исполнения требований административного истца – до 31.12.2021.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Коршуновского сельского поселения об обязании организовать водоснабжение надлежащего качества и в необходимых объемах - удовлетворить.
Обязать администрацию Коршуновского сельского поселения в срок до 31 декабря 2021 года организовать на территории Коршуновского муниципального образования водоснабжение надлежащего качества и в необходимых объемах.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Мельникова