УИД 50RS0026-01-2024-008053-18

Дело №2-8395/2024

РЕШЕНИЕ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2024 года                                           г.Люберцы

Люберецкий городской суд Московской области в составе:

председательствующего федерального судьи Прудниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Наследниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой Г. В. к Министерству здравоохранения Московской области, ГБУЗ «Люберецкая областная больница» о предоставлении медицинских препаратов,

установил:

Киселева Г.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству здравоохранения Московской области, ГБУЗ «Люберецкая областная больница» о предоставлении медицинских препаратов.

В обоснование административного иска указала, что с ДД.ММ.ГГ года является инвали<адрес> группы (бессрочно) по общему заболеванию сахарный диабет 1 типа – инсулинозависимый. С ДД.ММ.ГГ года она прикреплена к Поликлиническому отделению (<адрес>), где регулярно получала все необходимые лекарственные препараты (инсулин, полоски для глюкометра и тд.). В ДД.ММ.ГГ в выдаче жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов заявителю отказано по причине того, что у нее имеется регистрация по месту жительства вне пределов Московской области (<адрес>) и отсутствуют о ней данные в региональном сегменте федерального регистра лиц на обеспечение лекарственными средствами. Ссылаясь на то, что она имеет регистрацию по месту пребывания в Московской области на срок с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. и постоянно проживает с семьей, имеет социальную карту жителя Московской области, заявитель полагает, что были нарушены ее права на лекарственное обеспечение. Досудебная переписка с административным ответчиком об обеспечении лекарственными средствами по федеральной льготной программе положительных результатов не дала. На основании изложенного и с учетом уточнений Киселева Г.В. просит возложить на административных ответчиков обязанность по обеспечению ее лекарственными препаратами по месту фактического проживания.

Определением от ДД.ММ.ГГ суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании истец Киселева Г.В. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ГБУЗ «Люберецкая областная больница», третьего лица поликлиническое отделение ГБУЗ «Люберецкая областная больница» по доверенности (в деле) Еловская М.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении иска отказать по доводам письменного отзыва. В обоснование своей правовой позиции ответчик указал, что Киселева Г.В. является инвалидом 2 группы (бессрочно) по общему заболеванию и относится к отдельной категории граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета. В ДД.ММ.ГГ года Киселева Г.В. прикреплена на медицинское обслуживание к ГБУЗ «Люберецкая областная больница» (поликлиническое отделение ) и состоит на диспансерном учете у врача-эндокринолога с диагнозом «сахарный диабет 2 типа», лечащим врачом ей рекомендована терапия препаратами Инсулина аспарт/глулизин-24ед, Инсулин детемир-20ед. На протяжении ДД.ММ.ГГ года выписка льготных рецептов Киселевой Г.В. была технически возможна и она регулярно обеспечивалась необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями согласно заявленной потребности на соответствующий год, в частности, Инсулин аспарт-6уп. на 375дн., Инсулин гларгин-2уп. на 115дн. и Инсулин детемир-4уп. на 240дн. На ДД.ММ.ГГ год для обеспечения пациента заявлена потребность Инсулина аспарт-6уп., Инсулин детемир-6уп. ДД.ММ.ГГ Киселева Г.В. обеспечена льготными лекарственными препаратами Инсулин аспарт-2уп. до ДД.ММ.ГГ. и Инсулин детемир-2уп. до ДД.ММ.ГГ. В настоящее время выписка электронных рецептов для пациента технически невозможна в связи с отсутствием Киселевой Г.В. в регистре федеральных льготников Московской области и ее отказа проходить идентификацию в региональном сегменте федерального регистра Московской области. В связи с наличием постоянной регистрации в <адрес> Киселева Г.В. включена в региональный сегмент Федерального регистра по <адрес>. Нахождение пациента сразу в федеральном регистре сразу двух субъектов РФ невозможно, при этом Киселева Г.В. отказывается от перевода документов для включения в региональный сегмент Федерального регистра по Московской области.

В судебном заседании представитель ответчика дополнительно пояснил, что если Киселева Г.В. будет включена в региональный сегмент Федерального регистра по Московской области, то она будет иметь полное лекарственное обеспечение. При этом Киселева Г.В. сможет это сделать сама при наличии постоянной регистрации в Московской области.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Московской области по доверенности (в деле) Король Н.М. в удовлетворении иска просила отказать по доводам письменных возражений, привела доводы, аналогичные правовой позиции соответчика. Одновременно указано, что ДД.ММ.ГГ Министерством направлен запрос в Управление Фонда социального страхования РФ по <адрес> и Московской области о включении Киселевой Г.В. в региональный сегмент (<адрес>) федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной помощи, граждан, временно прибывших на территорию субъекта РФ. Дальнейшее лекарственное обеспечение Киселевой Г.В. будет осуществляться после включения о ней сведений в региональный сегмент (<адрес>) федерального регистра по месту ее пребывания.

Представитель третьего лица СФР по Москве и Московской области, представителей не направил, извещены.

Выслушав явившихся участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        На основании ч.1 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

        Согласно ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ № 181-ФЗ), социальная защита инвалидов, рассматривается в Российской Федерации, как система экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам полноценное развитие, социальную адаптацию и интеграцию в обществе при индивидуальном подходе к компенсации утраченных функций организма.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об охране здоровья) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического ипсихического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В силу ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ).

Статьёй 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней <...>

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищённости граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст.8 названного федерального закона обеспечивается путём установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счёт средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определённых законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ № 178-ФЗ).

Статьёй 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п.8 ст.6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 178-ФЗ).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней (ч.2 ст.6.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ -р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в число которых включены препараты для лечения сахарного диабета «Инсулин аспарт», «Инсулин гларгин», «Инсулин глулизин», «Инсулин детемир».

Статьёй 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч.2 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п.1 ч.3 ст.80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включённых в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В Московской области порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, формы и содержание этих мер, порядок и особенности их предоставления определены Законом Московской области от ДД.ММ.ГГ -ОЗ «О здравоохранении в Московской области», принятым постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГ -П.

Статьей 1 установлено, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Московской области, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Уставом Московской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

На основании ч.4.1 Закона МО, в целях обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания отдельных категорий граждан осуществляется ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.22 Закона МО, гражданам, имеющим место жительства в Московской области, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, установленной п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - отдельные категории граждан), предоставляется социальная услуга по обеспечению на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее в настоящей статье - лекарственные препараты).

Финансирование мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами отдельных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также при отсутствии необходимых лекарственных препаратов, поставляемых в соответствии с переданными полномочиями Российской Федерации, может дополнительно осуществляться за счет средств бюджета Московской области.

Порядок и условия предоставления лекарственных препаратов отдельным категориям граждан и порядок использования средств бюджета Московской области на указанные цели устанавливаются Правительством Московской области.

В соответствии с Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГ -ПП "О <адрес> программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» «Инсулин аспарт», «Инсулин гларгин», «Инсулин глулизин» и «Инсулин детемир» включены перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях (приложение 5).

Бесплатное обеспечение жизненно-важными лекарственными препаратами входит в состав набора социальных услуг, предоставляемых государством инвалидам в соответствии со ст.ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГ «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч.5 ст.6.3 Федерального закона №178-ФЗ установлен Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от ДД.ММ.ГГ (ред. от ДД.ММ.ГГ) "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".

Согласно абз.2 п.20 Порядка, в случае выезда гражданина за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, превышающий 6 месяцев, или в случае изменения места жительства, такому пациенту назначаются лекарственные препараты, медицинские изделия или специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями или специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца.

В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, после прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре сведения о гражданах передаются в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в рамках действующего межведомственного соглашения.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В силу ст. 98 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьи 29 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ «О здравоохранении в Московской области», медицинские организации, медицинские работники и Фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья.

Судом установлено, что Киселева Г.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГ года является инвалидом 2 группы (бессрочно) по общему заболеванию (л.д.12-13), относится к отдельной категории граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета.

Киселева Г.В. имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, кВ.89.

Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГ Киселева Г.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГ (л.д.22).

В полисе ОМС ДД.ММ.ГГ Киселев Г.В. указана в качестве страхователя в страховой медицинской организации АО «МАКС-М» <адрес> (л.д.24 оборот).

В ДД.ММ.ГГ года Киселева Г.В. прикреплена и обслуживается в ГБУЗ «Люберецкая областная больница» (поликлиническое отделение ), состоит на диспансерном учете у врача-эндокринолога с диагнозом «сахарный диабет 2 типа».

С ДД.ММ.ГГ года до ДД.ММ.ГГ года Киселева Г.В. обеспечивалась жизненно необходимыми бесплатными лекарственными средствами в связи с имеющимся заболеванием, в частности, Инсулин аспарт-6уп. на 375дн., Инсулин гларгин-2уп. на 115дн. и Инсулин детемир-4уп. на 240дн.

По рекомендации лечащего врача Киселевой Г.В. на ДД.ММ.ГГ год показана терапия препаратами Инсулин аспарт/глулизин-24ед, Инсулин детемир-20ед.

Согласно пояснениям представителя ГБУЗ «Люберецкая областная больница» в судебном заседании, ДД.ММ.ГГ Киселева Г.В. обеспечена льготными лекарственными препаратами Инсулин аспарт-2уп. до ДД.ММ.ГГ. и Инсулин детемир-2уп. до ДД.ММ.ГГ. В настоящее время льготное лекарственное обеспечение истца технически невозможно в связи с отсутствием Киселевой Г.В. в регистре федеральных льготников Московской области и ее отказа проходить идентификацию в региональном сегменте федерального регистра Московской области. В связи с наличием постоянной регистрации в <адрес> Киселева Г.В. включена в региональный сегмент Федерального регистра по <адрес>. Нахождение пациента сразу в федеральном регистре сразу двух субъектов РФ невозможно, при этом Киселева Г.В. отказывается от перевода документов для включения в региональный сегмент Федерального регистра по Московской области.

Из ответа ГБУЗ «Люберецкая областная больница» от ДД.ММ.ГГ следует, что Киселевой Г.В. отказано в обеспечении необходимыми бесплатными лекарственными средствами в связи с тем, что она имеет право на получение НСУ по месту постоянной регистрации в <адрес>, сведения об истце отсутствуют в региональном сегменте федерального Регистра лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджета Московской области. Лекарственное обеспечение истца будет осуществляться после прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и включении сведений о ней в региональный сегмент (<адрес>) Федерального регистра по месту пребывания (л.д.21).

Министерством здравоохранения Московской области ДД.ММ.ГГ Киселевой Г.В. дан ответ аналогичного содержания с указанием на то, что истица идентифицирована в региональном сегменте Федерального регистра лиц по <адрес>. Дополнительно истице даны рекомендации по вопросу включения сведений о ней в региональный сегмент (<адрес>) Федерального регистра лиц, имеющих право на предоставление набора социальных услуг, с учетом ее обращения с заявлением о переводе в <адрес> выплатного дела получателя ежемесячной денежной выплаты. Для продолжения терапии указано на наличие лекарственных препаратов в аптечной сети МО «Мособлмедсервис».

По мнению ответчиков, основным условием предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Московской области является наличие регистрации по месту жительства в Московской области. В данном случае Киселева Г.В. не имеет регистрации по месту жительства на территории Московской области. При этом регистрация истицы по месту пребывания не подтверждает ее право на получение мер социальной поддержки в Московской области, поскольку не исключает возможности получения Киселевой Г.В. льготного лекарственного обеспечения и получения набора социальных услуг, как регионального льготника по месту постоянной регистрации в <адрес>.

Как ранее установлено судом, сахарный диабет включен в перечень социально значимых заболеваний, в набор социальных услуг по лечению данного заболевания входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан переданы субъектам Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ -ОЗ «О здравоохранении в Московской области», меры социальной поддержки в виде полного возмещения стоимости лекарственных препаратов, используемых в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, для обеспечения лечебного процесса, проводимого в амбулаторных условиях, устанавливаются в отношении: граждан, страдающих социально значимыми и иными заболеваниями, перечень которых определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан по лекарственному обеспечению названных категорий граждан является расходным обязательством Московской области.

В соответствии с ранее приведенными положениями ст.22, а также ст.23 Закона Московской области меры социальной поддержки по лекарственному обеспечению предоставляются отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области и включенным в Московской области регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи по лекарственному обеспечению за счет средств бюджета Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Из материалов дела усматривается, что Киселева Г.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> По месту пребывания зарегистрирована по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ.

Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГ установлено, что Киселева Г.В. в совместной собственности на территории Московской области имеет квартиру по адресу: <адрес> и фактически проживает в данном жилом помещении. Данные обстоятельства послужили основанием для удовлетворения исковых требований Киселевой Г.В. об обязании Министерства социального развития Московской области выдать истице карту жителя Московской области.

В порядке исполнения судебного акта, указанная карта Киселевой Г.В. выдана (л.д.23).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Киселева Г.В. с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ год за медицинской помощью обращалась в поликлинику ГБУЗ «Люберецкая областная больница» и обеспечивалась лекарственными препаратами за счет средств областного бюджета по заболеванию «сахарный диабет». В течение указанного периода Киселева Г.В. за медицинской помощью по месту постоянной регистрации в <адрес> не обращалась, рецепты на лекарственные препараты для ее лечения не получала и таковые ей не выписывались.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Киселевой Г.В. об обеспечении ее лекарственными препаратами за счет средств бюджета Московской области являются обоснованными, поскольку она является лицом, страдающим социально значимым заболеванием (сахарный диабет), при этом суд учитывает, что подобной мерой социальной поддержки в <адрес> истец не пользуется, а то обстоятельство, что она не имеет регистрации по месту жительства на территории Московской области не может служить основанием для ограничения ее права на получение указанной меры социальной поддержки.

Из приведённых нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Московской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим социально значимыми заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации - Московской области) лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы.

Диабет входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 890).

Препараты для лечения сахарного диабета (в частности, инсулины) относятся к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно также при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, при оказании специализированной, скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому (ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона от ДД.ММ.ГГ N 323-ФЗ; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 2406-р).

На основании изложенного, исковые требования Киселевой Г.В. об обеспечении ее жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами (ЖНВЛП) для лечения сахарного диабета подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

    ░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ 2 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - (░-10-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░).

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                       ░.░. ░░░░░░░░░░

                                   ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░

2-8395/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Киселева Галина Вячеславовна
Ответчики
Министерство здравоозранения Мос обл
ГБУЗ "ЛОБ"
Поликлиническое отделение №7
Другие
Филиал №3 ОСФР по Москве и Мос обл
Суд
Люберецкий городской суд Московской области
Дело на сайте суда
luberetzy.mo.sudrf.ru
22.04.2024Регистрация административного искового заявления
22.04.2024Передача материалов судье
23.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2024Судебное заседание
13.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Судебное заседание
16.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее