Гр. дело № 2-7062/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
29 июля 2014 года Санкт-Петербург
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Емельяненко Е. А.,
при секретаре Дерягиной Д. Г.,
с участием: прокурора Козаевой Е. И.; заявителя Панюта О. Н., действующей также в лице представителя в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) Кравцова А. В.; заинтересованного лица Новикова А. Г., действующего также в лице представителей в порядке части 6 статьи 53 ГПК РФ Ананьевой А. В., Тарасова И. А., действующих также как представители по доверенности заинтересованного лица Козлова А. С.; избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ, в лице представителя по доверенности Книзель С. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Панюта О.Н. об оспаривании решений избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ о регистрации кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ по многомандатному избирательному округу: Новикова А.Г. (решение от 18.07.2014 № Х), Козлова А.С. (решение от 17.07.2014 № Х),
УСТАНОВИЛ:
Панюта О.Н., будучи зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ по многомандатному избирательному округу (л.д. 7), обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным заявлением в его обоснование указав, что при регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ по многомандатному избирательному округу: Новикова А.Г. (решение от 18.07.2014 № Х), Козлова А.С. (решение от 17.07.2014 № Х, были допущены существенные нарушения закона, влекущие недействительность этой регистрации и отмену решения о ней как незаконного.
В числе доводов, обосновывающих требования, заявитель указал на следующее.
Кандидат в депутаты вышеуказанного совета Козлов А. С. 27.06.2014 подал избирательной комиссии соответствующее заявление о согласии баллотироваться в таком качестве и предусмотренные законом документы для регистрации; в соответствии с законом ему было выдано разрешение на открытие специального избирательного банковского счета, который был им открыт; решением избирательной комиссии 06.07.2014 в регистрации названому кандидату было отказано.
10.07.2014 Козлов А. С. вновь подал документы на регистрацию, в связи с чем вновь получил разрешение на открытие избирательного счета, однако в нарушение пункта 5 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» открывать такой счет не стал, соответственно не создал специального избирательного фонда.
Статья 46 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46 позволяет не создавать избирательный фонд, только если число избирателей округа не превышает пять тысяч человек, число избирателей округа почти втрое превосходит количество предусмотренное законом, следовательно, оспариваемое в настоящем деле решение избирательной комиссии противоречит подпункту "и" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46.
Аналогичное нарушение законодательства имеет место при регистрации кандидатом в муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ по многомандатному избирательному округу Новикова А. Г.
Прокурор в заключении по существу дела нашел рассматриваемые требования обоснованными и законными.
Заявитель в заседании суда, выдвинутые им в настоящем деле, требования поддержал по изложенным выше основаниям.
Также законными и обоснованными эти требования нашли представители избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ.
Новиков А. Г., равно, представители Тарасова И. А., с выдвинутыми требованиям и не согласились, пояснив, что вины каждого из кандидатов в случившемся не имеется: во всем виновата конкретная избирательная комиссия, которая не только не предупредила кандидатов о необходимости открытия избирательного счета повторно при повторной подаче документом, но на личном приеме в лице председателя указала на отсутствие такой необходимости; кроме того, на этой избирательной комиссии лежала обязанность после принятия ею решения об отказе известить банк о закрытии специального избирательного счета.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Р. подтвердил факт ненадлежащего извещения членом избирательной комиссии Новикова А. Г., Козлова А. С. во время повторной сдачи ими документов на регистрацию в качестве кандидатов.
Привлеченный в качестве участника к разбирательству настоящего дела в силу части 1 статьи 260.1 ГПК РФ орган местного самоуправления - внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ в лице местной администрации, представил заявление о разбирательстве дела в свое отсутствие.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, исследовав непосредственно и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1), в том числе право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2), исходит из того, что эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право на свободные выборы и гарантирующая его реализацию обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа, закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1). Международный пакт о гражданских и политических правах также исходит из того, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).
В соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (подписана в городе Кишиневе 7 октября 2002 года) каждый гражданин по достижении установленного возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренных конституцией и законами (подпункт "а" статьи 2); соблюдение принципа справедливых выборов должно обеспечивать создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса (пункт 1 статьи 10).
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, входя в нормативное содержание конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, получает признание в системе конституционного регулирования, в частности в качестве средства организации местного самоуправления, которое в Российской Федерации признается и гарантируется как одна из основ конституционного строя, является формой осуществления народом своей власти и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе путем выборов представительных органов и должностных лиц муниципальных образований (статьи 12, 130 и 131 Конституции Российской Федерации). Соответственно, избирательные права имеют определенные особенности реализации в системе местного самоуправления, где они призваны создавать широкие возможности для непосредственного участия граждан в муниципальном избирательном процессе, что относится и к реализации пассивных избирательных прав, включая институт сбора подписей в целях выдвижения кандидатов на выборные должности. Деятельность граждан в данной сфере не может, однако, нарушать права и свободы других лиц и должна носить законный характер (статья 15, часть 2; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в системном единстве с нормами ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), государство в лице федерального законодателя для обеспечения эффективных гарантий всеобщего равного избирательного права, а также для защиты иных конституционно признаваемых ценностей может и должно определять порядок и условия реализации гражданами их права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Осуществляя возложенные на него полномочия, федеральный законодатель вправе при необходимости вводить ограничения избирательных прав для достижения конституционно значимых целей, включая изъятия из принципа всеобщности пассивного избирательного права (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 797-О-О и от 1 июня 2010 года N 757-О-О). При этом недопустимо искажение конституционных принципов избирательного права, как и посягательство на основное содержание принадлежащих гражданам Российской Федерации прав.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 1) при рассмотрении дел данной категории необходимо руководствоваться: Конституцией Российской Федерации; Федеральными законами от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; иными нормативными правовыми актами о выборах и референдумах, принимаемыми в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
(п. 2). В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).
(п. 3). При применении законодательства о выборах и референдумах необходимо учитывать следующее.
Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Так, законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Если при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона).
(п. 11). К решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
(п. 12). Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ).
По отдельным требованиям, касающимся защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, федеральными законами определены исчерпывающие перечни лиц, которые вправе обратиться в суд в связи с нарушениями, допущенными в отношении их или в отношении других лиц. Такие перечни установлены, в частности, для обращения в суд со следующими требованиями:
об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ);
об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов (часть 3 статьи 259 ГПК РФ, пункты 7, 8, 9 и 12 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
(п. 1). Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
(п. 3). Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.
(п. 5). В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "ж" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (данная норма аналогична подпункту "и" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46): основанием к отказу в регистрации кандидата является несоздание этим кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно; эта норма аналогична статье 46 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46, также позволяющей не создавать избирательный фонд, только если число избирателей округа не превышает пять тысяч человек).
Как показано выше, в силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ эти обстоятельства могут служить основанием для отмены судом соответствующего решения избирательной комиссии.
Из материалов дела и объяснений участвующих в деле лиц следует, что кандидат Новиков А. Г., равно как и кандидат Козлов А. С. в период избирательной компании обратились в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ каждый с соответствующим письменным уведомлением избирательной комиссии о его выдвижении (самовыдвижении) и документами для регистрации; в этой регистрации им было отказано; эти решения избирательной комиссии не оспорены, не отменены и не изменены.
Впоследствии названные кандидаты вновь обратились в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ с документами для регистрации; избирательной комиссией были приняты оспариваемые в настоящем деле решения об их регистрации.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46, в случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1 статьи 46 указанного закона кандидат обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании после письменного уведомления окружной избирательной комиссии о его выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для его регистрации этой окружной избирательной комиссией.
Таким образом, данные нормы в их системной связи обязывают кандидата после отказа в регистрации ликвидировать созданный избирательный счет и избирательный фонд, при повторном выдвижении открывать счет и создавать фонд снова.
Изъятие из данной обязанности предусматривается пунктом 2 статьи 46 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46 (пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), позволяющей не создавать избирательный фонд, только если число избирателей округа не превышает пять тысяч человек.
Поскольку число избирателей округа № 59 превосходит указанное количество, правила пункта 2 статьи 46 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46, пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ в настоящем деле не применимы.
Таким образом, в деле установлено нарушение требований пункта 24 (подпункт "ж") статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (равно подпункта "и" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46) при принятия оспоренных в деле решений избирательной комиссии, что согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ служит основанием к отмене решения о регистрации кандидата. (При этом не имеет правового значения по вине кого из участников избирательного правоотношения (кандидата либо избирательной комиссии) допущены рассматриваемые нарушения, в связи с чем суд в настоящем деле эти обстоятельства не устанавливает).
(Согласно п. 5 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата только в случаях, предусмотренных законом; такие случаи предусмотрены п. 6 ст. 76 указанного закона: если решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 этого закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом).
Таким образом, рассматриваемое заявление основано на доказательствах и требованиях закона, в связи с чем подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 3, 12, 55 - 57, 59, 60, 68, 194 – 199, главами 23, 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отменить решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ о регистрации кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ по многомандатному избирательному округу: Новикова А.Г. (решение от 18.07.2014 № Х), Козлова А.С. (решение от 17.07.2014 № Х).
В соответствии с частью 3 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на данное решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в порядке главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение пяти дней со дня вынесения.
В силу части 4 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению.
Судья: