ДЕЛО № 2-583/2022
УИД: 44RS0014-01-2022-000817-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Островское 22 ноября 2022 года
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Белоглазова В.С.,
с участием помощника прокурора Островского района Корчагиной Е.Н.,
представителя ответчика Смирновой Н.М.,
представителя третьего лица Вороновой Т.А.,
при секретаре Мазиной И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Островского района Костромской области «Островская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности организовать обследование технического состояния нежилых зданий школы, расположенных по адресам: Костромская область, Островский район, п. Островское, пер. Школьный, д.3 (год постройки - 1965); ул. Сахарова, д. 1а (год постройки - 1974); ул. Сахарова, д.3 (год постройки - 1973) с использованием современных средств технической диагностики,
установил:
Прокурор Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился в Островский районный суд с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Островского района Костромской области «Островская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности организовать обследование технического состояния нежилых зданий школы, расположенных по адресам: Костромская область, Островский район, п. Островское, пер. Школьный, д.3 (год постройки - 1965); ул. Сахарова, д. 1а (год постройки - 1974); ул. Сахарова, д.3 (год постройки - 1973) с использованием современных средств технической диагностики в срок 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Островского района по заданию прокуратуры области от 02.09.2022 №7-12-2022, а также по Указанию прокуратуры Костромской области от 02.02.2022 №17/21 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних» проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних, в ходе которой в деятельности МКОУ «Островская СОШ» выявлены нарушения.
Установлено, что за Учреждением на праве оперативного управления закреплено 3 нежилых здания, расположенных по адресам: Костромская область, Островский район, п. Островское, пер. Школьная, д.3 (год постройки - 1965); Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Сахарова, д.1а (год постройки - 1974); Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Сахарова, д.3 (год постройки - 1973).
Несмотря на требования закона, МКОУ «Островская СОШ» эксплуатационный контроль вышеуказанных зданий должным образом не осуществляет, при осмотрах зданий в нарушение требований раздела 3 Положения утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий Учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других
характеристик надежности и безопасности зданий, что создает угрозу их
обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных
ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения
вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные
Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на
безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Администрация Островского муниципального района Костромской области и отдел образования администрации Островского муниципального района Костромской области направили отзыв, в котором указали, что иск прокурора полагают обоснованным, не согласны со сроком исполнения заявленных исковых требований. Во исполнение представления прокурора Островского района от 12.09.2022 г., МКОУ «Островская СОШ» заключила договор с ООО «ПКБ Эксперт» на выполнение технического заключения по результатам предварительного визуального –инструментального обследования технического состояния строительных конструкций объектов. Однако 31.10.2022 года в адрес МКОУ «Островская СОШ» поступила информация о том, что у ООО «ПКБ Эксперт» отсутствует техническая возможность выполнить техническое заключение по результатам предварительного визуального –инструментального обследования технического состояния строительных конструкций объектов. Ранее выданные предложения не актуальны. В настоящее время руководителем образовательной организации ведется работа по определению организации, готовой выполнить данный вид работ. Однако, на сегодняшний день руководителем учреждения от специализированных организаций получены отказы в проведении обследования, как в письменной так и в устной форме. Просят суд учесть весь объем возлагаемых обязанностей и определить срок до 01 сентября 2024г.
Помощник прокурора Корчагина Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчик МКОУ «Островская средняя школа» Смирнова Н.М. в судебном заседании исковые требования признала, не согласилась со сроком исполнения решения суда. Пояснила, что в настоящее время проводится работа по определению организации, которая сможет выполнить данный вид работ, просила установить данный срок до 1 сентября 2024 года.
Представитель третьего лица администрации Островского муниципального района Костромской области Воронова Т.А. в судебном заседании исковые требования полагала обоснованными, не согласилась со сроком исполнения решения суда, просила установить данный срок до 1 сентября 2024 года.
Представитель третьего лица отдела образования администрации Островского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Суд изучив материалы гражданского дела, выслушав стороны, приходит к следующему.
В силу ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Статьей 36 ч. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В соответствии с п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Госстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
Порядок проведения контроля за техническим состоянием зданий с использованием современных технических средств диагностики предусмотрен Сводом правил по проектированию и строительству: Правила обследования несущих конструкций СП 13-102-2003 от 2003-08-21 (далее – СП 13-102-2003 от 2003-08-21), и ГОСТОМ Р 53778-2010 «Здания и сооружения Правила обследования и мониторинга технического состояния.
Согласно п. 5.1 СП 13-102-2003 от 2003-08-21 обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования; предварительное (визуальное) обследование; детальное (инструментальное) обследование.
Предварительное (визуальное) обследование сплошное визуальное обследование конструкций зданий и выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми замерами и их фиксация.
Детальное (инструментальное) обследование: работы по обмеру необходимых геометрических параметров зданий, конструкций, их элементов и узлов, в том числе с применением геодезических приборов.
В соответствии с п.4.1 ГОСТа Р 31937-2011 «Здания и сооружения Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводятся специализированными организациями, оснащенными современной приборной базой и имеющими в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В силу п. 4.5 указанного ГОСТа результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга.
Согласно п. 8.2.2 СП 13-102-2003 от 2003-08-21 для обмерных работ, по мере необходимости, применяются измерительные инструменты: линейки, рулетки, стальные струны, штангенциркули, нутромеры, щупы, шаблоны, угломеры, уровни, отвесы, лупы, измерительные микроскопы, а в случае необходимости используют специальные измерительные приборы: нивелиры, теодолиты, дальномеры, различные дефектоскопы и прочее, а также применяют фотограмметрию. Все применяемые инструменты и приборы должны быть поверены в установленном порядке.
В соответствии с лицензией от 09.11.2021 №71-21/П МКОУ «Островская СОШ» осуществляет деятельность по начальному общему, основному общему,
среднему общему и дополнительному образованию детей и взрослых.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, МКОУ «Островская СОШ» (ИНН 4421003501, ОГРН 1024402636598) является юридическим лицом, осуществляет образовательную деятельность.
В соответствий с Уставом МКОУ «Островская СОШ», утвержденным постановлением администрации Островского муниципального района от 07.06.2016 №104 (ред. от 25.09.2019 №687), учреждение является некоммерческой организацией, создано с целью оказания муниципальных услуг, исполнения муниципальных функций в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
Из представленного МКОУ «Островская СОШ» акта технического осмотра
здания от 01.08.2022 следует, что осмотр зданий с использованием современных
средств технической диагностики не проводился.
Устранение выявленных нарушений в муниципальном образовательном учреждении «Островская СОШ», по мнению суда, возможно при выделении администрацией Островского муниципального района Костромской области денежных средств на указанные цели.
В соответствии с ч. 2 ст.206 ГПК Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия не могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Срок, указанный в иске, о проведении обследования технического состояния зданий, расположенных по адресам: Костромская область, Островский район, п. Островское, пер. Школьный, д.3 (год постройки - 1965); ул. Сахарова, д. 1а (год постройки - 1974); ул. Сахарова, д.3 (год постройки - 1973), в 1 год со дня вступления решения суда в законную силу, суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островская средняя общеобразовательная школа Островского муниципального района Костромской области (ИНН 4421001896, ОГРН 1024402632759) провести обследование технического состояния зданий школы, расположенных по адресам: Костромская область, Островский район, п. Островское, пер. Школьный, д.3 (год постройки - 1965); ул. Сахарова, д. 1а (год постройки - 1974); ул. Сахарова, д.3 (год постройки - 1973) с использованием современных средств технической диагностики в срок 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Судья В.С.Белоглазов
(решение в окончательной форме принято 23 ноября 2022г.)