Решение по делу № 33а-411/2020 от 26.12.2019

Судья Подберезко Е.А.             Дело № 33а-411/2020 (33а-12107/2019)

УИД № 22RS0067-01-2019-003653-25

№ 2а-2734/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 февраля 2020 года                                  г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей              Копцевой Г.В., Титовой В.В.,

при секретаре          Ждановой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Черниковой Ж. В., Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 23 октября 2019 года

по делу по административному исковому заявлению Черниковой Ж. В. к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула об оспаривании в части решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заслушав доклад судьи Копцевой Г.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Черникова Ж.В. обратилась в суд с административным иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, в котором просила признать незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка, изложенное в письме от 22 июля 2019 года № ПФ 1283/01-17/4, в части указания на то, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги и частично в технической зоне водовода.

Требования мотивированы тем, что Черниковой Ж.В. в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, однако Комитетом в этом отказано, в том числе, в связи с тем, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги, частично в технической зоне водовода. Черникова Ж.В. полагает, что отказ Комитета в оспариваемой части является незаконным, нарушает ее право на получение в собственность земельного участка, поскольку данных о том, что санитарно-защитная зона железной дороги и техническая зона водовода установлены, не имеется.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, ОАО «Российские железные дороги», ООО «Барнаульский водоканал», АО «Барнаульская генерация».

Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 23 октября 2019 года требования Черниковой Ж.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, изложенное в письме от 22 июля 2019 года № ПФ 1283/01-17/4, в части указания в нем на расположение земельного участка по адресу: <адрес> в санитарно-защитной зоне железной дороги. В удовлетворении остальной части требований отказано. С Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула в пользу Черниковой Ж.В. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей.

В апелляционной жалобе Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований. В обоснование жалобы указано, что судом не приведены нормы права, нарушенные Комитетом при принятии оспариваемого решения. Основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужило нарушение Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края, а также Отраслевых строительных норм 3.02.01-97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог», а не нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне железной дороги.

В апелляционной жалобе Черникова Ж.В. просит отменить решение суда в части отказа в признании оспариваемого решения незаконным в части указания на расположение земельного участка в технической зоне водовода. В обоснование жалобы указано, что в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки не отражена оспариваемая зона. Границы и режим зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, санитарно-защитные зоны не устанавливались, проект границ зон санитарной охраны не разрабатывался, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам не выдавалось. Кроме того, трубопровод внутрицеховой БНС-1 предназначен для технического обслуживания предприятия и является водоводом, расположенным вне территории водозабора, а не источником водоснабжения, в связи с чем на него должна устанавливаться не зона санитарной защиты, а санитарно-защитная полоса, ширина которой может быть сокращена.

В письменных возражениях Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула просит об оставлении жалобы Черниковой Ж.В. без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела).

В силу пункта 4 статьи 2 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26 декабря 2008 года № 33, Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений.

Во исполнение основных целей и задач Комитет принимает распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в границах города Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, если данные полномочия не отнесены к ведению органа исполнительной власти Алтайского края и иных органов местного самоуправления (п. 3.34 Положения о Комитете).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса.

Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации к основаниям для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка отнесены, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).

Статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. В силу пункта 6 указанной статьи образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 05 июля 2019 года Черникова Ж.В. обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, распложенного по адресу: <адрес>.

Письмом от 22 июля 2019 года № ПФ 1283/01-17/4 Комитетом отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности без проведения торгов для эксплуатации жилого дома на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, пункта 16 статьи 11.10, статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 2 Закона Алтайского края от 09 ноября 015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», поскольку согласно информации, предоставленной Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне коммунальной объектов (П.6), частично в технической зоне водовода, в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, в санитарно-защитной зоне железной дороги. Нарушены пункт 3 статьи 90 Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула, пункт 8.2 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», пункт 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Административным истцом данный отказ оспаривается в части указания на расположение земельного участка в санитарно-защитной зоне железной дороги и в технической зоне водовода.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тому основанию, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги, не соответствует закону в связи с тем, что обстоятельств, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации по делу не установлено, доказательств установления санитарно-защитной зоны железной дороги ответчиком суду не представлено.

Оснований для признания неверными таких выводов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными закона, законами субъектов Российской Федерации.

В состав таких земель согласно пункту 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий отнесена, в том числе охранная зона железных дорог (пункт 4).В силу абзацев 17,18 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; охранные зоны - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.

Полоса отвода и охранная зона устанавливаются в целях обеспечения деятельности организаций и безопасной эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.

В то же время нахождение в полосе отвода объектов, не относящихся к объектам железнодорожного транспорта, законодательством не исключается, пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для различных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

В силу статей 90, 106 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» порядок установления и использования полос отвода, положение об охранных зонах определяются и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», которым утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, применяемые с учетом требований статьи 106 Земельного Кодекса Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ.

Согласно пункту 7 Порядка границы охранных зон железных дорог могут устанавливаться в случае прохождения железнодорожных путей: в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям; в районах подвижных песков; по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов; по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей.

В соответствии с пунктом 8 Порядка Федеральное агентство железнодорожного транспорта принимает решение об установлении границ охранной зоны в 2-месячный срок со дня подачи заинтересованной организацией: заявления с описанием предполагаемых к установлению в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил запретов или ограничений; описания местоположения границ охранной зоны, составляемого с учетом норм расчета охранных зон, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 (далее — Санитарные правила), которыми установлены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

Согласно пункту 2.6 Санитарных правил для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Как следует из материалов дела, доказательств установления охранной зоны железных дорог или санитарных разрывов на территории железнодорожного пути, проходящего около испрашиваемого земельного участка, суду не представлено.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о том, что в отсутствие разработанных и установленных санитарных разрывов, охранной зоны железной дороги, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным.

При таком положении не может быть принята позиция административного ответчика, ссылавшегося на пункт 10.14 Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 09 апреля 2015 года № 129, в соответствии с которым величина санитарного разрыва для железнодорожных путей определяется в соответствии с требованиями настоящих нормативов, но не менее 100 метров.

Доводы жалобы Комитета о нарушении подпункта 2.2.3.4. и пункта 2.2.3 Отраслевых строительных норм 3.02.01-97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог» не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку данные Нормы и правила устанавливают основные нормативные данные и условия проектирования полосы отвода земель для строительства новых железных дорог, дополнительных главных путей, электрификации железных дорог, развития железнодорожных узлов и станций, строительства и ремонта различных объектов и сооружений железных дорог колеи 1520 мм единой сети железных дорог (пункт 1.1).

Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тому основанию, что земельный участок расположен в технической зоне водовода.

Данный вывод суда не соответствует нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела в связи со следующим.

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, чтограждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Вместе с тем, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в данной части нельзя признать мотивированным, поскольку из содержания вышеуказанного ответа не следует, какие пункты правил и нормативов будут нарушены в случае предоставления земельного участка, частично расположенного в технической зоне водовода.

Из ответа Комитета об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не представляется возможным определить, что испрашиваемый земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте в связи с частичным расположением в технической зоне водовода, и законом не предусмотрена возможность предоставления в собственность граждан такого земельного участка.

Таким образом, вывод Комитета об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с его частичным нахождением в технической зоне водовода является необоснованным.

Кроме того, Комитетом в оспариваемом решении не указаны конкретные расстояния от водовода до жилого дома, следовательно, оспариваемый отказ не позволяет определить являются ли нормы СНиП 2.07.01.-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», которыми предусмотрено расстояние от водопровода до фундаментов зданий и сооружений, подлежащими применению.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о законности отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в указанной части.

С учетом изложенного решение суда подлежит изменению с изложением резолютивной части в новой редакции.

Исходя из положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула в пользу Черниковой Ж.В. в полном объеме в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 23 октября 2019 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

Признать незаконным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенное в письме от 22 июля 2019 года № ПФ 1283/01-17/4, в части указания в нем на расположение земельного участка по адресу: <адрес> в санитарно-защитной зоне железной дороги и частично в технической зоне водовода.

Взыскать с Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула в пользу Черниковой Ж. В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Председательствующий:

Судьи:

33а-411/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Черникова Ж. В.
Ответчики
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула АК
Другие
АО "Барнаульская генерация"
Есин И.С.
Ермак Н.А.
Казанцева Е.Н.
ООО "Барнаульский водоканал"
Полетаева Н.В.
Западно-Сибирская железная дорога Филиал ОАО "РЖД"
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
22.01.2020Судебное заседание
05.02.2020Судебное заседание
05.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее