РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2021 года город Кузнецк
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Себряевой Н.А.,
при секретаре Литвинчук Е.М.,
с участием прокурора Абушахманова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Кузнецке Пензенской области административное дело УИД 58RS0017-01-2021-000919-18 по административному исковому заявлению прокурора города Кузнецка Пензенской области, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Кузнецка Пензенской области о признании незаконным бездействия, о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Кузнецка Пензенской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Кузнецка Пензенской области, понуждении к совершению определенных действий указав, что в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что постановлениями администрации города Кузнецка Пензенской области на основании заключений межведомственной комиссии жилые дома №36, №40 по ул. Ленина в городе Кузнецке Пензенской области признаны аварийными, подлежащими сносу и расселению в срок до 31.12.2018 года.
Из актов обследования, составленных кадастровым инженером, следует, что жилые дома прекратили существование вследствие их сноса.
17.04.2019 года в прокуратуру города Кузнецка Пензенской области поступило коллективное обращение жителей многоквартирного дома № 38 «а» по ул. Ленина в г. Кузнецке Пензенской области по вопросу непринятия должностными лицами администрации города Кузнецка Пензенской области мер по организации сноса признанных ранее аварийными и расселенных домов по ул. Ленина в городе Кузнецке Пензенской области, в том числе многоквартирных домов № 36 и № 40. Указанное обращение было перенаправлено главе администрации города Кузнецка Пензенской области для рассмотрения в пределах предоставленной компетенции.
21.05.2019 года заявителям, а также в прокуратуру города главой администрации города дан ответ разъясняющего характера, что администрацией города будут приняты меры по благоустройству земельного участка по ул. Ленина в г. Кузнецке.
Однако, в ответе на требование прокуратуры города от 29.09.2020 года администрация города сообщила, что в отношении земельных участков № 36 и № 38, расположенных по ул. Ленина в г. Кузнецке вывоз строительного мусора будет организован до 01.11.2020 года.
Из ответа администрации города от 05.02.2021 года на требование прокуратуры города от 03.02.2021 года следует, что вопрос финансирования работ по вывозу строительного мусора с земельных участков № 36 и № 38, расположенных по ул. Ленина в г. Кузнецке будет рассмотрен при внесении изменений в бюджет на очередной сессии представительного органа местного самоуправления.
Таким образом, администрацией города до 2017 года осуществлены мероприятия по сносу многоквартирных жилых домов № 36 и № 40, признанных в установленном порядке аварийными и расположенными по ул. Ленина в г.Кузнецке. Вместе с тем, до настоящего времени мероприятия по вывозу и утилизации строительного мусора по указанным адресам не осуществлены, вопрос финансирования данного вида работ на протяжении длительного времени не решался, что свидетельствует о длительном бездействии со стороны уполномоченных органов местного самоуправления по исполнению возложенных на них законом обязанностей.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, положения ст. 39 КАС РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч. 2 ст. 7 и ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 3, 6, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор города Кузнецка Пензенской области просит суд признать незаконным бездействие администрации города Кузнецка Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по уборке земельных участков и вывозу строительного мусора с территорий снесенных аварийных домов по адресу: Пензенская область, г.Кузнецк, ул. Ленина, д. 36, а также по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 40; обязать администрацию города Кузнецка Пензенской области принять меры по уборке земельных участков и вывозу строительного мусора с территорий снесенных аварийных домов по указанным адресам.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора города Кузнецка Пензенской области Абушахманов Р.Р. поддержал требования, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить. Полагал возможным, с учетом погодных условий, необходимости проведения подготовительных мероприятий, установить срок для исполнения административным ответчиком обязательств по уборке земельных участков и вывозу строительного мусора с территорий снесенных аварийных домов по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36, и Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 40 – не позднее шести месяцев со дня вынесения решения суда.
Представитель административного ответчика – администрации города Кузнецка Пензенской области Мартынова Т.Ю., действующая на основании доверенности, иск признала в части обязанности административного ответчика по принятию мер по устранению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды. В судебном заседании пояснила, что для проведения работ по уборке необходимо заключение муниципального контракта со специализированной организацией, в связи с чем, для этого требовалось время. Считает, что предпринятыми мерами на сегодняшний день данный вопрос будет разрешен в срок указанный прокурором.
Заинтересованное лицо – Комитет по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте его проведения были извещены судом надлежащим образом и своевременно. Из письменных пояснений, представленных в материалы административного дела председателем Комитета по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области Садовниковым П.Г. в порядке ст. 45 КАС РФ, следует, что обязанность по благоустройству территории, расположенной по адресу: Пензенская область, г.Кузнецк, ул. Ленина, д. 40, на основании п. 5.1.6 и п. 5.1.8 Договора № от 27.10.2017 года, лежит на арендодателе; просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Комитета.
Заинтересованное лицо – МКУ «Управление ЖКХ города Кузнецка» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте его проведения было извещено судом надлежащим образом и своевременно.
Заинтересованное лицо Синдяев Д.А. в судебное заседание также не явился, о времени и месте его проведения был извещен судом надлежащим образом и своевременно.
Изучив административный иск прокурора города Кузнецка Пензенской области, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, выслушав представителя административного ответчика, а также учитывая позицию представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области, изложенную в письменном отзыве, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Полномочия прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предусмотрены ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
На основании п. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1).
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п. 2).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с со ст. 1 данного закона, отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 13 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8).
Согласно ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами, термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст, под объектами размещения отходов понимаются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки (п. 4.11).
Свалка – это местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается (п. 4.16).
В силу Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления Российской Федерации, утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994 года, под санкционированными свалками следует понимать разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со СНиП. Они являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающим требованиям СНиП. Несанкционированные места размещения отходов – территории, не предназначенные для размещения отходов (приложение № 1).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В судебном заседании установлено, что администрация города Кузнецка Пензенской области осуществляет свою деятельность на основании Устава города Кузнецка Пензенской области, утвержденного решением Собрания представителей города Кузнецка от 26.11.2009 года № 114-13/5, а также на основании Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в лице своих отраслевых (функциональных) органов.
К вопросам местного значения города Кузнецка на основании п. 5.1, п. 26 ч. 1 ст. 2 Устава, относятся, в том числе организация благоустройства территории города Кузнецка.
Согласно ст. 3 Устава г. Кузнецка Пензенской области, принятого решением Собрания представителей города Кузнецка от 26 ноября 2009 года № 114-13/5 к вопросам местного значения города Кузнецка среди прочих относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Устава города Кузнецка Пензенской области, администрация города Кузнецка Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пензенской области.
На основании ч. 2.5 решения Собрания представителей города Кузнецка от февраля 2017 года № 9-38/6 «Об утверждении Правил благоустройства города Кузнецка Пензенской области» на территории города Кузнецка запрещается сброс, складирование, размещение снега, грунта, отходов и мусора, в том числе образовавшихся во время ремонта, вне специально отведенных для этого мест.
Учитывая вышеизложенные нормы закона и Устава муниципального образования города Кузнецка Пензенской области, суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, в том числе образовавшейся во время ремонта, относится к компетенции органов местного самоуправления.
С целью осуществления функций некоммерческого характера и финансируемой из бюджета города Кузнецка, на основании постановления администрации города Кузнецка от 12.05.2015 года № 1168 «О создании муниципального казенного учреждения «Служба городских кладбищ города Кузнецка», переименованной в соответствии с постановлением администрации города Кузнецка от 18.05.2017 года № 849, была создана некоммерческая организация – Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кузнецка».
Согласно п. 1.5 Устава МКУ «Управление ЖКХ г. Кузнецка», учредителем Учреждения является муниципальное образование город Кузнецк Пензенской области.
В соответствии с п. 2.3 данного Устава, Учреждение осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: организация работ по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области № 449 от 26.03.2009 года на основании заключения межведомственной комиссии № 3 от 16.02.2009 года, дом № 40, расположенный по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина был признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 2 Приложения № 1 к муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Пензенской области, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства области в 2013-2014 г.г.», утвержденной постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области от 18.03.2013 года № 365, названный дом подлежал расселению и сносу в срок до 31.12.2014 года.
В соответствии с п. 2 Постановления администрации города Кузнецка Пензенской области № 242 от 27.02.2013 года «О внесении изменений в некоторые постановления администрации города Кузнецка», в Постановление администрации города Кузнецка от 26.03.2009 года № 449 были внесены изменения, в том числе была изменена формулировка на «Признать аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в срок до 2019 года следующие дома: п. 1.2 Многоквартирный дом № 40 по ул. Ленина на основании заключения о признании жилого многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания от 16.02.2009 года № 3».
Согласно Акту обследования от 08.08.2017 года, подготовленного кадастровым инженером ФИО1 в результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета помещения с кадастровым номером №, при обследовании помещения, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №, адрес многоквартирного жилого дома: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 40, выявлено, что помещение прекратило существование вследствие сноса дома. По сведениям ГКН в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №, расположены помещения с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Все указанные помещения, включая сам многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 40, были сняты с кадастрового учета ввиду прекращения существования самого объекта недвижимости вследствие его сноса.
Также, постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области № 536 от 18.05.2011 на основании заключения межведомственной комиссии № 25 от 03.05.2011 года, дом № 36, расположенный по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина был также признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 164 Приложения № 1 к региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013-2020 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2013 года № 232-пП, названный дом подлежал расселению и сносу в срок до 31.12.2018 года.
Согласно сообщению Муниципального образования город Кузнецк Пензенской области, являющемуся собственником жилого дома, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36, с кадастровым номером №, общей площадью 543,2 кв.м., все квартиры, находящиеся в данном жилом доме и сам жилой дом, в настоящее время снесены.
Согласно Акту обследования от 26.02.2018 года, подготовленного кадастровым инженером ФИО1 в результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета помещения с кадастровым номером №, при обследовании помещения, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №, адрес многоквартирного жилого дома: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36, выявлено, что помещение прекратило существование вследствие сноса дома. По сведениям ГКН в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №, расположены помещения с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Все указанные помещения, включая сам многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36, были сняты с кадастрового учета ввиду прекращения существования самого объекта недвижимости вследствие его сноса.
В связи с нарушениями действующего законодательства в части необеспечения уборки земельных участков и вывоза строительного мусора с территории снесенных аварийных домов, расположенных по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 38 и д. 40, жильцы соседнего дома, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д.38 «а», в лице руководителя группы ФИО2, обратились в прокуратуру города Кузнецка Пензенской области с коллективным обращением по поводу приостановленного демонтажа аварийных домов. При этом, жильцы указали на то, что в данный момент руины этих зданий представляют опасность для детей, гуляющих во дворе. Проходимые рядом с развалами газовые трубы могут быть повреждены, так как стены зданий могут обрушиться. В полуразрушенных зданиях собираются люди без определенного места жительства, распивая спиртные напитки, неоднократно производя поджог зданий. Нарушены все противопожарные и санитарные нормы. Комиссия с участием представителей городской администрации, прибывшая на объекты, обещала очистить их весной 2015 года, однако обещание выполнено не было. Просили принять меры прокурорского реагирования, провести проверку и защитить права жильцов.
Данное обстоятельство также подтверждено имеющимися в деле фотографиями с указанных земельных участков, расположенных по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36 и д. 40, и не оспаривалось представителем административного ответчика при рассмотрении дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года № 45, коллективное обращение жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 38 «а» о непринятии должностными лицами администрации города Кузнецка Пензенской области надлежащих мер по организации снова признанных ранее аварийными и расселенных многоквартирных домов, техническое состояние которых представляет угрозу жизни и здоровью граждан, поступившее и зарегистрированное в прокуратуре города 17.04.2019 года, было направлено главе администрации города Кузнецка Пензенской области ФИО3 для личного рассмотрения.
Из ответа главы администрации города Кузнецка Пензенской области № от 21.05.2019 года следует, что два земельных участка по ул. Ленина, д. 38 и д. 40 по результатам публичных торгов предоставлены в аренду физическим лицам для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет. В целях побуждения арендаторов к исполнению обязательств по заключенным договорам аренды (использование участка по назначению, недопущение действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на участке и прилегающей к нему территории и др.) в их адрес направлены соответствующие письма с требованиями, в том числе обеспечить вывоз строительного мусора с арендуемых участков. В случае неисполнения арендаторами данных требований в срок до 01.09.2019 года, Комитет по управлению имуществом города Кузнецка обратится в суд о досрочном расторжении договоров аренды № от 27.10.2017 года (<адрес>), № от 27.10.2017 года (<адрес>). Специалисты администрации города Кузнецка Пензенской области готовят расчет затрат выполнения работ по благоустройству земельного участка по ул. Ленина. После определения стоимости выполнения работ будет рассмотрен вопрос об их источнике финансирования.
В требовании № от 07.04.2020 года, направленном в адрес администрации города Кузнецка Пензенской области, прокурор города Кузнецка Пензенской области просил сообщить информацию, связанную со сносом аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36, д. 38 и д. 40, в частности, какие меры были приняты по благоустройству данных земельных участков, какие меры приняты/принимались к арендаторам земельных участков, в том числе, в связи с использованием их не по целевому назначению.
В ответ на требование прокурора города Кузнецка № от 07.04.2020 года, административным ответчиком в письме № от 15.04.2020 года было сообщено, что два земельных участка по ул. Ленина, д. 38 и д. 40, по результатам публичных торгов предоставлены в аренду физическим лицам для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет. В целях побуждения арендатора к исполнению обязательств по заключенным договорам 09.11.2018 года в адрес Синдяева Д.А., ФИО4 направлены соответствующие письма с требованиями: использовать земельный участок по назначению, не допускать действий к ухудшению экологической обстановки на участке и др., в том числе обеспечить вывоз строительного мусора с арендуемого участка.
16.10.2019 года направлены уведомления о расторжении договоров аренды от 27.10.2017 года № (<адрес>) и от 27.10.2017 года № (<адрес>) с требование произвести работы, связанные с благоустройством территории арендуемого земельного участка в 30-тидневный срок.
В производстве Кузнецкого районного суда Пензенской области рассматривалось гражданское дело № 2-225/2020 по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом города Кузнецка к ФИО4 о расторжении договора аренды земельного участка в связи с его существенными нарушениями и возложении обязанности выполнить работы по благоустройству. Судебное разбирательство было прекращено в связи с тем, что стороны 05.03.2020 года пришли к взаимному согласию расторгнуть договор № от 27.10.2017 года.
Кроме того, в производстве Кузнецкого районного суда Пензенской области ранее рассматривалось гражданское дело № 2-238/2020 по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом города Кузнецка к Синдяеву В.И. о расторжении договора аренды земельного участка в связи с его существенными нарушениями и возложении обязанности выполнить работы по благоустройству. В настоящее время, определением от 23.03.2020 года, исковое заявление было оставлено судом без рассмотрения в связи с неоднократной неявкой сторон в судебное заседание.
В ответе главы администрации города Кузнецка Пензенской области № от 06.10.2020 года на требование прокурора города Кузнецка Пензенской области № от 29.09.2020 года, указано, что демонтаж здания, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 38 и вывоз строительного мусора после выполнения работ по демонтажу был выполнен в рамках договора, заключенного администрацией города Кузнецка. На сегодняшний день указанные работы выполнены в полном объеме. Вывоз строительного мусора, расположенного на земельных участках по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36 и д. 40, будет организован до 01 ноября 2020 года.
В последующем, согласно ответу главы администрации города Кузнецка Пензенской области № от 05.02.2021 года на требование прокурора города Кузнецка Пензенской области № от 03.02.2021 года, было указано, что вопрос финансирования работ по вывозу строительного мусора по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36 и д. 40, будет рассмотрен при внесении изменений в бюджет города Кузнецка на 2021 год на очередной сессии Собрания представителей города Кузнецка в феврале 2021 года. В марте планируется заключение договора на производство данных работ.
Вместе с тем, до настоящего времени мероприятия по вывозу и утилизации строительного мусора по указанным адресам не осуществлены, вопрос финансирования данного вида работ на протяжении длительного времени не решался, что свидетельствует о длительном бездействии со стороны уполномоченных органов местного самоуправления по исполнению возложенных на них законом обязанностей, в том числе нарушает права граждан на безопасную окружающую среду, негативно сказывается на санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и облике городского округа Кузнецк в целом.
Таким образом, наличие несанкционированной свалки на территории г.Кузнецка свидетельствует о бездействии администрации города Кузнецка Пензенской области, создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью людей, нарушает права жителей города.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Положениями статей 3, 5 - 7 вышеназванного Закона закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодательно предусмотрено взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.
Перераспределение полномочий в области обращения с отходами между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом обязанностей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что зная об указанной несанкционированной свалке на территории муниципального образования, имея полномочия по организации деятельности по сбору и утилизации твердых коммунальных отходов, в том числе, строительного мусора, администрация города Кузнецка Пензенской области мер по ее ликвидации до настоящего времени не приняла.
При этом доказательств устранения всех выявленных нарушений в полном объеме ответчиком суду не представлено.
Дальнейшее бездействие со стороны администрации города Кузнецка Пензенской области создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, жизни и здоровью людей, нарушает права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что данная свалка является несанкционированной, подлежит ликвидации, доказательств принятия мер к ее ликвидации и выполнения обязанности по уборке земельных участков и вывозу строительного мусора с территорий снесенных аварийных домов по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36 и д. 40, с территории муниципального образования административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со ст.ст. 59, 60 КАС РФ представленные доказательства, суд полагает, что имеются правовые основания для признания незаконным бездействия администрации города Кузнецка Пензенской области, выразившегося в нарушении законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения – непринятии мер по уборке земельных участков и вывозу строительного мусора с территорий снесенных аварийных домов по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36 и д. 40.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Оценив доводы административного ответчика и реальную возможность исполнения решения суда, учитывая позицию прокурора города Кузнецка Пензенской области, с учетом характера мероприятия, которое требуется совершить административному ответчику, суд полагает возможным установить шестимесячный срок исполнения возложенной судом обязанности, с момента вынесения решения суда, считая его разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, административный иск прокурора города Кузнецка Пензенской области подлежит удовлетворению.
Согласно п. 19 ч. 1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Кузнецка Пензенской области, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Кузнецка Пензенской области о признании незаконным бездействия, о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Кузнецка Пензенской области, выразившееся в нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами, законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения – непринятии мер по уборке земельных участков и вывозу строительного мусора с территорий снесенных аварийных домов, расположенных по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36, а также Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 40.
Обязать администрацию города Кузнецка Пензенской области в течении шести месяцев со дня вынесения решения суда организовать уборку земельных участков и вывезти строительный мусор с территорий снесенных аварийных домов, расположенных по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 36, а также Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 40.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 05.04.2021 года.
Судья