Дело № 2а-61/2021
89RS0007-01-2021-002449-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2022 года г. Тарко-Сале
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,
при секретаре судебного заседания Шабановой З.И.,
с участием административного ответчика Орлова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-61/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Орлову Владимиру Николаевичу о восстановлении пропущенного процессуального срока, взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское, пенсионное страхование и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России № 3 по ЯНАО) обратился в суд с административным иском к Орлову В.Н., указав, что в период с 08.11.2017 по 24.01.2019 административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем, в связи с чем ему были выставлены требования об уплате задолженности по налогам на сумму 35 152 руб. 50 коп.: от 13.02.2019 № 13276 в срок до 03.04.2019, от 05.03.2019 № 18048 – до 05.04.2019, из них: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 6 284 руб. 13 коп. и пени в размере 75 руб. 08 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 28 434 руб. 81 коп. и пени в размере 354 руб. 48 коп. Задолженность по страховым взносам образовалась у Орлова В.Н. в связи с их неуплатой в период ведения предпринимательской деятельности за 2018 и 2019 годы. До настоящего времени задолженность по страховым взносам административным ответчиком не уплачена. Административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи указанного административного иска, взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере в размере 28 438 руб. 81 коп. и пени в размере 354 руб. 48 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6 284 руб. 13 коп. и пени в размере 75 руб. 08 коп.
В судебное заседание стороны административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Дело рассматривается в отсутствие административного истца на основании ст. 150 КАС РФ.
Административный ответчик Орлов В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против восстановления срока для подачи административным истцом административного иска.
Заслушав административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы, предусмотрена также пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
В силу пп. «б» п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 01.07.2017), ст. 6, 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
До 01.01.2017 осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, было возложено на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов были переданы от Пенсионного Фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в гл. 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и органами ФСС РФ.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели.
Согласно пп. 1 п. 3.4, ст. 23 НК РФ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 423 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном аб. 3 пп. 1 п. 1 ст.430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ.
Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено названной статьей (ч. 1).
В п. 2 ст. 432 НК РФ указано, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст. 432 Кодекса. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 в редакции, действовавшей в спорный период).
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 430 НК РФ).
Аналогичный порядок предусматривался Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования», регулирующим вопросы уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями до 01.01.2017.
По данным выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, административный ответчик Орлов В.Н. в период с 08.11.2017 по 24.01.2019 являлся индивидуальным предпринимателем.
В указанный период - с 08.11.2017 по 24.01.2019 осуществления предпринимательской деятельности Орлов В.Н. обязан был уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере в размере 28 438 руб. 81 коп. и пени – 354 руб. 48 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 6 284 руб. 13 коп. и пени – 75 руб. 08 коп.
24.01.2019 Орлов В.Н. прекратил предпринимательскую деятельность. Мер к взысканию с Орлова В.Н. задолженности по страховым взносам до настоящего времени налоговым органом предпринято не было.
В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, исчисление установленного Налоговым кодексом срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70 и 48 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица могло быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Действующая редакция п. 2 ст. 48 НК РФ также предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, является пресекательным.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании задолженности подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из буквального толкования чч. 2, 3 ст. 48 НК РФ следует, что процедура взыскания недоимки по уплате налогов не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с соответствующим заявлением.
Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного КАС РФ срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Общая сумма налогов и пени, подлежащая уплате Орловым В.Н., превысила 3 000 руб. и составила 35 152 руб. 05 коп.
Обязанность по уплате налогов Орловым В.Н. не исполнена в добровольном порядке.
Требования об уплате задолженности по налогам от 13.02.2019 № 13276 со сроком уплаты до 03.04.2019, от 05.03.2019 № 18048 – до 05.04.2019, до настоящего времени Орловым В.Н. не исполнено.
В соответствии со ст. 46 НК РФ налоговым органом были выставлены решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пени процентов, за счет денежных средств на счетах в банках, однако в связи с отсутствием денежных средств, задолженность не была погашена.
Между тем, в течение шести месяцев со дня истечения установленного срока исполнения требований об уплате налога, налоговый орган с соответствующим заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в суд не обратился.
Административный иск подан только 21.11.2021, при этом доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд административный истец не представил.
При таких обстоятельствах, в связи с установлением факта пропуска срока обращения в суд для взыскания задолженности по налогам без уважительной причины, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
При этом пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Орлову Владимиру Николаевичу о восстановлении пропущенного процессуального срока, взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское, пенсионное страхование и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – с 28 января 2022 года.
Председательствующий Л.Д. Пасенко