Решение по делу № 2-655/2024 от 08.04.2024

Дело № 2-655/2024

76RS0008-01-2024-000661-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 августа 2024 года г. Переславль-Залесский

Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М. при помощнике судьи Кошелевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жуляева Андрея Сергеевича, Алейникова Вячеслава Викторовича к администрации г.о. г. Переславль-Залесский о признании права собственности на нежилое здание,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в Переславский районный суд с иском к ответчику, просят сохранить в реконструированном состоянии нежилое здание магазина кадастровый <номер скрыт>, площадью 360 кв.м., расположенное по адресу <адрес скрыт>, согласно характеристикам технического плана от 22.12.2022, выполненного кадастровым инженером <И.В.П.> (реестровый <номер скрыт> от 29.12.2012). Признать за истцами в равных долях право общей долевой собственности на нежилое здание кадастровый <номер скрыт>, общей площадью 360 кв.м., расположенное по адресу <адрес скрыт>.

Требования мотивированы тем, что истцы являются в равных долях собственниками земельного участка КН <номер скрыт>, площадью 620 кв.м., разрешенное использование амбулаторно-поликлиническое обслуживание и одноэтажного нежилого здания магазина КН <номер скрыт>, площадью 165,8 кв.м., расположенных по адресу <адрес скрыт>. Год постройки здания 1960. На момент его приобретения истцами нежилое здание магазина по прямому назначению длительное время не использовалось и требовало осуществления ремонтных работ. Истцы приобретали данное недвижимое имущество для организации амбулаторной поликлиники. В целях осуществления реконструкции здания магазина под поликлинику, собственники первоначально изменили вид разрешенного использования земельного участка. В ходе проведения ремонтных работ, в целях повышения уровня благоустройства и удобства эксплуатации строения, собственниками было принято решение о проведении реконструкции внутри здания и внесении изменений в его планировку. Проектная организация ООО «Архитектура» подготовила проектную документацию и материалы архитектурно-градостроительного облика на здание амбулаторно-поликлинического обслуживания, по предстоящим строительным работам в соответствии с требованиями действующего законодательства. В проекте капитального ремонта с элементами реконструкции и увеличением общей площади здания предусмотрено устройство новых перегородок и нежилых помещений в чердаке здания, а также реконструкция входной группы. Также в проекте предусмотрено внеплощадное благоустройство: для организации удобного подъезда и подхода к зданию, для парковки автотранспорта посетителей предусмотрено устройство отдельной асфальтированной площадки перед входом в здание. На основании изготовленной проектной документации истцами за счет собственных средств произведена внутренняя реконструкция и перепланировка нежилого здания в виде устройства новых тамбуров при входах в здание; капитальный ремонт несущих и ограждающих конструкций здания без изменения их геометрических размеров с сохранением и улучшением их расчетных параметров; демонтажа старых перегородок и строительства новых на первом этаже, установка новых дверных коробок, установка нового сантехоборудования в туалетах, ремонт полов и отделки помещений; устройство новых нежилых помещений в стропильной системе чердака и устройство лестницы на чердак. Мансардный этаж, обустроенный в существующем чердачном пространстве, полностью соответствует определению мансардного этажа (линия пересечения плоскости крыши и фасада на высоте 1,4 м, высота потолков – 2,5 м). наличие чердака до начала капитального ремонта здания (с переустройством) подтверждает технический паспорт здания с инв. <номер скрыт> от 16.02.20 года, в котором в разделе VII п. 3 «Описание конструктивных элементов основных пристроек» отражено чердачное перекрытие. Увеличение площади здания за счет обустройства чердачного пространства в мансардный этаж не повлекло изменения внешних границ здания, следовательно, не является преобразованием объекта недвижимости в новый объект. Летом 2023 года истец Жуляев А.С. обращался в администрацию г. Переславля-Залесского с заявлением о согласовании проекта архитектурно-градостроительного облика здания, расположенного по адресу <адрес скрыт> получил отказ. Протоколом заседания Градостроительного совета городского округа Переславль-Залесский от 31.08.2023 комиссией принято решение доработать истцам представленный проект в виде: - согласования социально-экономической деятельности; - установки системы, препятствующей появлению наледи, обеспечить меры по ее устранению; - учесть требования местных нормативно-правовых актов в отношении количества машино-мест для земельного участка с видом разрешенного использования «Амбулаторно-поликлиническое обслуживание» код 3.4.1. Решением об отказе в выдаче свидетельства о согласовании проекта архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории городского округа город Переславль-Залесский от 07.09.2023 года исх. № 03.01-5621/23 ответчик указал, что «выявлены несоответствия материалов АГО критериям оценки, являющиеся основанием для отказа в выдаче свидетельства о согласовании проекта архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории городского округа город Переславль-Залесский». Данные требования противоречат действующему законодательству РФ: - на территории городского округа г. Переславль-Залесский решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.01.2023 № 2 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Переславль-Залесский» утверждены новые Правила землепользования и застройки. Перед утверждением Правила землепользования и застройки городского округа город Переславль-Залесский в обязательном порядке проходили согласование по социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. В соответствии с выданной ответчиком 11.04.2023 № 272/23 Выпиской из Правил землепользования и застройки городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденных решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.01.2023 № 2 в отношении земельного участка с КН <номер скрыт> уже предусмотрено в основных видах разрешенного использования – Амбулаторно-поликлиническое обслуживание код. 3.4.1 –поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центы матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории. Следовательно, повторное согласование ранее согласованной социально-экономической деятельности по основным видам разрешенного использования «Амбулаторно-поликлиническое обслуживание код. 3.4.1» не требуется; – истцами по периметру кровли установлена система организованного водостока. Законодательством РФ не установлен обязательный порядок по противообледенительным устройствам на кровлях с наружными и внутренними водостоками для строящихся и реконструируемых жилых и общественных зданий, а существуют лишь рекомендации; - здание истцов находится в зоне хорошей транспортной и пешеходной доступности. Подъезд и подход к зданию осуществляется по существующим проездам от <адрес скрыт> Площадка для парковки расположена вдоль северной границы территории. В соответствии с действующим Сводом правил 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования» количество парковочных мест для земельного участка с видом разрешенного использования «Амбулаторно-поликлиническое обслуживание» принято по табл. 5.2 и определено исходя из проектной мощности здания и количества сотрудников. Проектная мощность здания рассчитана как сумма пропускной способности всех кабинетов врачебного приема. В здании 5 кабинетов врачебного приема с пропускной способностью 10 посещений в смену. Проектная мощность здания – 50 посещений в смену. Количество сотрудников 10. Следовательно, необходимое количество машино-мест по СП 158.13330.2014 составит 4. Примечание: В пределах плотной городской застройки по зданию на проектирование число машино-мест может быть уменьшено. Стоянки для служебного автотранспорта, сотрудников медицинских организаций и посетителей, следует предусматривать со стороны участка в удобной доступности до соответствующих выходов из зданий. Стоянки не должны препятствовать подъезду пожарных машин к зданиям. Из общего числа машино-мест выделено 1 машино-место для инвалидов. Расстояние от машино-места для инвалидов до входа в здание менее 50 метров. Частью 6.2 статьи 30 ГрК РФ определено, что требования к АГО включают в себя требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, которые устанавливаются Правительством РФ. Требования к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и правила согласования АГО утверждены постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 года № 857. На основании положений ч.7,11 и 13 ст. 51 ГрК РФ при отсутствии согласования АГО уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство. Кроме того, с 01.05.2018 года был введен в действие Порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Ярославской области, утвержденный Постановлением Правительства Ярославской области от 18.04.2018 года № 270-п. Согласование АГО на территории города Переславля-Залесского, согласно данному Порядку проводится для объектов, размещенных на земельных участках вдоль общегородских магистральных улиц и дорог в городе Переславле-Залесском, отображенных на карте (схеме) планируемых объектов капитального строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных и инженерных сооружений городского округа города Переславля-Залесского генерального плана города Переславля-Залесского, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы от 12.03.2009 № 26 «Об утверждении генерального плана города Переславля-Залесского». На сайте администрации г. Переславля-Залесского имеется информация, что таковыми являются улицы: Московская, Кардовского, Советская, Ростовская, Урицкого, Свободы, Дорожная, Красный Текстильщик (от ул. Свободы до ж/д переезда). Согласование АГО не требуется при реконструкции фасадов объекта капитального строительства, которые не входят на вышеуказанные улицы, а также при капитальном ремонте объекта капитального строительства, не оказывающем влияние на его внешний облик (в частности, ремонт кровли). Поскольку строительно-монтажные работы по реконструкции нежилого здания истцов уже осуществлены, выдача разрешения на ее проведение по их окончании действующим законодательством не предусмотрена, что явилось основанием к обращению в суд с настоящим исковым заявлением. По общему правилу, наличие допущенного при возведении (создании) постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил является основанием для признания постройки самовольной. Определяя последствия такого нарушения, следует оценивать его существенность. Согласно Заключению <номер скрыт> специализированной организации ООО «Архитектура» от 22.12.2022 <номер скрыт>, произведенные изменения объекта капитального строительства, улучшили конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом. В соответствии с Техническим планом от 22.12.2022, выполненным кадастровым инженером <И.В.П.> площадь здания с учетом устройства мансардного этажа и замены перегородок увеличилась и составила 360 кв.м. Увеличение площади здания не повлекло изменения внешних границ здания, лишь изменился контур новых пристроек вместо старых пристроек Лит а и Лит а1. Истцами принимались меры для легализации спорного объекта недвижимости, но в административном порядке оформить права на спорный объект не имеется возможности, так как отсутствует первичное разрешение на строительство.

В судебном заседании истцы не участвовали, извещены надлежаще, причины неявки суду не известны. Представитель по доверенности Лычко И.А. в судебном заседании требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г.о. г. Переславль-Залесский в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. В отзыве решение оставил на усмотрение суда (л.д.83-84).

Представитель третьего лица Министерства строительства Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. В отзыве решение оставил на усмотрение суда (л.д.80-81).

Представители третьи лиц ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», Министерства природных ресурсов и экологии РФ, УМС администрации г. Переславля-Залесского в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще, причины неявки суду не известны. Представитель ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» в письменном отзыве в удовлетворении требований просил отказать (л.д.113-114).

Заслушав представителя истцов, показания свидетелей, исследовав письменные материалы, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела судом установлено, что истцы являются собственниками, в ? доле каждый, нежилого здания (магазин) с КН <номер скрыт>, площадью 165,8 кв.м., одноэтажного, расположенного на земельном участке с КН <номер скрыт> по адресу <адрес скрыт> (л.д.13-14).

Земельный участок с КН <номер скрыт> по адресу <адрес скрыт>, площадью 620 кв.м., разрешенное использование для амбулаторно-поликлинического обслуживания, принадлежит истцам на праве общей долевой собственности, по ? доле каждому (л.д.15-18).

В отношении земельного участка был получен градостроительный план № РФ-76-2-02-0-00-2023-2603. Земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории – охранная зона Национального парка «Плещеево озеро» (л.д.25-29).

Согласно выписки из Правил землепользования и застройки г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденных решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.01.2023 № 2 в отношении земельного участка с КН <номер скрыт> площадью 620 кв.м., расположенного по адресу <адрес скрыт>, расположен в территориальной зоне Ж-2 зона застройки малоэтажными жилыми домами. В основных видах разрешенного использования код 3.4.1 амбулаторно-поликлиническое обслуживание. Наименование вида разрешенного использования объекта капитального строительства: поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории. Минимальные размеры земельных участков 500 кв.м., максимальные размеры земельных участков 10000 кв.м., предельное количество надземных этажей/предельная высота (количество этажей/м) 3/12/ в зоне регулирования застройки «Зона малоэтажной застройки» высота объектов капитального строительства – не более 10 м. Максимальный процент застройки в зависимости от этажности (высоты) объекта капитального строительства 60%. Минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта (м) -3 (л.д.30-32).

ООО «Архитектура» в 2020 году был выполнен проект капитального ремонта нежилого здания (с заменой пристроек) по адресу <адрес скрыт>. Проектом предлагается капитальный ремонт помещений нежилого здания с переустройством существующего чердачного пространства в мансардный этаж. Согласно ст. 1 п. 14.2 ГрК РФ от 29.12.2004 года № 190-ФЗ, капитальный ремонт – это замена или восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства. А также замена отдельных элементов строительных конструкций на аналогичные улучшающие показатели таких конструкций. Мансардный этаж согласно СП 118.13330.2012 представляет собой этаж в чердачном пространстве фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должны быть на высоте не более 1,5 м. от уровня пола мансардного этажа при высоте потолков более 1,6 м.. Площадь здания после капитального ремонта с учетом замены пристроек и устройства мансардного этажа составит 338.6 кв.м., в том числе 1 этаж – 182.1 кв.м., мансардный этаж 156,5 кв.м. (л.д.33-39).

22.12.2022 года кадастровым инженером <И.В.П.> выполнен технический план здания в результате выполнения кадастровых работ в связи с внесением изменений в основные характеристики нежилого здания «магазин» с КН <номер скрыт>, расположенном на земельном участке с КН <номер скрыт>, в том числе с изменением назначения здания по адресу <адрес скрыт>, после произведенного капитального ремонта здания с реконструкцией входов. Назначение здания – нежилое, количество этажей – 2, площадь 360 кв.м.. Из заключения кадастрового инженера следует: настоящий технический план подготовлен в связи с внесением изменений в основные характеристики нежилого здания «магазин» с КН <номер скрыт>, расположенного по адресу <адрес скрыт>, на основании проекта капитального ремонта и реконструкции входов в здание. В том числе с привязкой контура здания к координатам МСК-76. Также с изменением назначения здания. Количество этажей здания – 2. Количество контуров – наземный и надземный (мансардный). Основная характеристика здания – площадь после реконструкции с учетом устройства мансардного этажа составляет 338,6 кв.м.. С учетом перегородок (21,4 кв.м.) согласно приказа Росреестра от 23 октября 2020 года № П/0393 площадь здания составит 360 кв.м.. Ранее площадь здания составляла 165,8 кв.м., количество этажей было – 1. В существующем чердачном пространстве был обустроен мансардный этаж полностью соответствующий определению мансардного этажа согласно СП 118.13330.2012: - линия пересечения плоскости крыши и фасада на высоте 1,4 м., - высота потолков 2,5м. Наличие чердачного пространства до начала капитального ремонта здания (с переустройством) подтверждает технический паспорт здания инв. <номер скрыт> от 16.02.2010 года, в котором в разделе VII п. 3 «описание конструктивных элементов основных пристроек» отражено чердачное перекрытие. Увеличение площади здания за счет обустройства чердачного пространства и мансардный этаж не повлекло изменения внешних границ здания, т.е. не является реконструкцией. Одновременно у входов в здание был произведен демонтаж и монтаж новых пристроек вместо пристроек с лит. а и лит. а1, указанных в техническом паспорте здания, что изменило контур нежилого здания, что требует обращение в орган, принимающий решение о вводе объекта в эксплуатацию. При производстве работ по устройству новых помещений основные несущие и ограждающие конструкции здания капитально отремонтированы с улучшением их конструктивных качеств и находятся в нормативном состоянии согласно заключения проектной организации. По земельному участку проходят тепловые сети с КН <номер скрыт>. Нежилое здание расположено в 6,45 м. от теплотрассы к юго-востоку. Пристройка (вход) в 3,84 м. (л.д.40-49).ООО «Архитектура» в 2023 году были подготовлены материалы архитектурно-градостроительного облика 44.2023 АГО. Сведения о внешнем виде объекта: здание прямоугольное в плане, 2-х этажное, второй этаж мансардный. Со стороны главного фасада, выходящего на <адрес скрыт> пристроен прямоугольный тамбур с навесом. С северного фасада пристройка, через которую планируется вход персонала. В здании предусмотрен соответствующий функции набор помещений. Архитектурное и цветовой решение фасадов выполнено с учетом пропорций и масштаба существующей застройки и функционального назначения здания (л.д.50-57).

07.09.2023 года № их.03.01-5621/23 администрацией г. Переславля-Залесского принято решение об отказе в выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории г.о. г. Переславль-Залесский. Основание для отказа: несоответствие материалов АГО критериям оценки. Вывод: при оценке заявления и материалов архитектурно-градостроительного облика выявлены несоответствия материалов АГО критериям оценки, являющиеся основанием для отказа в выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории г.о. г. Переславль-Залесский (л.д.58-59).

21.11.2023 года № их.03.01-7456/23 администрацией г. Переславля-Залесского принято решение об отказе в выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории г.о. г. Переславль-Залесский. Основание для отказа: обращение за согласованием АГО в отношении реконструированного объекта, а при анализе современного состояния объекта выявлено, что по основным внешним характеристикам современное состояние объекта аналогично предложениям по реконструкции, указанным в материалах АГО. Несоответствие материалов АГО критериям оценки (л.д.101-102).

Свидетель <Захряпина Е.А.> в судебном заседании показала, что работает начальником отдела управления архитектуры администрации города. Было рассмотрено заявление о согласование облика здания, принято решение отказать в связи с тем, что на момент согласования объект уже был построен. Согласно положению рассмотрение такого заявления осуществляется на момент согласования проекта реконструкции, а здесь объект уже был реконструирован. Несоответствие критериям оценки, должно быть соответствие ГПЗУ. Согласно схеме объект выходит за пределы места разрешенного строительства. Там два метра до границы участка, а должно быть три. Было нечего уже согласовывать потому, что объект уже находился в реконструированном виде. ГПЗУ тоже мы выдаем. Больше ограничений не было. Объект находится в охранной зоне Национального парка, да, но согласования с ними не требуется, остальные условия соблюдены. По парковочным местам не поясню ничего. Нормы рассчитываются по местным нормативам, количество парковочных мест зависит от площади здания и от количества посещений. Облик здания согласовывают, чтобы вписывался в существующий облик, чтобы соответствовал документам территориального планирования, генеральному плану, чтобы не в объекте культурного наследия располагался. Социально-экономическую деятельность нужно согласовывать при строительстве и реконструкции объекта. Там речь идет о снегоулавливателях. Машино-места считаются по СП 158, исходя из расчета амбулаторно-технических норм.

22.12.2022 года ООО «Архитектура» выполнено заключение <номер скрыт>.2022/Г. Выводы: строительно-монтажные работы по капитальному ремонту нежилых помещений, расположенных по адресу <адрес скрыт> выполнены согласно проектных решений, действующих норм и правил, в том числе согласно правил пожарной безопасности и правил эксплуатации общественных помещений. Все строительные работы выполнены с надлежащим качеством. все выполненные строительные и монтажные работы соответствуют действующей нормативной документации. Произведенные изменения объекта капитального строительства улучшили конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом. В этом случае согласно п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на производимую перепланировку не требуется. Требуется согласование на демонтаж старых пристроек и монтаж новых пристроек у входов в здание. В ходе проведенного обследования установлено, что площадь помещений и этажность здания после проведения капитального ремонта изменилась. Нежилые помещения по <адрес скрыт> рекомендуются к дальнейшей эксплуатации после проведения капитального ремонта согласно нового технического плана от 22.12.2022 года (л.д.69-74).

11.06.2024 года было выполнено дополнение № 1 к заключению ООО «Архитектура» <номер скрыт> Капитальный ремонт здания по <адрес скрыт> выполнен с элементами реконструкции, а именно: - выполнены новые входы в здание с главного и с дворового фасадов, старые входные части в здание снесены из-за их ветхости, ранее входные части здания в общей площади не учитывались и частично не показывались на планах, в настоящее время учитываются и указываются в обязательном порядке; - выполненная перепланировка в чердаке позволила увеличить общую площадь здания за счет устройства помещений в стропильной системе. Указанные работы не изменили основные конструктивные характеристики здания. Снегозадержатели на кровле здания необходимо установить согласно п. 911 СП 13330.2017 «Кровли». Действующая версия норм не выдает нормативов по величине склона кровли и по отметке низа свесов для установки снегозадержателей. Расстояние от здания до границ участка указаны на листе АГО-2 и составляют 1,2 м от главного входа до границы земельного участка; 3,73 м и 4,1 м – от боковых границ участка до здания; 7,96 м от дворового входа в здание до задней границы участка. Проверкой АГО дополнительно было отмечено рассчитать необходимое количество машиномест. Расчет представлен. Приобъектная стоянка расчитана на 4 м/места плюс 1 место для МГН. Расчет выполнен по нормам для амбулаторий на 10 сотрудников и на 50 посещений в смену (л.д.98).

Согласно ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Согласно п.1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 N 1от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Ответчик администрация г.о. г. Переславль-Залесский, третье лицо Министерство строительства Ярославской области решение оставили на усмотрение суда, указывая на положения ст. 222 ГК РФ.

ООО «Архитектура» в своем заключении указывает на соответствие постройки установленным требованиям, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе указывая на наличие снегозадержателей и обеспеченность необходимым количеством машино-мест.

В части сокращения отступа от границы участка по фасаду, граничащей с землями общего пользования – дорога, возражений от УМС администрации г. Переславля-Залесского не поступило.

Представитель ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» указывал на необходимость согласования социально-экономической деятельности.

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд (ч. 3 ст. 58 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу положений ч. 1 ст. 34 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 2 ст. 59 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии с п. 4 ст. 95 ЗК РФ, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Постановлением Губернатора Ярославской области от 14.08.2002 № 551 установлена охранная зона национального парка «Плещеево озеро» и утверждено Положение об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро».

В соответствии с приложением № 1 к постановлению Губернатора Ярославской области от 14.08.2002 № 551 спорный земельный участок входит в границы охранной зоны национального парка «Плещеево озеро».

Положением об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро» предусмотрено, что оно распространяется на все земли, включенные в состав охранной зоны национального парка, в том числе на земли населенных пунктов.

На территории охранной зоны запрещается деятельность, которая может нанести невосполнимый ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно - историческим объектам национального парка.

Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции на момент осуществления строительства), с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2055-р национальный парк «Плещеево озеро» отнесен к ведению Минприроды России.

Согласно положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе в сфере охраны окружающей среды, федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В силу п. 5.16 указанного положения Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Вместе с тем, в соответствии с перечнем видов экономической и иной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.06.2022 года № 1018, вид экономической деятельности амбулаторно-поликлиническое обслуживание, не поименован, как подлежащий согласованию.

Данный довод судом не принимается.

С учетом изложенного, требования истцов подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Жуляева Андрея Сергеевича (паспорт гр-на РФ <номер скрыт>), Алейникова Вячеслава Викторовича (паспорт гр-на РФ <номер скрыт> к администрации г.о. г. Переславль-Залесский (ОГРН 1027601048727, ИНН 7608004065) удовлетворить.

Сохранить нежилое здание магазина с КН <номер скрыт>, площадью 360 кв.м., расположенное по адресу <адрес скрыт>, в реконструированном виде, в соответствии с техническим планом, выполненным 22.12.2022 года кадастровым инженером <И.В.П.> (Приложение № 1).

Признать за Жуляевым Андреем Сергеевичем, Алейниковым Вячеславом Викторовичем право общей долевой собственности, по ? доле за каждым, в праве общей долевой собственности на нежилое здание магазина с КН <номер скрыт>, площадью 360 кв.м., расположенное по адресу <адрес скрыт>.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья:                          Калиновская В.М.

Мотивированное решение изготовлено 19.08.2024 года.

2-655/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Жуляев Андрей Сергеевич
Алейников Вячеслав Викторович
Ответчики
Администрация городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области
Другие
Министерство строительства Ярославской области
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Управление муниципальной собственности Администрации г. Переславля-Залесского
ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро"
Лычко Ирина Александровна
Суд
Переславский районный суд Ярославской области
Судья
Калиновская В.М.
Дело на сайте суда
pereslavsky.jrs.sudrf.ru
08.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2024Передача материалов судье
15.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.05.2024Предварительное судебное заседание
20.05.2024Предварительное судебное заседание
12.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее