2а-4596/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2019 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания, помощнике судьи Балдаеве А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4596/2019 по иску Мешавкина Анатолия Сергеевича к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Мешавкин А.С. обратился в суд, требуя признать незаконным распоряжение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ ....
В обоснование требований в иске указано, что Мешавкин А.С. является собственником блока жилого дома блокированной застройки с кадастровым номером ... по .... Решением Советского районного суда от ... по делу ДД.ММ.ГГГГ отказ о предварительном согласовании предоставлении земельного участка признан судом незаконным, суд обязал КУИЗ г. Улан-Удэ повторно рассмотреть заявление. Обратившись повторно с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка ... в КУИЗ г. Улан-Удэ, Мешавкин А.С. получил распоряжение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ .... В данном распоряжении указаны новые основания отказа, а именно пп. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 4 ст. 11.9 ЗКРФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Данное распоряжение истец считает незаконным и необоснованным, поскольку в силу пп. 6 п.2 ст. 39.3, ч.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ истец имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность за плату на основании договора купли-продажи без проведения торгов.
Истцом к заявлению не прикладывалась схема расположения земельного участка, поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет и повторное формирование (образование) земельного участка в соответствии со ст. 11.2,11.10 ЗК РФ не требуется. Является необоснованной ссылка Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ на п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ. Земельный участок с кадастровым номером ... является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для объектов жилой застройки. Основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет послужили материалы инвентаризации в квартале ..., которые также подтверждают пользование земельным участком 15 и более лет. Право пользования земельным участком предусматривается и ст. 271 ГК РФ.
В правилах землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», утвержденных решением Улан-Удэнского Совета депутатов от 25 марта 2008 года зонирование установлено необоснованно, без учета ч.1,2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
Истцу необходимо не образовать земельный участок, а получить решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков, затем уточнить границы земельного участка по границам, определенным материалами инвентаризации в квартале 1:258:1 и подать заявление о его предоставлении.
В судебном заседании истец Мешавкин А.С. заявленные требования поддержал по указанным в иске доводам.
В судебном заседании представитель административного истца Мешавкина А.С. Комлочук Н.С., действующая на основании заявления представляемого лица в устной форме, требования административного искового заявления поддержала, пояснила, что решение ответчика является незаконным, нарушает права истца, поскольку он имеет право без проведения торгов приобрести земельный участок, не требуется образование земельного участка, административным ответчиком в решении об отказе в предварительном согласовании земельного участка применены нормы, которые не подлежали применению к возникшим правоотношениям.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ Пешняева А.С. требования не признала, сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве, пояснила, что отсутствовали основания для предварительного согласования предоставления земельного участка. Признание незаконным распоряжения не повлечет восстановление прав истца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Мешавкин А.С. обратился в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без торгов. Мешавкин А.С. просил предварительно согласовать предоставление земельного участка, вид права в заявлении не указал, площадью 188 кв.м., расположенного по адресу: ... с кадастровым номером .... К заявлению приложена схема расположения земельного участка под домом, согласно схеме площадь земельного участка составила 116 кв.м.
Также заявителем приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он является собственником блока жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер объекта недвижимости ....
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Статьей 39.3 Земельного кодекса РФ определены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов, к таким случаям отнесена продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 ЗК РФ.
Процедура предварительного согласования установлена ст. 39.15 Земельного кодекса РФ и предусматривает обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением.
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 10 августа 2015 года № 208 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без торгов».
Предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельных участков без проведения торгов, его оборотоспособности, а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером ... площадью 188 кв.м., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ..., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия по запросу суда.
В выписке указано, что в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами ..., ....
При выяснении правообладателей объектов недвижимости с кадастровыми номерами ..., ... установлено, что собственниками объекта недвижимости – блока жилого дома блокированной застройки с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., площадью 34,2 кв.м. являются ФИО3, ФИО13, ФИО4, ФИО5, ФИО14 ФИО6, объект находится в общей долевой собственности.
Собственником объекта недвижимости с кадастровым номером ... – блока жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу: ..., площадью 40,3 кв.м. является Мешавкин А.С.
Данные обстоятельства следуют из сведений Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
То есть, на момент рассмотрения Комитетом по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ заявления Мешавкина А.С. о предварительном согласовании земельного участка на нем было расположено два объекта недвижимости, собственником одного из которых он не являлся.
В пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Статья 39.20 ЗК РФ не допускает возможности предоставления земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие нескольким сособственникам, в единоличную собственность только одного из сособственников таких объектов недвижимости.
По результатам рассмотрения заявления Мешавкина А.С. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ было вынесено распоряжение ..., которым Мешавкину А.С. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером ... площадью 116 кв.м. В качестве основания отказа указан пп. 2 п.8 ст. 39.13, п.1 ст. 39.16 ЗК РФ, пп.1 п.8 ст. 39.15,пп3 п.16 ст.11.10,п4 ст. 11.9 ЗК РФ.
В распоряжении имеется разъяснение, в котором указано, что согласно пп.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В связи с расположением на земельном участке с кадастровым номером ... двух объектов недвижимости, необходимо подать заявления от всех собственников объектов недвижимости, расположенных в пределах земельного участка для предоставления в общую долевую собственность.
Основания для отказа в предварительном согласовании земельного участка перечислены в п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Исходя из положений указанной нормы уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В статье 39.16 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В данной норме указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной норме оснований, среди которых указаны: - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Поскольку исходя из обстоятельств дела Мешавкин А.С. не имеет право на предоставление земельного участка с кадастровым номером ... в индивидуальную собственность, учитывая наличие на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего иным лицам, решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ об отказе в предварительном согласовании земельного участка является правильным, основанным на нормах закона. При этом в распоряжении дано разъяснение причин отказа, смысл и содержание которых соответствует фактическим обстоятельствам.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В распоряжении в качестве основания отказа также указано на пп.1 п.8 ст. 39.15, пп.3 п.16 ст. 11.10, п.4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
В связи с тем, что Мешавкиным А.С. представлена схема расположения земельного участка, данная схема была рассмотрена на предмет возможности ее утверждения.
Земельный участок, в отношении которого было подано заявление о предварительном согласовании, состоял на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ, то есть является ранее учтенным, при этом границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В административном исковом заявлении имеется ссылка на то, что земельный участок образован и его образование не требуется.
Несмотря на это, Мешавкиным А.С. с заявлением была предоставлена схема расположения земельного участка, необходимая для образования земельного участка исходя из положений Земельного кодекса РФ.
В рассматриваемом случае требуется уточнение границ земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости.
Правовая оценка Правил землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», утвержденных решением Улан-Удэнского Совета депутатов от 25 марта 2008 года не входит в пределы рассмотрения настоящего административного искового заявления.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что со стороны административного ответчика не было допущено нарушений прав административного истца Мешавкина А.С. оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, в установленный законом срок, при этом имелись правовые основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Доводы административного истца суд находит не состоятельными, и исходя из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств оснований для удовлетворения требований не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мешавкина Анатолия Сергеевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2019 года.
Судья А.В. Наумова