Решение по делу № 33-4252/2020 от 04.06.2020

Судья Сень Е.В. Дело № 33-4252/2020 (№ 2-790/2020)

22RS0011-02-2020-000146-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


07 июля 2020 года                                 г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Еремина В.А.,

судей Алешко О.Б., Ильиной Ю.В.,

при секретаре Ивановой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 марта 2020 года по делу

по иску А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края о включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края (далее - УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований указал, что 06.08.2019 обратился в УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе *** от 11.12.2019 ему отказано в назначении пенсии, поскольку не выработан стаж на соответствующих видах работ.

В страховой стаж не засчитаны, в том числе периоды работы:

- с 02.07.1991 по 01.11.1992 литейщиком на машинах для литья под давлением в филиале советско-китайского совместного предприятия «Владивостокский инструментальный завод Тиан Бао Корпорэйшн» (далее – СП «ВИЗ-ТБ»), так как не подтверждена работа в литейном производстве;

- с 02.11.1992 по 01.10.2001 литейщиком на машинах для литья под давлением, мастером участка плавки и заливки в цехе литья под давлением в АО «Рубцовский литейный комплекс»;

- с 01.03.2002 по 16.07.2002 мастером участка плавки и заливки в цехе литья под давлением ЗАО «Рубцовский литейный комплекс ЛДВ».

Однако в указанные периоды он работал на литейном производстве.

Кроме того, с 22.06.1988 по 21.05.1990 он проходил службу в Советской армии, срок службы составил 1 год 11 месяцев. Между тем, пенсионный орган включил в стаж период службы продолжительностью 10 месяцев 21 день.

    Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил обязать ответчика включить в специальный стаж указанные периоды работы и период службы в Советской Армии, согласно сроку службы, и назначить ему пенсию.

    В ходе рассмотрения дела истец, уточнив требования, просил обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с 02.07.1991 по 01.11.1992 литейщиком на машинах для литья под давлением в филиале СП «ВИЗ-ТБ» и период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 22.06.1988 по 21.05.1990, назначить ему трудовую пенсию с 17.08.2019.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 12.03.2020 исковые требования Аксенова Е.В. удовлетворены, постановлено:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края включить в специальный стаж А. период работы с 02.07.1991 по 01.11.1992 в филиале советско-китайского совместного предприятия «Владивостокский инструментальный завод Тиан Бао Корпорэйшн» г. Рубцовска в качестве литейщика на машинах для литья под давлением; период службы с 22.06.1988 по 21.05.1990 в Советской Армии; назначить А. досрочную страховую пенсию по старости с 17.08.2019.

В апелляционной жалобе ответчик УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы ссылается на то, что в каждом конкретном случае факт работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости должен подтверждаться документом предприятия о характере работы и условиях труда, выданным на основании первичных архивных документов.

Период работы с 02.07.1991 по 01.11.1992 в качестве литейщика на машинах для литья под давлением в филиале СП «ВИЗ-ТБ» не включен в специальный стаж истца, поскольку в документах отсутствует указание на литейное производство.

В архивной справке № 1.4-9/63 от 23.08.2019, выданной на основании сведений из лицевых счетов по заработной плате, личной карточки, распоряжения по кадрам, содержится информация об отработанном времени истца, а указание на конкретное место работы (отделение, участок) в данной справке отсутствует, в связи с чем невозможно сделать вывод о наличии литейного производства.

Суд, удовлетворяя требование истца о включении периода работы с 02.07.1991 по 01.11.1992 в льготный стаж, не принял во внимание основные сведения о фактически отработанном времени истца за оспариваемый период, а также тот факт, что данная справка уже принята во внимание ответчиком при подсчете льготного стажа истца за последующие годы работы на предприятии. Вывод суда об отсутствии доказательств периодов простоя или неполной занятости истца в указанный период является неверным, опровергается архивной справкой №1.4-9/63 от 23.08.2019.

При принятии решения суд руководствовался материалами иных гражданских дел, выводами ранее принятых судебных решений, что является явным нарушением норм права.

Решение о включении в специальный стаж истца периода службы в армии в полном объеме – с 22.06.1988 по 21.05.1990 принято судом без учета того, что ответчиком период службы с 22.06.1988 по 12.05.1989 уже включен в льготный стаж в бесспорном порядке.

Кроме того, норма пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, действовала до 01.01.1992, в связи с чем часть периода с 02.07.1991 по 01.11.1992 после 01.01.1992 не может быть приравнена к службе в армии по причине прекращения действия данной нормы.

В письменных возражениях истец А. просит решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судебного акта.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 01.01.2015.

Судом установлено, что 06.08.2019 А. обратился в УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда.

Решением УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе *** от 11.12.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Согласно названному решению, страховой стаж истца составляет 30 лет 3 месяца 14 дней, специальный стаж (стаж с вредными условиями труда) составляет 8 лет 7 месяцев 16 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент – 54, 279.

Дата регистрации А. в системе обязательного пенсионного страхования – 13.05.1999.

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости засчитаны, в том числе периоды работы:

- с 06.08.1990 по 01.07.1991 – литейщиком на машинах для литья под давлением в цехе литья под давлением Алтайского завода тракторного электрооборудования (далее – АЗТЭ) (с учетом фактически отработанного времени – 10 месяцев 21 день);

- с 02.11.1992 по 12.05.1999 – литейщиком на машинах для литья под давлением в цехе литья под давлением, мастером участка плавки и заливки в АООТ «Рубцовский литейный комплекс» (с учетом фактически отработанного времени – 4 года 3 месяца 25 дней);

- с 22.06.1988 по 12.05.1989 – период службы в составе Вооруженных Сил СССР (в размере, не превышающем стаж по Списку – 10 месяцев 21 день).

При этом в специальный стаж истца не включены периоды работы:

- с 02.07.1991 по 01.11.1992 – литейщиком на машинах для литья под давлением в филиале СП «ВИЗ-ТБ», так как не подтверждена работа в литейном производстве;

- с 20.05.1999 по 20.05.1999, с 25.08.1999 по 25.08.1999, с 12.12.1999 по 31.12.1999, с 10.01.2000 по 10.01.2000, с 17.01.2000 по 14.02.2000, с 30.03.2000 по 30.03.2000, с 07.04.2000 по 07.04.2000, с 11.04.2000 по 11.04.2000, с 24.06.2000 по 30.06.2000, с 07.07.2000 по 07.07.2000, с 14.07.2000 по 14.07.2000, с 21.07.2000 по 21.07.2000, с 11.08.2000 по 11.08.2000, с 22.09.2000 по 22.09.2000, с 26.12.2000 по 31.12.2000, с 17.01.2001 по 17.01.2001, с 02.03.2002 по 14.03.2002, с 31.05.2002 по 31.05.2002 – периоды простоев.

    Разрешая спор по существу, руководствуясь нормами законодательства, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, возложив на ответчика обязанность по включению в специальный стаж истца заявленных им, с учетом уточнения, периодов.

Удовлетворяя заявленные требования в части включения в специальный стаж истца периода работы с 02.07.1991 по 01.11.1992 в качестве литейщика на машинах для литья под давлением в филиале СП «ВИЗ-ТБ» г. Рубцовска, суд исходил из того, что фактически рабочее место истца и выполняемые им функции после его перевода с 02.07.1991 из АЗТЭ, где он работал по 01.07.1991 включительно, в филиал СП «ВИЗ-ТБ» не изменились, так как данная организация имела в своей структуре цех литья под давлением, чугунолитейный цех, соответственно, занималась литейным производством. Учитывая отсутствие сведений о работе истца на неполной ставке, о неполной занятости, простоях в данный период, а также иных сведений, бесспорно указывающих на невозможность включения данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, суд пришел к выводу о включении указанного периода работы в специальный стаж.

Поскольку период службы в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных пенсий, а периоды работы истца после службы в армии зачтены в специальный стаж (с 06.08.1990 по 01.07.1991 - решением пенсионного органа, с 02.07.1991 по 01.11.1992 - настоящим решением), суд пришел к выводу о том, что период службы в армии с 22.06.1988 по 21.05.1990 также подлежит включению в специальный стаж истца.

С учетом периодов работы, зачтенных в специальный стаж истца, льготный стаж составил более 10 лет, в связи с чем суд возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на нее (достижения истцом 50 лет), то есть с 17.08.2019.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 17.08.2019, учитывая следующее.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Статья 8 Закона о страховых пенсиях определяет, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.

В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

В соответствии с частью 1 статьи 30 названного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам (пункт 1).

Частью 2 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона о страховых пенсиях Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:

Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее – Список № 1 от 26.01.1991);

Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее – Список № 1 от 22.08.1956), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Списком N 1 от 22.08.1956 N 1173 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено литейщикам на машинах литья под давлением в литейном производстве (пункт 1 раздела IX "Металлообработка").

Списком N 1 от 26.01.1991 г. N 10 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено литейщикам на машинах литья под давлением в литейном производстве (раздел XI "Металлообработка", позиция 1110100а-13395).

Заявленный к включению в специальный стаж период работы истца относится как к периоду до 01.01.1992, так и после 01.01.1992.

Согласно трудовой книжке, А.:

06.08.1990 принят на Алтайский завод тракторного электрооборудования (АЗТЭ) в цех литья под давлением (ЦЛД) литейщиком на машинах для литья под давлением 2 разряда;

01.07.1991 уволен, в связи с переводом на работу в СП ВИЗ-ТБ на основании пункта 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР (перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию) (Приказ № 423к от 12.07.1991);

02.07.1991 принят в филиал советско-китайского совместного предприятия «Владивостокский инструментальный завод – Тиан Бао Корпорэйшн» литейщиком на машинах для литья под давлением 2 разряда;

02.11.1992 СП «ВИЗ-ТБ» (ЦЛД АЗТЭ) совместно с ЧЛЦ (чугунолитейный цех) АЗТЭ преобразовано в акционерное общество «Рубцовский литейный комплекс».

12.07.1991 и.о. директора АЗТЭ издан приказ № 423/к об увольнении переводом работников цеха литья под давлением с завода с 01.07.1991 на основании договора между администрацией завода и СП ВИЗ-ТБ о создании филиала на базе цеха литья под давлением (ЦЛД), что подтверждается копией данного приказа.

Факт наличия в филиале СП «ВИЗ-ТБ» цеха литья под давлением (ЦЛД) подтверждается также архивной копией решения исполнительного комитета Рубцовского городского Совета народных депутатов Алтайского края от 06.06.1991 № 114/1 о регистрации данного филиала, созданного на базе цеха литья под давлением АЗТЭ.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, факт наличия в филиале СП «ВИЗ-ТБ» литейного производства, а именно – цеха литья под давлением (ЦЛД), куда истец был переведен с АЗТЭ литейщиком на машинах для литья под давлением, подтвержден в ходе судебного разбирательства.

При этом доводы жалобы о том, что суд неправомерно руководствовался материалами иных гражданских дел, судебной коллегией отклоняются, поскольку данными документами подтверждается сам факт наличия литейного производства на предприятии безотносительно к участвующим в деле лицам и существу того или иного спора.

    Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Действующим до 1992 года пенсионным законодательством (в том числе в спорный период работы) дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными списками, для досрочного назначения пенсии не требовалось.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Если в трудовую книжку внесена запись на основании приказа о том, что работник принят на работу в профессии (должности), дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая прямо предусмотрена Списками № 1, 2, то эта запись может служить подтверждением постоянной занятости работника на работе, дающей право на указанную пенсию.

В соответствии с Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2 1956г. и 1991г., а также «малыми Списками», то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Таким образом, период работы истца до 01.01.1992 в филиале СП «ВИЗ-ТБ» подлежит зачету в его специальный стаж без дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня, в связи с чем доводы жалобы об обратном являются несостоятельными.

В пункте 5 Разъяснений Министерства Труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.

Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, исчисляются по фактически отработанному времени.

Как следует из материалов дела, с 01.01.1992 истец продолжил работать в филиале СП «ВИЗ-ТБ».

Вместе с тем, документы, свидетельствующие о постоянной занятости истца, то есть не менее 80% рабочего времени в период с 01.01.1992 по 01.11.1992, в материалах дела отсутствуют. Данные, имеющиеся в трудовой книжке и в архивной справке от 23.08.2019 № 1.4-9/63, занятость истца полный рабочий день не подтверждают. Напротив, из архивной справки следует, что имели место не полностью отработанные месяцы, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж по фактически отработанному времени, который составил 7 месяцев 7 дней.

Таким образом, льготный период работы истца составит 8 лет 7 месяцев 16 дней (зачтен пенсионным органом) + 5 месяцев 29 дней (с 02.07.1991 по 31.12.1991 в календарном порядке) + 7 месяцев 7 дней (с 01.01.1992 по 01.11.1992 с учетом фактически отработанного времени) = 9 лет 8 месяцев 22 дня.

Из трудовой книжки и военного билета А. следует, что в период с 22.06.1988 по 21.05.1990 истец проходил службу в рядах Советской Армии.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

На основании пункта 109 данного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим, в том числе на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Подпунктом "к" пункта 109 данного Положения предусмотрена служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Указанное выше Положение позволяет приравнять период службы в армии к соответствующей работе истца в должности литейщика на машинах литья под давлением в литейном производстве по увольнении со службы в запас, выполнение которой дает право на досрочное пенсионное обеспечение, исчисление стажа в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.

Приравнивание периода военной службы к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, производится с соблюдением правила, установленного предпоследним абзацем пункта 109 Положения - в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Включение в специальный стаж истца периодов с 02.07.1991 по 31.12.1991 в календарном порядке и с 01.01.1992 по 01.11.1992 по фактически отработанному времени позволяет зачесть период службы в армии в полном объеме. Вместе с тем, поскольку ответчик уже включил в льготный стаж период службы в армии с 22.06.1988 по 12.05.1989, то включению подлежит оставшийся период службы с 13.05.1989 по 21.05.1990. (1 год 8 дней).

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N590, утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", общие положения которого стали действовать с 01.01.1992.

Поскольку прохождение истцом службы в армии началось в период, когда нормы действующего на тот момент законодательства предусматривали включение периода службы в специальный стаж, то суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанный период подлежит включению в специальный стаж.

Доводы жалобы ответчика о неправомерном применении судом к правоотношениям, возникшим после 01.01.1992, пункта 109 Положения подлежат отклонению.

Частью 8 статьи 13 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Как указано ранее, в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости к лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список № 1 от 22.08.1956 № 1173 для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Согласно подпункту "а" пункта 3 названного постановления Правительства Российской Федерации по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных, в том числе в абзаце третьем подпункта "а" данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

На момент призыва истца на службу в армию действовало постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", пунктом 109 которого было определено, что в общий стаж работы засчитывались, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").

Статья 133.1 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в спорный период и утратившего силу с 01.01.2002, предусматривала, что время выполняемых до 01.01.1992 подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 01.01.1992 право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего закона.

Согласно приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права (Постановление от 29.01.2004 N 2-П).

В абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Из приведенного правового регулирования, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права суд пришел к обоснованному выводу о включении периода службы истца в армии в специальный стаж в полном объеме. В связи с изложенным, доводы жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются.

Учитывая, что истец с учетом спорных периодов на 17.08.2019 имел необходимый специальный стаж - 10 лет, суд верно назначил истцу досрочную пенсию по старости с даты возникновения на нее права (с даты достижения возраста 50 лет) – с 17.08.2019.

Принимая во внимание, что в целом вопрос о назначении истцу пенсии с указанной даты разрешен судом верно, судебная коллегия полагает возможным, не изменяя решение суда, уточнить его резолютивную часть указанием на верные периоды, подлежащие включению в специальный стаж, и порядок их исчисления.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края - без удовлетворения.

Уточнить абзац второй резолютивной части данного решения суда:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края включить в специальный стаж А. периоды работы с 02.07.1991 по 31.12.1991 (в календарном порядке), с 01.01.1992 по 01.11.1992 (по фактически отработанному времени) в филиале советско-китайского совместного предприятия «Владивостокский инструментальный завод Тиан Бао Корпорэйшн» г.Рубцовска в качестве литейщика на машинах для литья под давлением; период службы с 13.05.1989 по 21.05.1990 в Советской Армии; назначить А. досрочную страховую пенсию по старости с 17.08.2019.


Председательствующий:
Судьи:

33-4252/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Аксенов Е.В.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г.Рубцовске
Другие
Берсенева Т.В.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
04.06.2020Передача дела судье
10.06.2020Судебное заседание
10.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее