Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2023 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Скулкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства О. Российской Федерации к Кунову С. Л. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, сносе самовольной постройки,
установил:
Министерство О. Российской Федерации обратилось в суд с иском, впоследствии уточненным, в котором просит истребовать из чужого незаконного владения Кунова С. Л. земельный участок, площадью 575+/- 8 кв.м. кадастровый №, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ш. Фиолентовское, <адрес>, а также обязать ответчика за свой счет снести в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу объект незавершенного капитального строительства, расположенный на вышеуказанном земельном участке.
В обоснование заявленных требований указано, что спорный земельный участок передан из собственности города Севастополя в федеральную собственность на основании распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность». Земельный участок военного городка №, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, мыс Лермонтова (Лермонтова дача), поставлен на государственный кадастровый учёт как ранее учтённый, кадастровый №, категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для обслуживания административно-технической зоны». При осмотре имущественного комплекса военного городка № истцом выявлено пересечение границ земельных участков, принадлежащих истцу и ответчику. Границы спорного земельного участка, принадлежащего ответчику, на местности не определены, на территории участка расположен объект незавершенного капитального строительства. Министерство О. Российской Федерации полагает, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки требованиям законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца Разумов С.В., также являющийся представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, поддержал иск по основаниям, в нем изложенным, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Кунов С.Л. и его представитель Кунова О.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Кузьмин В.И. в судебном заседании также возражал против удовлетворения исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая задачи судопроизводства, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах.
В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ каждая сторона обязана добросовестно пользоваться процессуальными правами, не явившиеся в судебное заседание стороны распорядились процессуальными правами по своему усмотрению. При изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, исходя из того, что реализация участниками своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также принимая во внимание сроки рассмотрения гражданских дел, установленных ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств для рассмотрения искового заявления, по существу.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, так как о времени и месте проведения судебного заседания они извещены в установленном процессуальным законом порядке.
Выслушав представителя истца, ответчика и его представителя, представителей третьих лиц, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 566-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 888-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что на основании решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № выдан государственный акт на право постоянного пользования землёй II-КМ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, мыс Лермонтова (Лермонтова дача), площадью 5,8289 га, передан в постоянное пользование военной части 10158 министерства О. Украины.
Согласно Распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» недвижимое имущество военного городка №, расположенное по адресу: г. Севастополь, мыс Лермонтова, в количестве 11 зданий и сооружений, а также земельный участок, площадью 5,8289 га, безвозмездно переданы из собственности города Севастополя в федеральную собственность, что подтверждается актом приема-передачи имущества к распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, мыс Лермонтова (Лермонтова дача), площадью 58289 +/- 1 кв.м поставлен на кадастровый учёт, и ему присвоен кадастровый №. Объект недвижимости имеет статус «актуальный, ранее учтенный», категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для обслуживания административно-технической зоны. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно акту осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному Врио начальника ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений», на земельный участок военного городка № площадью 5,8289 га имеется полное наложение 18 земельных участков третьих лиц, в том числе земельного участка с кадастровым номером 91:01:006001:1258, правообладателем которого является Кунов С.Л. На территории земельного участка расположен объект незавершённого капитального строительства.
По мнению истца, спорный земельный участок незаконно образован за счет части земельного участка, предоставленного войсковой части 10158 Министерства О. Украины в постоянное пользование, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношений.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон №-ЗС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона №-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Постановлением Правительства города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Положениями статьи 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент образования спорного земельного участка) предусмотрено право на завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, которое осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Согласно статье 77 Земельного Кодекса Украины земли О., предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находиться как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель О. определяется законом.
В соответствии со ст. 2 закона Украины «Об использовании земель О.», войсковым частям для выполнения возложенных на них функций, земельные участки передаются в постоянное пользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины. Особенности предоставления земельных участков войсковым частям, определяются Кабинетом Министров Украины.
Кроме того, согласно части 3 ст. 2 Закона Украины «Об использовании земель О.», размеры земельных участков необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.
Приказом М. О. Украины № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Положение о порядке предоставления в пользования земель для нужд Вооруженных сил Украины, в частности пунктом 44 заместителю М. О. Украины предоставлено право на изъятие земельных участков, которые не используются Вооруженными силами Украины площадью до 50 га, а также на передачу земельных участков органам местного самоуправления.
В протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по вопросам использования имущественных комплексов, другого недвижимого войскового имущества и земель О., которые высвобождаются в ходе реформирования Вооруженных сил Украины, под номером 10 указан земельный участок военного городка №, площадью 2,1 га, расположенный в городе Севастополе.
Рассмотрев письмо Крымского территориального квартирно-эксплуатационного управления Министерства бороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении права постоянного пользования и передаче в земли города, план земельных участков, подлежащих передаче в земли города, акт обследования земельного участка Комиссии по приему-передаче земельных участков от Севастопольской КЭЧ (морской) по вопросам перевода земельных участков из категории земель О. в земли запаса от ДД.ММ.ГГГГ, Решением XIV Сессии Севастопольского городского Совета V созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О прекращении Севастопольской КЭЧ (морской) права постоянного пользования земельным участком площадью 2,1000 га в <адрес>, м. Фиолент (Лермонтова дача), предоставленного войсковой части А1497 (10158) Министерства О. Украины для размещения и постоянной деятельности военного городка №» прекращено Севастопольской квартирно-эксплуатационной части (морской) право постоянного пользования частью земельного участка общей площадью 2,1000 га, в том числе: земельный участок № площадью 1,0000 га и земельный участок № площадью 1,1000 га, расположенного в <адрес>, м. Фиолент (Лермонтова дача), предоставленного войсковой части А1497 (10158) Министерства О. Украины для размещения и постоянной деятельности военного городка №.
Пунктом 2.1 данного Решения на Севастопольскую КЭЧ возложена обязанность в двухмесячный срок представить в Главное управление Госкомзема в г.Севастополе государственный акт на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный № для внесения соответствующих изменений.
Земельный участок площадью 2,1 га передан Севастопольскому городскому Совета по акту приема-передачи в установленном порядке (пункт 2.2 вышеуказанного Решения Севастопольского городского Совета).
В соответствии с письмом Главного управления Госкомзема в г.Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью 2,1 га, входивший в состав земель военного городка №, расположенного в районе м.<адрес> (Лермонтова дача), на основании решения М. О. Украины от ДД.ММ.ГГГГ №/з был исключён из учётных данных управления как земельный участок, относящийся к категории земель О..
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № командир войсковой части А3318 Борисенко О.П. обратился к начальнику Главного управления Государственного комитета по земельным ресурсам в г.Севастополе с просьбой выдать новый государственный акт на земельный участок площадью 3,73 га, поскольку первый экземпляр был утрачен в 2004 году.
Согласно акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок, расположенный в <адрес> м. Фиолент (Лермонтова дача) площадью 2,1 га Ялтинской КЭЧ района МО Украины передан Севастопольскому городскому главному управлению земельных ресурсов.
Из технической документации по землеустройству от 2011 года усматривается, что на основании заявления войсковой части А3318 Министерства О. Украины инженером землеустроителем разработана техническая документация, на основании которой главным управлением земельных ресурсов в городе Севастополе земельному участку общей площадью 3,7306 га, присвоен кадастровый №.
Также вышеуказанной технической документацией определены каталоги координат граничных точек земельных участков № и № площадью 1.0000 га и 1.1000 га соответственно, подлежащих передаче в Севастопольский горсовет для вывода земельных участков из состава земель О. Министерства О. Украины (Военный городок № в районе Лермонтовой дачи).
В ходе выполнения работ по разработке технической документации на земельный участок площадью 3,7306 га, находящегося в пользовании войсковой части А3318 Министерства О. Украины, проведено согласование границ участка со смежными землепользователями, границы земельного участка закреплены в натуре на местности межевыми знаками, которые переданы на сохранение командиру войсковой части А3318.
Таким образом, исходя из вышеизложенных установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что из первоначально предоставленного в постоянное пользование войсковой части 10158 Министерства О. Украины земельного участка площадью 5,8289 га в установленном действовавшим на тот момент законодательством порядке были выделены 2 земельных участка общей площадью 2,1 га, которые переданы Севастопольскому городскому Совету.
Впоследствии правообладателем оставшейся части земельного участка площадью 3,7306 га были осуществлены действия, направленные на разработку технической документации, постановке участка на кадастровый учет и получение государственного акта на земельный участок площадью 3,7306 га с учетом площади земель, переданных в пользование Севастопольского городского совета.
Между тем, земельный участок военного городка №, расположенного по адресу: г.Севастополь, мыл Лермонтова (Лермонтова дача), был поставлен на кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости с указанием площади 58289 кв.м. на основании копии утратившего силу государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего сведения о земельном участке без учета последующей передачи его части площадью 2,1 га в пользование Севастопольского городского Совета.
Как установлено судом, в ходе рассмотрения дела на основании заявления представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управлением государственной регистрации и кадастра города Севастополя осуществлены действия по исправлению технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:01:006001:137, в частности площадь участка изменена с 58289 кв.м. на 37306 кв.м., а также внесены сведения о ранее присвоенном кадастровом номере 85363000000:06:001:0548.
Таким образом, в настоящее время сведения о земельном участке военного городка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, внесены с учетом прекращения права пользования Севастопольской квартирно-эксплуатационной части на часть земельного участка площадью 2,1 га, впоследствии переданную Севастопольскому городскому Совету.
В силу ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 55 частью 3 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения О. страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 8 ст. 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ). Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Решением XV Сессии Севастопольского городского Совета V созыва от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га, испрашиваемого гр.Иванченко С.А. для индивидуального жилищного строительства по <адрес>, 114/4; Иванченко С.А. дано согласие на разработку плана землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка.
Рассмотрев заявление Иванченко С.А. о завершении оформления права на земельный участок, предоставленного ему на основании вышеуказанного решения Севастопольского городского Совета о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятого до ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, 114/4, площадью 575 кв.м. кадастровый квартал 91:01:006001.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ Иванченко С.А. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером 91:01:006001:1258, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, 114/4, площадью 575 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи Иванченко С.А. продал земельный участок с кадастровым номером 91:01:006001:1258, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, 114/4, площадью 575 кв.м., Кунову С.Л.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
На основании ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальным органом.
Юридически значимым обстоятельством по данному спору является анализ предоставленных письменных доказательств, в том числе подготовленных уполномоченными органами власти документов, относительно смежной границы земельных участков истцов и ответчиков на местности и соответствие указанных сведений координатам характерных точек и линейных размеров земельного участка, содержащихся в ЕГРН.
Согласно ч. 8 ст. 22 ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 10 ст. 22 ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право собственности на земельный участок с кадастровым номером 91:01:006001:1258 зарегистрировано за Куновым С.Л. ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из заключения специалиста №-А от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Офкадин», границы земельного участка ответчика согласно проекту землеустройства 2009 года и согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости не накладываются на границы земельного участка истца согласно технической документации 2011 года после выведения из состава земель Министерства О. и передачи Севастопольскому городскому Совету земельных участков № и № общей площадью 2,1 га.
Земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, ш.Фиолентовское, 114/4, полностью расположен в границах земельного участка №, выведенного из состава земель Министерства О. и переданного Севастопольскому городскому Совету на основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заключение специалиста соответствует положениям ст. 55 ГПК РФ, принимается судом в качестве доказательства, соответствующего требованиям относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60, 67 ГПК РФ).
Проанализировав содержание заключения специалиста, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. В обоснование сделанных выводов специалист приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации, образовании.
Доказательств ошибочности представленного заключения специалиста суду не представлено, в связи с чем при разрешении заявленных исковых требований суд принимает во внимание вышеуказанное заключение ООО «Офкадин» в качестве относимого и допустимого доказательства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что земельный участок ответчика как на момент предоставления его предыдущему собственнику права на разработку технической документации, так и на момент его образования и предоставления на праве собственности не входил в состав военного городка №.
На необоснованность доводов истца об образовании земельного участка ответчика за счет земель О. также указывает план отведения и кадастровый план земельного участка, являющиеся частью технической документации, разработанной при образовании спорного земельного участка, согласно которым от точки А до точки Б участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, 114\4, граничит с землепользованием войсковой части А3318 Министерства О. Украины.
В акте приема-передачи межевых знаком от ДД.ММ.ГГГГ также содержится указание на согласование границы от точки А до точки Б с землепользователем смежного земельного участка – войсковой частью А3318 Министерства О. Украины, что подтверждается подписью уполномоченного должностного лица, а также печатью войсковой части.
Право собственности первоначального владельца земельного участка Иванченко С.А. возникло на основании актов государственного органа Украины и Российской Федерации, уполномоченных на образование и предоставление земельных участков в собственность, в последующем на основании договора купли-продажи право собственности перешло к ответчику Кунову С.Л., которое, как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости, зарегистрировано в установленном законом порядке.
Государственная регистрация за Куновым С.Л. права собственности на земельный участок свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.
В силу положений ст.210 ГПК РФ собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что в свою очередь, предполагает должное оформление своего права (регистрацию) и его защиту.
При вышеуказанных обстоятельствах расценивать поведение ответчика, а также первоначального правообладателя спорного земельного участка в данном случае как противоправное и недобросовестное, по мнению суда, оснований не имеется.
Ссылки истца на то, что при образовании земельного участка ответчика была нарушена процедура его передачи в собственность, судом отклоняются как необоснованные. Решение о передаче части земельного участка военного городка Севастопольскому городскому Совету принято уполномоченным должностным лицом, в последующем войсковой частью совершены действия по разработке технической документации, постановке на кадастровый учет и регистрации права на земельный участок площадью 3,7306 га.
Кроме того, ответственность за нарушение порядка передачи земельного участка в случае подтверждения данного обстоятельства, допущенное со стороны органа власти, не может быть возложена на гражданина.
В силу ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В силу п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения О. могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам военных объектов.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли О., безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Положениями пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности (пункт 10 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об О.").
Постановлением Правительства Российской Федерации N 405 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области О. страны (далее Положение N 405).
В соответствии с п. 2 Положения N 405 запретной зоной является территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Зона охраняемого военного объекта является территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 384 утверждены Правила определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон (далее Правила N 384), которые устанавливают порядок определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон.
Целями установления зон охраняемых объектов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов (п. 1 Правил N 384).
В соответствии с п. 2 Правил N 384, размер зоны охраняемых объектов и ее границы определяются с учетом размера земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и застройки вокруг него, рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов. Расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ указанной зоны не должно превышать 1 километр.
Истцом не представлено надлежащих доказательств, что спорный земельный участок в настоящее время в установленном законом порядке отнесен к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 301 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Частью 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено: если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Поскольку добросовестное приобретение в смысле статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только тогда, когда имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права отчуждать это имущество, последствием сделки, совершенной с таким нарушением, является не двусторонняя реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация) (пункт 3.1).
Из приведенных положений закона и актов его толкования следует, что зарегистрированное право собственности лица, владеющего имуществом, приобретенным по сделке не у истца, а у другого лица, может быть оспорено истцом путем истребования этого имущества по основаниям, предусмотренным статьей 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, с установлением всех необходимых для этого обстоятельств, в том числе связанных с защитой прав добросовестного приобретателя, и с соответствующим распределением обязанностей по доказыванию.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (ч. 2 ст. 57, ст. ст. 62, 64, ч. 2 ст. 68, ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
Между тем, в нарушение вышеуказанных требований закона истцом не представлено каких-либо доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости, свидетельствующих об образовании спорного земельного участка из земель О., находившихся в постоянном пользовании или собственности войсковой части, Министерства О. Украины или Министерства О. Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования об истребовании спорного земельного участка из незаконного владения ответчика являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости (правовая позиция, изложенная в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"; далее - постановление N 10/22).
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, на спорном земельном участке находится объект незавершенного строительства, о сносе которого, как возведенного в пределах принадлежащего истцу земельного участка, заявлено в иске.
Согласно ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно Постановлению Верховного Суда Российской Федерации N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", для правильного разрешения дел данной категории необходимым является установление обстоятельства, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила землепользования и застройки и т.д. (п. 26).
Само по себе строительство без разрешительных документов, в том числе разрешения на строительство, не является основанием для сноса строящегося объекта недвижимости при отсутствии данных, свидетельствующих о том, что именно этим постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Аналогичная позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в котором в частности указано, что сами по себе отдельные нарушения, которые могут быть допущены при предоставлении земельного участка для строительства и при возведении постройки, в том числе градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица, осуществившего ее, нарушений, указанных в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обращено внимание судов, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений (статьи 10, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом вопросы существенности допущенных при возведении самовольной постройки градостроительных норм и правил являются правовыми и относятся к компетенции суда.
Указано, что к существенным нарушениям строительных норм и правил относятся, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения ст. 10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
Несоблюдение конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, несоответствие избранного истцом способа защиты характеру и степени допущенного нарушения является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, как указано выше, само по себе наличие каких-либо нарушений при возведении спорной постройки, без установления их существенного, а равно неустранимого, характера, а также наличия нарушения прав истца либо иных лиц, в чьих интересах истец вправе выступать, не является основанием для сноса данного строения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что строительство объекта капитального строительства осуществлено ответчиком в пределах принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования при отсутствии доказательств допущения существенных нарушений строительных норм и правил. Кроме того, с учетом отказа в удовлетворении исковых требований об истребовании спорного земельного участка из незаконного владения ответчика, возведение строения на земельном участке само по себе прав и законных интересов истца не нарушает, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
При указанных обстоятельствах основания для признания возведенного ответчиком строения самовольным отсутствуют, в связи с чем исковые требования о сносе самовольной постройке являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.