08 декабря 2020 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,
при секретаре Ервандян К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Сидоренко В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконным бездействия в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Сидоренко В.И. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является собственником (Свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ года) земельного участка - кадастровый номер № площадью 1020 кв.м,, и находящегося на указанном земельном участке нежилого помещения (Свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ) кадастровый номер №, расположенные по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ и по сей день состоит в браке с Сидоренко Т.А. (до брака Яицкая), о чем в книге регистрации актов о заключении браков сделана запись № Домом бракосочетания Пролетарского района г. Ростова-на-Дону. Как указывает административный истец, ДД.ММ.ГГГГ года он через Интернет-портал государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, подал 2 заявления в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о регистрации права общей совместной собственности супругов на здание и земельный участок. Получил ДД.ММ.ГГГГ года на электронную почту Информацию о поступлении документов на государственную регистрацию: Заявлению на здание был присвоен номер №; Заявлению на земельный участок №. Так же в указанных электронных письмах содержалась информация о необходимости оплатить госпошлину в размере 1400 рублей за каждое заявление до ДД.ММ.ГГГГ года, и были указаны коды платежей. Госпошлина была оплачена ДД.ММ.ГГГГ года. О чем истец сообщил Росреестру на адрес <данные изъяты> с приложением платежных документов. Изредка он отслеживал в личном кабинете на Портале изменения статуса объектов недвижимости в личном кабинете, когда ДД.ММ.ГГГГ года не увидел
никаких изменений, т.е. право общей совместной собственности супругов не было зарегистрировано, в тот же день - ДД.ММ.ГГГГ года, так же через Портал, обратился в Управление по РО с Запросом о выяснении статуса его заявлений. ДД.ММ.ГГГГ года на электронную почту административный истец получил ответ от Управления по Ростовской области, из которого ему стало известно, во-первых, что заявления «направленные в электронном виде, в Управление не поступили», а также ему сообщили, что «Портал Росреестра, его функциональные особенности и администрирование находятся в компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)». Предложили по вопросам функционирования электронных сервисов портала обращаться в тех. поддержку Росреестра. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ года административный истец получил два «Уведомления о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения»: № - заявление на здание; № - заявление на земельный участок. Из Уведомлений административному истцу стало известно, что по обоим заявлениям ещё «ДД.ММ.ГГГГ года в связи с отсутствием информация об уплате государственной пошлины за совершение указанного регистрационного действия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и непредставлением документа об уплате государственной пошлины, принято решение о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения». Тогда как, ДД.ММ.ГГГГ года Управление по РО отрицало сам факт получения заявлений. С целью быстрее произвести регистрацию общей совместной собственности супругов, не обжалуя необоснованный отказ в принятии заявлений административный истец ДД.ММ.ГГГГ года повторно подал через Портал в Управление по РО Заявления о регистрации права общей совместной собственности супругов № Поскольку госпошлина была оплачена ранее попросил принять указанные заявления и произвести регистрацию права совместной собственности супругов. ДД.ММ.ГГГГ года обратился и в ЦА Росреестра пояснив ситуацию и попросил проконтролировать соблюдение закона (портальный номер обращения №), per. № от ДД.ММ.ГГГГ года административный истец получил ответ от Росреестра, сводящийся к следующему «регистрация прав и кадастровый учет осуществляется территориальными органами Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости». Административный истец снова обратился в Управление по РО и снова ДД.ММ.ГГГГ года (заявление
было подано ДД.ММ.ГГГГ года) получил два Уведомления № и № о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения, с аналогичными причинами возврата заявление. Решения о возврате, принятые ДД.ММ.ГГГГ года, также невозможно было скачать по предложенной ссылке. Считает действия Управления по РО по возврату его заявлений без рассмотрения: № от ДД.ММ.ГГГГ года; № от ДД.ММ.ГГГГ года; № от ДД.ММ.ГГГГ года; № от ДД.ММ.ГГГГ года - незаконными и необоснованными, так же, как и бездействие по регистрации права совместной собственности супругов. Также считает незаконным бездействие Управления по РО, выразившееся в том, что до настоящего момента право совместной собственности супругов не зарегистрировано. Незаконным считает и грубое нарушение Управлением по РО сроков направления уведомлений о возврате заявлений без рассмотрения, предусмотренных ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Считает незаконным предоставление Заявителю недостоверной информации. Кроме того, считает незаконным бездействие Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившееся в неисполнении возложенных на это учреждение обязанностей, предусмотренных п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд признать бездействие/действия Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, выразившееся: в возврате заявлений № от ДД.ММ.ГГГГ года и № от ДД.ММ.ГГГГ года без рассмотрения, незаконными; признать незаконным не проведение регистрации права общей совместной собственности супругов на объекты недвижимости; незаконным грубое нарушение сроков направления уведомления о возврате заявления без рассмотрения; сообщение информации о том, что и заявления не были получены Управлением по РО, опровергнутое сообщением же Управления по РО о возврате «неполученных» сообщений. Признать бездействие Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившееся в отсутствии контроля за деятельностью органов регистрации права и не обеспечении соблюдения порядка ведения ЕГРН. Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области произвести регистрацию общей совместной собственности супругов по указанным выше объектам недвижимости.
Административный истец Сидоренко В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание явилась представитель административного истца Петрова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, административные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание явился представитель административных ответчиков Мирошниченко А.С., действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ года, административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Дело в отсутствие административного истца Сидоренко В.И. рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из приведенного выше положения действующего процессуального закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.
Пунктом 9 статьи226 КАС РФпредусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемогодействия(бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 11 указанной нормы закона закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемыедействия(бездействие).
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом о регистрации сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ (ред. от 01.07.2017 года) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом о регистрации порядке.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
При этом в соответствии с требованиями ст.ст. 14, 29 Закона о регистрации регистрационные действия начинаются со дня приема заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
В силу положений ч. 2 ст. 18 Закона о регистрации заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров,
который опубликован на официальном сайте в сети Интернет: http://www.rosreestr.ni/.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте (ч. 3 ст. 18 Закона о регистрации).
Кроме того, порядок представления заявлений установлен Приказом
Минэкономразвития России от 26.11.2015 года № 883 «Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости».
Формы заявлений, а также требования к их формату в форме электронного документа установлены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 920 «Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражений в
отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о
невозможности государственной регистрации права без личного участия
правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении
зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых к ним документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ».
Судом установлено, что административный истец Сидоренко В.И. является собственником земельного участка - кадастровый номер № площадью 1020 кв.м. и находящегося на указанном земельном участке нежилого помещения кадастровый номер №, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время Сидоренко В.И. состоит в браке с Сидоренко Т.А. (до брака Яицкая).
ДД.ММ.ГГГГ года он через Интернет-портал государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, Сидоренко В.И. подал два заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о регистрации права общей совместной собственности супругов на здание и земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ года на электронную почту Сидоренко В.И. получил информацию о поступлении документов на государственную регистрацию: Заявлению на здание был присвоен номер №; заявлению на земельный участок №. Так же, в указанных электронных письмах содержалась информация о необходимости оплатить госпошлину в размере 1400 рублей за каждое заявление до ДД.ММ.ГГГГ года, и были указаны коды платежей.
Госпошлина была оплачена ДД.ММ.ГГГГ года, о чем Сидоренко В.И. сообщил Росреестру на адрес <данные изъяты> с приложением платежных документов.
ДД.ММ.ГГГГ года Сидоренко В.И. через Портал обратился в Управление Росреестра по РО с запросом о выяснении статуса заявлений.
ДД.ММ.ГГГГ года истцом были получены два Уведомления о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения»: № - заявление на здание; № - заявление на земельный участок. Из Уведомлений усматривается, что по обоим заявлениям ДД.ММ.ГГГГ года в связи с отсутствием информация об уплате государственной пошлины за совершение указанного регистрационного действия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и непредставлением документа об уплате государственной пошлины, принято решение о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения».
Сопровождение сайта Росреестра осуществляет служба технической
поддержки в соответствии с техническим заданием, сформированным
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии
(Росреестр). Полномочия по техническому сопровождению сайта Росреестра www.rosreestr.ru у территориального органа Росреестра (Управления) отсутствуют.
Вместе с тем, существует возможность подать запрос непосредственно в службу технической поддержки сайта Росреестра, в том числе предложения по доработке сайта.
ДД.ММ.ГГГГ года Сидоренко В.И. повторно подал через Портал в Управление по РО Заявления о регистрации права общей совместной собственности супругов №
ДД.ММ.ГГГГ года Сидоренко В.И. обратился и в ЦА Росреестра, пояснив ситуацию, и попросил проконтролировать соблюдение закона (портальный номер обращения № per. № от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года административный истец получил ответ от Росреестра, сводящийся к следующему «регистрация прав и кадастровый учет осуществляется территориальными органами Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости».
Административный истец снова обратился в Управление Росреестра по РО, ДД.ММ.ГГГГ года получил два Уведомления № о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения, с аналогичными причинами возврата заявлений.
Уведомления о возврате документов без рассмотрения № были сформированы сайтом автоматически, исходя из фактического отсутствия в заявлениях Сидоренко В.И. документов об оплате государственной пошлины.
Кроме того, в заявлении о регистрации права общей совместной собственности Сидоренко В.И. в качестве приложения указано исключительно свидетельство о заключении брака.
При этом правоустанавливающие документы, свидетельствующие о
переходе права собственности, также отсутствовали. Отсутствовали и
документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.
В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества,
совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте
расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные
уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Таким образом, Сидоренко В.И. не предоставил правоустанавливающие документы в отношении спорных объектов недвижимого имущества, доказательства оплаты государственной пошлины, в связи с этим Управление направило Сидоренко В.И. уведомления о возврате документов без рассмотрения.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить; имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение
требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что со стороны Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области отсутствует нарушение права заявителей, которое требует защиты путем предъявления заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, поскольку законом не установлен иной порядок для государственного кадастрового учета, нежели указанный.
Обязательным условием удовлетворения заявления об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области является установление факта несоответствия действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области требованиям закона. Между тем, неправомерных действий в отношении заявителя Управлением совершено не было.
Исполнение государственным органом обязательных требований Закона о регистрации не может характеризовать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области как незаконные.
Следовательно, решение государственного регистратора о возврате заявлений Сидоренко В.И. о регистрации права общей совместной собственности супругов на объекты недвижимости было принято в строгом соответствии с положениями п. 3 ст. 25 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Всоответствиис п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,государственногоили муниципального служащего иправалибо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая установленные судом фактические обстоятельства настоящего административного дела, а именно: соответствие действий государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области требованиям закона, отсутствие нарушения прав и законных интересов Сидоренко В.И. оспариваемыми действиями государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, суд приходит к однозначному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Сидоренко В.И. в данном случае не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Сидоренко В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконным бездействия в государственной регистрации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2020 года.
Cудья Л.В. Захаренко