Р Е Ш Е Н И Е
«05» августа 2015 года г.Зарайск
Судья Зарайского городского суда Московской области Бондаренко Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Администрации города Зарайска Маркович В.В. на постановление №5.2-Пс/0216-1125вн-2015 государственного инспектора Отдела по надзору за газораспределением, газопотреблением и котлонадзору Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Зудилина В.А. от 16.04.2015г. и материалы административного дела №12-22/2015 в отношении Администрации города Зарайска, в отношении которой ведется административное производство по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
16.04.2015г. постановлением государственного инспектора Отдела по надзору за газораспределением, газопотреблением и котлонадзору Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Зудилина В.А. №5.2-Пс/0216-1125вн-2015 Администрация города Зарайска была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере --- (---) рублей.
24.04.2015г. руководитель Администрации города Зарайска Маркович В.В. обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Зудилина В.А. №5.2-Пс/0216-1125вн-2015 от 16.04.2015г., указав, что она не согласна с ним, считает его незаконным и необоснованным.
Жалоба мотивирована следующими доводами:
Руководитель Администрации города Зарайска отмечает, что лицензированию на основании ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования, в том числе к деятельности в области промышленной безопасности (к работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте).
По смыслу норм федерального законодательства к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся: проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в не образовательных учреждениях.
Согласно п.5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998г. №1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
В соответствии со статьями 9-11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью, соответственно, предъявляются к организациям, эксплуатирующим опасный производственный объект.
Руководитель Администрации города Зарайска настаивает, что федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к организациям, эксплуатирующим опасный производственный объект, и не относятся к органам местного самоуправления, включая местную администрацию, которые хотя и обладают правами юридического лица, но имеют особое правовое положение.
Согласно ч.2 ст.41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления как муниципальные казенные учреждения образуются для осуществления управленческих функций, то есть публично-правовых функций по решению вопросов местного значения. Права и обязанности по гражданско-правовым обязательствам, приобретаемые органами местного самоуправления, принадлежат не им как юридическим лицам, а муниципальному образованию, от имени которого они действуют как органы власти.
По общему правилу юридическое лицо может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом или учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой целью обязанности. Участие юридических лиц в гражданских правоотношениях имеет определенные пределы.
В соответствии со ст.24 Устава муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области Администрация города Зарайска является исполнительно-распорядительным органом городского поселения Зарайск, наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
Государственные органы и органы местного самоуправления наделены правами юридического лица. Они осуществляют хозяйственную деятельность от имени населения соответствующей публично-территориальной единицы (всей Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования). В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами гражданско-правовых отношений и выступают в этом качестве при владении и пользовании закрепленным за ними имуществом, а также при распоряжении средствами, выделенными им по смете или полученными по иным основаниям, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством и обусловленных правовой природой самих органов.
Перечисляя участников гражданско-правовых отношений, Гражданский Кодекс Российской Федерации называет физических и юридических лиц, а также иных субъектов, наделенных правом на участие в названных правоотношениях. К иным субъектам отнесены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, и муниципальные образования (ч.1 ст.2, ст.124 ГК РФ). Определяя организационно-правовой статус публично-территориального образования, законодательство не отождествляет публично-территориальные единицы (Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования) с юридическим лицом, а лишь устанавливает для них относительно равные с юридическими лицами права на участие в гражданско-правовых отношениях.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация, как орган местного самоуправления, в соответствии с Уставом не осуществляет такой вид деятельности как деятельность в области промышленной безопасности.
В соответствии с Законом Московской области от 25.04.2008г. №55/2008-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Зарайским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Зарайск» (принят постановлением Мособлдумы от 17.04.2008г. №7/40-П) (вместе с Перечнем муниципального унитарного предприятия и муниципального имущества Зарайского муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городскому поселению Зарайск Зарайского муниципального района Московской области»), постановлением Администрации Зарайского муниципального района от 12.09.2008г. №1183/9 «Об утверждении акта приема – передачи имущества, находящегося в собственности Зарайского муниципального района Московской области и передаваемого в собственность городского поселения Зарайск по передаче имущества для организации благоустройства и озеленения территории поселения», постановлением Главы города Зарайска от 12.01.2009г. №02 «О принятии имущества в казну» в собственности муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области значится памятник в честь погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. по адресу: (адрес 1)(сквер) как объект благоустройства историко-культурного значения в границах земельного участка площадью --- га, а не как опасный производственный объект.
По смыслу ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях субъектами рассматриваемых правонарушений являются граждане, должностные лица, юридические лица, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Поскольку Администрация города Зарайска не является юридическим лицом, чья деятельность функционально связана с опасным производственным объектом, а также не является собственником опасного производственного объекта, основания для признания её субъектом вмененного административного правонарушения отсутствуют, а, следовательно, действия Администрации не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководитель Администрации города Зарайска Маркович В.В. считает, что при изложенных обстоятельствах постановление государственного инспектора Отдела по надзору за газораспределением, газопотреблением и котлонадзору Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Зудилина В.А. №5.2-Пс/0216-1125вн-2015 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению, в связи с отсутствием в действиях Администрации города Зарайска состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель Администрации города Зарайска Грузнова Т.В. полностью поддержала доводы, изложенные в жалобе, и пояснила, что по состоянию на 08.04.2015г. (дата выявления правонарушения) и на 16.04.2015г. (дата привлечения к административной ответственности) подземный газопровод низкого давления Ду 50 мм, протяженностью --- п.м., расположенный по адресу: (адрес 1)(памятник «Вечный огонь»), находится в собственности ГУП МО «Мособлгаз», техническое обслуживание вышеуказанного газопровода осуществляется филиалом указанной организации «Ступиномежрайгаз».
В судебном заседании государственный инспектор Отдела по надзору за газораспределением, газопотреблением и котлонадзору Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Зудилин В.А. пояснил, что на дату проведения проверки в Отделе не имелось информации о том, что техническое обслуживание памятника «Вечный огонь» в составе памятника в честь погибших
в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. по адресу: (адрес 1)(сквер) осуществляет филиал ГУП МО «Мособлгаз» «Ступиномежрайгаз». При установленных обстоятельствах согласился с тем, что в действиях/бездействии Администрации города Зарайска отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы Администрации города Зарайска судья отмечает, что в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
08.04.2015г. государственным инспектором Отдела по надзору за газораспределением, газопотреблением и котлонадзору Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Зудилиным В.А. в отношении Администрации города Зарайска составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что 08.04.2015г. в 16 часов при проведении мероприятий по контролю (надзору) на опасном производственном объекте - памятник в честь погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. (вечный огонь), расположенном по адресу: (адрес 1), принадлежащем (находящемся в эксплуатации) Администрации города Зарайска, выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:
1. Администрация города Зарайска осуществляет деятельность без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности, что является нарушением требований п.12 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и п.2 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.06.2013г. №492., ч.1 ст.6, ч.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Не произведена регистрация опасного производственного объекта в государственной реестре, что является нарушением требований ч.2 ст.2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. Не заключен договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, что является нарушением требований ст.10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
4. Организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, что является нарушением требований ч.1 ст.11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
5. Не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание сети газораспределения и сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии: не заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления, что является нарушением требований ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.9 Федеральным норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013г. №542.
В связи с чем, инспектор усмотрел признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен с участием руководителя Администрации города Зарайска Маркович В.В., которая внесла в него запись о несогласии с ним.
16.04.2015г. государственным инспектором Зудилиным В.А. рассмотрены материалы дела об административном правонарушении в отношении Администрации города Зарайска, и вынесено постановление №5.2-Пс/0216-1125вн-2015 о назначении административного наказания, которым Администрация города Зарайска за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, описанных в протоколе об административном правонарушении, признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена по ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере --- рублей.
Постановление по делу об административном правонарушении №5.2-Пс/0216-1125вн-2015 от 16.04.2015г. вынесено с участием представителя Администрации города Зарайска по доверенности от 15.04.2015г. Грузновой Т.В.
В соответствии с ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа: на юридических лиц - в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Администрации города Зарайска назначено минимальное административное наказание в пределах санкции п.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам:
Из материалов дела усматривается, что в собственности Муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области находится объект исторического и культурного наследия – Памятник в честь погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г., который расположен по адресу: (адрес 1)(сквер), что подтверждено Перечнем имущества, переданного в собственность городского поселения Зарайск (Приложение к акту №8 от 30.12.2008г. – л.д.28).
Из справки директора М.В.И. и главного бухгалтера Б.И.И. Филиала ГУП МО «Мособлгаз» «Ступиномежрайгаз» от 03.08.2015г. №исх-2126, полученной по запросу суда, установлено, что подземный газопровод низкого давления Ду 50 мм, протяженностью --- п.м., расположенный по адресу: (адрес 1)(памятник «Вечный огонь»), находится на балансе Филиала ГУП МО «Мособлгаз» «Ступиномежрайгаз» (инвентарный номер ----). Техническое обслуживание вышеуказанного газопровода осуществляется Филиалом ГУП МО «Мособлгаз» «Ступиномежрайгаз» в соответствии с утвержденным графиком.
Таким образом, вывод государственного инспектора Зудилина В.А. о том, что существует Памятник в честь погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. (вечный огонь) по адресу: (адрес 1), как комплекс, который принадлежит (находится в эксплуатации) Администрации города Зарайска, является не точным, поскольку по сути памятник состоит из двух объектов, которые принадлежат и эксплуатируются разными субъектами: непосредственно монумент с фигурой солдата - воина – это собственность муниципального образования «Городское поселение Зарайск», а газовая горелка с подведенным к ней подземным газопроводом находится на балансе ГУП МО «Мособлгаз». Опасным производственным объектов является только второй объект.
Оценивая доказательства, собранные по делу, как того требует ст.26.2 и ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд делает суждение о том, что должностным лицом Отдела по надзору за газораспределением, газопотреблением и котлонадзору Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору необоснованно указано на наличие в действиях\бездействии Администрации города Зарайска состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах постановление №5.2-Пс/0216-1125вн-2015 в отношении Администрации города Зарайска является не законным и подлежит отмене.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд может вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ч.1 п.2 ст.24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При конкретных обстоятельствах, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь ст.ст.24.1-29.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление №5.2-Пс/0216-1125вн-2015 государственного инспектора Отдела по надзору за газораспределением, газопотреблением и котлонадзору Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Зудилина В.А. от 16.04.2015г., которым Администрация города Зарайска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в сумме --- рублей, - отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Московский областной суд с подачей жалобы через Зарайский городской суд в порядке, предусмотренном ст.30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Федеральный судья Н.П. Бондаренко