Дело №2-1907/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«10» сентября 2018 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,
при секретаре судебного заседания Махутдиновой Н.А.,
при участии в судебном заседании представителя истца – администрации Урицкого района Орловской области Олейника А.С., действующего на основании доверенности от (дата обезличена) г. (номер обезличен)-юр,
представителя ответчика - УФССП России по Орловской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. – Поцелуевой А.В., действующей на основании доверенностей от (дата обезличена) и от (дата обезличена) соответственно,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению администрации Урицкого района Орловской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
администрация Урицкого района Орловской области (далее - Администрация) обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее – УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования истца мотивированы тем, что решением Урицкого районного суда Орловской области от (дата обезличена) по гражданскому делу №2-573/2016 Администрация обязана предоставить Сухачеву В.С., как лицу, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение в (адрес обезличен) общей площадью не менее (информация скрыта) кв. м, по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек. Указанное решение вступило в законную силу. (дата обезличена) в адрес Администрации поступило постановление о возбуждении (дата обезличена) исполнительного производства (номер обезличен)-ИП в отношении Администрации на основании исполнительного листа № ФС(номер обезличен) от (дата обезличена), выданного Урицким районным судом Орловской области по делу №2-573/2016. В связи с тем, что в муниципальной собственности специализированного жилого помещения предоставляемого по договору найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории (адрес обезличен) не имеется, Администрация обратилась в Урицкий районный суд Орловской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от (дата обезличена) по гражданскому делу №2-573/2016 до (дата обезличена). Определением Урицкого районного суда Орловской области от (дата обезличена), вступившим в законную силу (дата обезличена), в удовлетворении заявления Администрации было отказано. (дата обезличена) судебным приставом-исполнителем Котяковой С.И. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации в размере 50 000 руб. (дата обезличена) решением Урицкого районного суда Орловской области по административному исковому заявлению Администрации к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП РФ по Орловской области Котяковой С.И., межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП РФ по Орловской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Администрации было отказано в удовлетворении заявленного требования. Данное решение вступило в законную силу (дата обезличена) Администрация, как орган местного самоуправления, действует в рамках переданных государственных полномочий на основании Закона Орловской области от 06.12.2006 г. № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий Администрацией осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, общий объем которых и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливается законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Для приобретения жилого помещения во исполнение решения суда от (дата обезличена) по делу №2-573/2016, Администрацией в (дата обезличена) году дважды и трижды в (дата обезличена) году объявлялся аукцион по приобретению квартиры в муниципальную собственность Урицкого района для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Согласно протоколам рассмотрения заявок на участие в электроном аукционе от (дата обезличена), (дата обезличена)., (дата обезличена), (дата обезличена) и (дата обезличена) аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок на участие в аукционе. Таким образом, истец предпринимает попытки в рамках действующего законодательства для исполнения решения суда, однако по независящим от него обстоятельствам в настоящее время исполнения решения суда невозможно, в связи с отсутствием возможности приобрести жилое помещение. Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей осуществляется только путем открытых аукционов в электронной форме в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. и приобретение жилого помещения в определенный период времени, когда объявлен аукцион, является исключительным обстоятельством на которое Администрация повлиять не может. Нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием вины Администрации, поскольку были предприняты все зависящие меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и решение суда не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок по причине отсутствия заявок на участие в электроном аукционе по приобретению квартиры в муниципальную собственность Урицкого района для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, что является основанием для освобождения Администрации от взыскания исполнительского сбора. В связи с изложенным, просил освободить администрацию Урицкого района Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от (дата обезличена) в рамках исполнительного производства (номер обезличен)-ИП в размере 50 000 рублей.
По ходатайству представителя ответчика УФССП России по Орловской области судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены к участию по делу Сухачев В.С. и судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котякова С.И.
В судебном заседании представитель истца администрации Урицкого района Орловской области по доверенности Олейник А.С. исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, просил освободить администрацию г.Орла от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика УФССП России по Орловской области и одновременно третьего лица - судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. - по доверенности Поцелуева А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку те обстоятельства, на которые ссылается администрация Урицкого района Орловской области, не могут быть признаны достаточным основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора. Основанием для вынесения в отношении Администрации постановления о взыскании исполнительского сбора является то, что должником не было исполнено в установленный законом срок решение суда. Истцом не были направлены в адрес УФССП России по Орловской области документы, подтверждающие соверешение Администрацией своевременных действий по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора. В связи с изложенным, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Сухачев В.С. не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, считает исковые требования администрации Урицкого района Орловской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 9 Закона Орловской области от 06.12.2007 г. № 727-ОЗ финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Решением Урицкого районного суда Орловской области от (дата обезличена) удовлетворены исковые требования Сухачева В.С. к администрации Урицкого района Орловской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, на администрацию Урицкого района Орловской области возложена обязанность предоставить Сухачеву В.С., на состав семьи один человек по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в (адрес обезличен) общей площадью (информация скрыта) кв. м. (л.д. 9-11).
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Орловского областного суда от (дата обезличена) решение Урицкого районного суда Орловской области от (дата обезличена) оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации – без удовлетворения (л.д. 12-15).
(дата обезличена) судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. на основании исполнительного листа ФС (номер обезличен) от (дата обезличена), выданного Урицким районным судом Орловской области, возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию (адрес обезличен) Орловской области предоставить Сухачеву В.С., (дата обезличена) года рождения., благоустроенное жилое помещение в (адрес обезличен) общей площадью не менее (информация скрыта) кв. м по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек, в отношении должника: администрации Урицкого района Орловской области в пользу взыскателя: Сухачева В.С. с установлением должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней.
Как следует из представленных сторонами по делу доказательств, постановление о возбуждении исполнительного производства было получено Администрацией (дата обезличена), что подтверждается копией журнала регистрации входящей корреспонденции истца и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
(дата обезличена) администрация Урицкого района Орловской области обратилась в Урицкий районный суд Орловской области с заявлением об отсрочке исполнения решения Урицкого районного суда Орловской области от (дата обезличена) по исковому заявлению Сухачева В.С. к администрации Урицкого района Орловской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение лицу, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Определением Урицкого районного суда Орловской области от (дата обезличена) заявление администрации Урицкого района Орловской области об отсрочке исполнения судебного решения от (дата обезличена) оставлено без удовлетворения (л.д. 17-19).
Поданная Администрацией на указанное определение суда частная жалоба определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от (дата обезличена) оставлена без удовлетворения, определение Урицкого районного суда Орловской области от (дата обезличена) – без изменения (л.д. 20-21).
(дата обезличена) судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И., в связи с неисполнением должником администрацией Урицкого района Орловской области исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в рамках исполнительного производства (номер обезличен)-ИП вынесено постановление в отношении Администрации о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д. 16).
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Обращаясь с настоящим иском в суд, администрация Урицкого района Орловской области ссылается на то, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием вины администрации Урицкого района Орловской области, поскольку ею были предприняты все зависящие меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и решение суда от (дата обезличена) по исковому заявлению Сухачева В.С. не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок по причине отсутствия заявок на участие в электроном аукционе по приобретению квартиры в муниципальную собственность Урицкого района для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, что, по мнению истца, является основанием для освобождения его от взыскания исполнительского сбора.
Проверяя обоснованность заявленных администрацией Урицкого района Орловской области требований и доводов, на которых они основаны, суд полагает, что представленными истцом доказательствами, оцененными по правилам ст. 67 ГПК РФ, бесспорно подтверждается, что должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе ФС (номер обезличен) от (дата обезличена), выданном Урицким районным судом Орловской области, предметом исполнения по которому является предоставление благоустроенного жилого помещения в г. Орле из специализированного жилищного фонда Сухачеву В.С.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что Администрация как орган местного самоуправления действует в рамках переданных государственных полномочий на основании закона Орловской области от 06.12.2006 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».
Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий администрацией города Орла осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, общий объем которых и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливается законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 5 статьи 126 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законом (пункт 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 01 января 2014 года приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.
Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Применительно к рассматриваемому спору необходимо учитывать, что при отсутствии у органа местного самоуправления свободного муниципального жилья, в целях исполнения указанного выше судебного решения, приобретение жилых помещений могло быть осуществлено Администрацией, исходя из приведенных положений ст. 72 БК РФ, лишь в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Как следует из содержания искового заявления и позиции представителя истца, администрацией Урицкого района Орловской области, принимаются все необходимые меры для исполнения судебного решения Урицкого района Орловской области от (дата обезличена), однако аукционы, проведенные (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена) и (дата обезличена) в целях приобретения жилого помещения взыскателю и исполнения судебного решения, были признаны несостоявшимися вследствие отсутствия заявок на участие в аукционах.
В подтверждение своей позиции, представителем истца представлены: протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от (дата обезличена) (номер обезличен) с указанием наименования объекта закупки - квартиры для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (электронный аукцион признан решением комиссии, не состоявшимся в связи с отсутствием заявок); протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от (дата обезличена) (номер обезличен) с указанием наименования объекта закупки - квартиры для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (электронный аукцион признан решением комиссии, не состоявшимся в связи с отсутствием заявок); протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от (дата обезличена) (номер обезличен) с указанием наименования объекта закупки - квартиры для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (электронный аукцион признан решением комиссии, не состоявшимся в связи с отсутствием заявок); протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от (дата обезличена) (номер обезличен) с указанием наименования объекта закупки - квартиры для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (электронный аукцион признан решением комиссии, не состоявшимся в связи с отсутствием заявок); протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от (дата обезличена) (номер обезличен) с указанием наименования объекта закупки - квартиры для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (электронный аукцион признан решением комиссии, не состоявшимся в связи с отсутствием заявок), а также соответствующие извещения о проведении электронных аукционов.
Указанные доказательства свидетельствуют о принимаемых администрацией Урицкого района Орловской области мерах к исполнению решения Урицкого района Орловской области от (дата обезличена) по гражданскому делу №2-573/2016, в связи с чем законных оснований утверждать об умышленном уклонении Администрации от исполнения требований исполнительного документа, не имеется, поскольку исполнение судебного решения вне рамок процедуры, предусмотренной для органа местного самоуправления Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не допускается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцом доказано то обстоятельство, что им были приняты все меры надлежащего исполнения требований исполнительного документа, однако исполнение требований исполнительного документа было не возможным по объективным причинам, не зависящим от должника, что свидетельствует об отсутствии вины Администрации в несвоевременном исполнении судебного решения.
Отсутствие у судебного пристава-исполнителя вышеуказанных документов (протоколов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, извещений об их проведении), не свидетельствует о виновности Администрации, а указывает на уклонение судебного пристава-исполнителя от проверки принимаемых должником мер для исполнения судебного акта.
В качестве доказательства, подтверждающего уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, истцом предоставлено суду письмо руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Б.Д,А. и.о. главы администрации г.Орла Урицкого района Орловской области от (дата обезличена), из которого следует, что размер субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов муниципальных районов Орловской области из областного бюджета на реализацию переданных полномочий будут распределены пропорционально в соответствии с действующим законодательством. Увеличить стоимость одного квадратного метра в Урицком районе Орловской области в настоящее время не представляется возможным.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.
На основании ч. 12 ст. 30 указанного закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», положения статьи 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд исходит из того, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данного вида ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец не уклонялся от исполнения решения суда, в предоставленный 5-дневный срок реально исполнить решение суда администрация Урицкого района Орловской области не могла вследствие объективных причин, вызванных необходимостью соблюдения порядка приобретения жилья, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который требует более длительного срока чем тот, который установил судебный пристав-исполнитель (5 дней).
Кроме того, администрация Урицкого района Орловской области своевременно принимала меры по надлежащему исполнению решения Урицкого районного суда Орловской области от (дата обезличена) по иску Сухачева В.С. к администрации Урицкого района Орловской области о предоставлении жилого помещения лицу, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, обращалась в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда, своевременно проводила конкурсные процедуры по приобретению жилых помещений ля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
При таких обстоятельствах требования администрации Урицкого района Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░)-░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 15.09.2018.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░