Дело № 2а-5812/2020
14RS0035-01-2020-007904-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 02 июля 2020 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., единолично, при секретаре Готовцевой А.С.
с участием административного истца Хромушиной С.А., ее представителя Абрамова Н.Е.
представителя административных ответчиков Максимова Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хромушиной С.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» о признании незаконным решения,
у с т а н о в и л :
Хромушина С.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что административный истец обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____», под гаражный бокс №. Решением от ____ 2020г. Хромушиной С.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Данный отказ административный истец считает незаконным и нарушающим ее права. Просит признать незаконным отказ ДИЗО ОА г. Якутска, обязать согласовать предоставление земельного участка.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2020г. в качестве административного ответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск».
В судебном заседании административный истец, ее представитель административный иск поддержали, просили удовлетворить, пояснив, что законные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка отсутствуют.
Представитель административных ответчиков административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность отказа органа местного самоуправления по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
____ 2020 г. Хромушина С.А. обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей как собственнику гаражного бокса земельного участка, расположенного по адресу: ____
____ 2020 г. административному истцу направлено уведомление МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» № об отказе в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку уведомление о принятом решении датировано ____ 2020 г., административное исковое заявление поступило в суд ____ 2020 г.
В качестве основания отказа органом местного самоуправления по настоящему делу указано, что собственники гаражных боксов вправе получить земельный участок под гаражным комплексом в общую долевую собственность, кроме того, испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами.
Из материалов дела установлено, что административный истец является собственником гаражного бокса с кадастровым номером №, площадью ___ кв. м, расположенного по адресу: ____. Данное обстоятельство подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости и административным ответчиком не оспаривается.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Данной статьей также регулируется порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здание, сооружение.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым земельным участкам (далее – неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 ЗК РФ).
По смыслу данной нормы, при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный объект и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования.
Таким образом, каждый из собственников объектов недвижимости, расположенных на одном делимом земельном участке, может приобрести в собственность причитающуюся ему часть земельного участка после выделения ее в натуре.
Оценка возможности раздела или изменения земельного участка должна решаться с учетом требования пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ, согласно которому не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Из системного анализа положений п. 1 ст. 6 ЗК РФ, ст. ст. 128 и 133 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки и части земельных участков являются объектами гражданских отношений. Неделимый земельный участок – это такой земельный участок, в отношении которого невозможно установить право собственности на его часть, он выступает объектом земельных и гражданских прав в целом. Делимый земельный участок может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев установленных федеральным законом.
Согласно материалами дела гаражный бокс административного истца расположен в гаражном комплексе, построенном ГСПК «Эльбрус» на земельном участке, отведенном последнему органом местного самоуправления на праве аренды для размещения гаражей в количестве 20 боксов, гаражные боксы построены в период действия договора аренды и самовольным строением не являются. Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
Судом установлено, что испрашиваемый административным истцом земельный участок используется им по целевому назначению, под принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение в виде гаража, находящееся непосредственно на этом земельном участке. Административным истцом запрашивается предварительное согласование предоставления в его собственность земельного участка в границах расположения объекта недвижимости, доказательств обратного административным ответчиком не представлено. В частности, указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования земельного участка Управления муниципального контроля ОА г. Якутска от ____ 2020 г. №.
В нарушение правил распределения бремени доказывания, закрепленных ст. 62 КАС РФ, доказательств неделимости земельного участка под гаражным комплексом, а также доказательств пересечения испрашиваемым земельным участком границ иного земельного участка органом местного самоуправления не представлено. Из обстоятельств дела усматривается, что часть земельных участков под отдельными гаражными боксами уже размежевана на самостоятельные земельные участки и находится в собственности частных лиц.
Основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ.
В силу требований п. 7 ст. 39.14 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Как видно из материалов дела при подаче заявления административным истцом были представлены все необходимые для предварительного согласования предоставления в собственность земельного участка документы, оснований для отказа, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, у органа местного самоуправления не имелось.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. То есть применительно к рассматриваемым спорным правоотношениям ответчик должен доказать наличие обстоятельств, на которые он ссылался как на предусмотренные законом основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах суд признает отказ МКУ «Агентство земельных отношений» в предварительном согласовании предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка, выраженный в вышеуказанном уведомлении, незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. Нарушенные права последнего подлежат в данном случае восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки повторно рассмотреть заявление административного истца. При этом административному ответчику необходимо принять во внимание выводы, изложенные в настоящем решении суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░ ____ 2020░. № ░░░░\20 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ____, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ____, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ___ ░.░. ░░░░░░░░░░