Решение по делу № 2а-321/2021 от 20.05.2021

Дело №2а-321/2021

УИД 04RS0019-01-2021-000692-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево                                    09 июня 2021 года

    Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., при участии административного истца Арефьева С.П., помощника прокурора Бужеева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Главы МО «Итанцинское» сельское поселение Арефьева С.П. к Прибайкальской районной прокуратуре Республики Бурятия об оспаривании представления прокурора,

УСТАНОВИЛ:

Глава МО «Итанцинское» сельское поселение Арефьев С.П. обратился в суд с административным иском к Прибайкальской районной прокуратуре Республики Бурятия об оспаривании представления прокурора Прибайкальского района РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, в части устранения нарушения администрации – грубого нарушения гарантированного Конституцией РФ права граждан на проведение собраний, просит отменить представление прокурора в данной части.

Истец указал, что с представлением прокурора в указной части не согласен по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации поступило уведомление от инициативной группы в лице СИГ о проведении публичного мероприятия – собрания граждан, ДД.ММ.ГГГГ В ответ на уведомление администрация направила отказ в проведении мероприятия в данную дату с предложением о его проведении в другую дату – ДД.ММ.ГГГГ При этом администрация не отказывала в проведении собрания граждан, а предложила изменить время проведения мероприятия, в порядке Федерального закона №54-ФЗ. В силу этого же закона без согласования и решения органа местного самоуправления проведение публичного мероприятия по инициативе граждан невозможно. Кроме того, в отказе в проведении публичного мероприятия и предложении его проведения в другое время администрация указала, что в силу ст. 14 Устава МО «Итанцинское» СП с инициативой проведения собрания граждан может выступать инициативная группа в составе не менее 10 жителей, обладающих избирательным правом. Требования к содержанию ходатайства инициативной группы также указаны в ст. 14 Устава. Полагает, что в данной части Устав не противоречит и не нарушает положения Федерального закона №54-ФЗ. Требования Закона Республики Бурятия от 22.12.2012 N 3075-IV "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Бурятия" также истцом нарушены не были.

В судебном заседании Глава МО «Итанцинское» сельское поселение Арефьев С.П. исковые требования поддержал, согласно доводов, изложенных в иске. Дополнительно пояснил, что основаниями для переноса даты собрания граждан явились:

ранее Советом депутатов уже было запланировано проведение ежегодного собрания (схода) граждан на ДД.ММ.ГГГГ, указанная дата и была предложена для проведения собрания граждан в ответ на уведомление инициативной группы;

уведомление не соответствовало содержанию ходатайства инициативной группы, указанному в ст. 14 Устава сельского поселения;

необходимость соблюдения противоэпидемиологических мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции.

Поскольку от инициативной группы возражений против переноса даты не последовало, а само собрание граждан было проведено    ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что нарушений законодательства администрацией не допущено, в связи с чем, представление прокурора в оспариваемой части незаконно.

В судебном заседании помощник прокурора Прибайкальского района РБ Бужеев А.А. возражал против доводов истца.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Федерального закона N 54-ФЗ) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся, в том числе: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия (ч.1 ст. 5).

Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (ч.3 ст. 5).

Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст. 7).

Согласно ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч.3 ст. 12).

В случае, если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения (ч.6 ст. 12).

Из разъяснений п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" следует, что не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

При рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.

С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства.

Предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

К таким интересам могут быть отнесены: сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения), либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, в том числе ввиду угрозы обрушения зданий и сооружений или превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия), либо недопустимость создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо иные подобные причины (часть 2.2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях) (п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях").

Изменение организатором публичного мероприятия места, времени, цели, формы и иных условий проведения публичного мероприятия, определенных в рамках согласительных процедур с органом публичной власти, требует подачи нового уведомления о проведении публичного мероприятия (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях").

Из анализа указанных норм следует, что установив обстоятельства, свидетельствующие о невозможности проведения публичного мероприятия, соответствующий орган публичной власти обязан предложить иное место и (или) иное время, позволяющее провести данное публичное мероприятие, при этом в рамках согласительных процедур с органом публичной власти организатор публичного мероприятия в случае принятия решения об изменении места и времени публичного мероприятия, указанных в первоначальном уведомлении должен подать новое уведомление, что и свидетельствует о достижении согласования по времени и месте проведения публичного мероприятия между инициативной группой и органом публичной власти.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ организатором публичного мероприятия – собрания граждан в целях представления интересов животноводов и решения вопроса о выпасе скота на территории «Итанцинского» сельского поселения, СИГ подано уведомление в администрацию МО «Итанцинское» сельское поселение о проведении собрания граждан по вышеуказанному вопросу ДД.ММ.ГГГГ в здании <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

В ответе администрации сельского поселения на данное уведомление указано на положения п.п.2, 3 ст. 14 Устава МО «Итанцинское» сельское поселение. А также указано, что в связи с тем, что очередная сессия Совета депутатов назначена на ДД.ММ.ГГГГ в проведении собрания ДД.ММ.ГГГГ отказать. Предлагается провести собрание (сход), с включением выносимого инициативной группой вопроса, ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес администрации МО «Итанцинское» сельское поселение вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в частности по вопросу грубого нарушения гарантированного Конституцией РФ права граждан на проведение собрания (л. 6-8 Представления прокурора).

Из оспариваемого представления прокурора следует, что в рамках проведенной проверки установлено, что уведомление организатором проведения публичного мероприятия Судаковым подано в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 54-ФЗ и не содержит правовых оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия, установленных ч.3 ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ. В связи с чем, отказ администрации МО «Итанцинское» сельское поселение в проведении собрания граждан является незаконным.

Оценив представленные доказательства, как в совокупности, так и в отдельности, суд соглашается с выводами прокурора о незаконности отказа администрации МО «Итанцинское» сельское поселение в проведении собрания граждан.

Так, из ответа администрации МО «Итанцинское» сельское поселение буквально следует, что в проведении собрания граждан 12.03.2021 г. отказано, что противоречит ч.3 ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ, согласно которой орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается. Между тем на указанные основания для отказа в проведении публичного мероприятия истец не ссылается и в ходе судебного заседания не установлены.

Доводы административного истца о том, что как такового отказа в проведении собрания граждан не было, а администрация предложила другое время его проведения, суд отклоняет, поскольку предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, должно быть обоснованным и мотивированным.

В настоящем случае отказ администрации МО «Итанцинское» сельское поселение не содержит мотивов изменения даты проведения собрания граждан, указание в ответе администрации на уведомление о проведении собрания граждан на проведение очередной сессии Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о невозможности проведения испрашиваемого собрания граждан ДД.ММ.ГГГГ.

То обстоятельство, что собрание фактически было проведено ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о правомерности действия администрации МО «Итанцинское» сельское поселение, поскольку согласительная процедура между органом публичной власти и организатором публичного мероприятия в случае принятия решения об изменении места и времени публичного мероприятия, указанных в первоначальном уведомлении, была нарушена, от организатора публичного мероприятия новое уведомление в адрес администрации не направлялось.

Не соответствие содержания уведомления о проведении собрания граждан положениями Устава администрации МО «Итанцинское» сельское поселение, в частности ст. 14, не является основанием для отказа в проведении публичного мероприятия.

Иные доводы истца, в том числе необходимость соблюдения противоэпидемиологических мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции, не являются основанием для отказа в проведении публичного мероприятия – собрания граждан, и в соответствии с ч.6 ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ, в случае чрезвычайной ситуации, орган местного самоуправления должен незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения.

При таких обстоятельствах, представление прокурора в обжалуемой части законно и обоснованно, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Главы МО «Итанцинское» сельское поселение Арефьева С.П. к Прибайкальской районной прокуратуре Республики Бурятия об оспаривании представления прокурора, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                        Ю.Ю. Туравинина

Решение в окончательной форме изготовлено 16 июня 2021 года.

Судья                                     Ю.Ю. Туравинина

2а-321/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Арефьев Сергей Павлович
Администрация МО Итанцинское сельское поселение
Ответчики
Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Туравинина Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
pribaikalsky.bur.sudrf.ru
20.05.2021Регистрация административного искового заявления
20.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Подготовка дела (собеседование)
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее