дело №12-114/2022

УИД: 23RS0003-01-2022-001865-74

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановления по делу об административном правонарушении

город-курорт Анапа «11» мая 2022 года

Судья Анапского городского суда Краснодарского края Грошкова В.В.

при секретаре Айвазян В.К.

с участием представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - ОАО "Российские железные дороги" Гаврилова П.А., действующего на основании доверенностей: от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы жалоб Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Котельва Н. В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.12 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ОАО "Российские железные дороги" обратилось в суд с жалобами на постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Котельва Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.12 КоАП РФ, сославшись на следующее:

Постановлением указанного должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.12 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Административным органом сделан вывод о том, что заявителем при осуществлении хозяйственной деятельности в Пансионате «Ладога» дирекции социальной сферы - структурного подразделения Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», расположенного по адресу: <адрес>, не выполняются мероприятия по охране окружающей среды.

Вместе с тем запрет размещения отходов установлен Водным кодексом Российской Федерации, принятым и вступившим в силу после введения в эксплуатацию пансионата “Ладога” введены в эксплуатацию в период с 1993 по 2000 годы). Согласно акту выездной проверки административного органа от ДД.ММ.ГГГГ какие-либо нарушения по объекту отсутствуют. Кроме того выявленные нарушения имеют признаки малозначительного в связи с тем, что ввиду сложившейся в стране экономической обстановки ОАО “РЖД” было вынуждено перейти в режим максимальной экономии расходов ( введен с ДД.ММ.ГГГГ). Решением Совета Европейского союза от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «РЖД» введены экономические санкции, кроме того санкции в отношении ОАО «РЖД» введены Канадой. Учредителем ОАО «РЖД» является РФ, все акции Общества находятся в собственности РФ, таким образом ОАО «РЖД» является компанией со 100% государственным участием. Следовательно привлечение ОАО «РЖД» к административной ответственности а необоснованно высоком размере 250 000 руб в условиях санкций и падения объема перевозок повлечет нарушение финансовых интересов не только общества, но и государства.

Также указывает, что необоснованное возложение на пансионат «Ладога», являющийся одним из важных социальных объектов Октябрьской железной дороги, административной ответственности в таком размере может повлечь нарушение в работе пансионата, что приведет к невозможности работников реализовать свою возможность отдохнуть в благоприятном климате на черноморском побережье.

Кроме того указывает, что должностным лицом нарушены сроки составления протокола по делу об административном правонарушении, так как правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ, а протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 10 месяцев после его выявления.

Также постановлением указанного должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ года ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

С данным постановлением Общество также не согласно, ссылаясь на то, что объективная сторона ст. 8.1 КоАП РФ заключается в несоблюдении в Пансионате «Ладога», расположенном по адресу: <адрес> (объект ) экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности. Должностным лицом сделан вывод, что Обществом при осуществлении хозяйственной деятельности в пансионате «Ладога» в <адрес> не организовываются мероприятия по охране окружающей среды: заявителем не представлены материалы, подтверждающие проведение инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников с учетом фактического наличия источников загрязнения на территории объекта.

Вместе с тем, в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку План мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, план ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций для пансионата «Ладога» ОАО «РЖД» предоставлен заявителем ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.

Однако в нарушение ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ административным органом в отношении ОАО «РЖД» в рамках одной проверки (акт от ДД.ММ.ГГГГ) также были вынесены несколько постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, которыми Общество привлечено к административной ответственности на общую сумму 160 000 руб. Все постановления составлены относительно расположенного в пансионате «Ладога» дизельного генератора, осуществляющего выбросы в атмосферный воздух.

Кроме того функциональная зона, в которой находился земельный участок пансионата «Ладога», не позволяла провести реконструкцию объектов пансионата с устройством систем, обеспечивающих очистку воздуха при выбросе в атмосферу.

Кроме того постановлением указанного должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Данное постановление Общество считает также незаконным в силу следующего. Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, так как плата за негативное воздействие на окружающую среду внесена в установленные законом сроки, а также привлечение юридического лица к административной ответственности по данному случаю не соответствует новой концепции государственного контроля и надзора.

Также представитель ОАО "Российские железные дороги" указывает, что Общество не согласно с размером назначенного административного штрафа, поскольку штраф назначен без учета принципов разумности и справедливости, в связи с чем является непосильным бременем для юридического лица, при этом в силу положений ст.4.1 КоАП РФ административное наказание, являясь средством принудительного воздействия, должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния. Принимая во внимание, что на основании общих норм закона о назначении наказания в виде административного штрафа, учитывая отсутствие умысла общества на совершение административных правонарушений, признаков недобросовестности в действиях общества, справедливым и соразмерным содеянному является наказание в виде административного штрафа в сумме ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Кроме того, в случае подтверждения виновности общества в совершении вмененных правонарушений, указанные нарушения подлежат признанию малозначительными, поскольку общество совершило данные правонарушения неумышленно и они не повлекли существенных нарушений прав граждан и угрозы общественным интересам, а финансовая нагрузка при назначении административного наказания в виде административного штрафа приведет к неблагоприятным экономическим последствиям, не отвечающим характеру правонарушений.

В связи с чем ОАО "Российские железные дороги" обратилось в суд с настоящими жалобами и просит отменить постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Котельва Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.12 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ОАО "Российские железные дороги" Гаврилов П.А. жалобы поддержал по изложенным в них доводам и основаниям, а также просил прекратить производства по делам об административных правонарушениях, поскольку Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №70-ФЗ в ст.4.4 КоАП РФ добавлена часть 6, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями раздела II КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушениях назначается одно наказание в пределах санкции, предусматривающей более строгую ответственность. При этом в ходе проведенной Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проверки были выявлены множественные нарушения и вынесено 13 постановлений о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности, следовательно, в связи с изменениями, внесенными в КоАП РФ, за правонарушения, выявленные в ходе одной проверки, лицу может быть назначено только одно наказание, при этом решениями Приморского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановления о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности оставлены без изменения, то есть общество уже подвергнуто административному наказанию за выявленные в ходе одной проверки нарушения, в связи с чем иные постановления должностного лица административного органа приведут к привлечению ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности в рамках одного контрольного мероприятия несколько раз, что противоречит ч.6 ст.4.4 КоАП РФ. Таким образом, множественное привлечение лица к административной ответственности в рамках одного контрольного мероприятия является основанием для прекращения производств по делам об административном правонарушении на основании п.9 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемые постановления, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суду не сообщило, что е препятствует уду рассмотреть дело в отсутствие последнего.

Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого вынесены постановления по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы, суд находит жалобы подлежащими частичному удовлетворению, а постановления по делу об административном правонарушении - подлежащими отмене по следующим основаниям.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.12 КоАП РФ установлено, что нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "Российские железные дороги", в том числе на объекте Пансионат "Ладога" площадка 1 по адресу: <адрес> в ходе которой были выявлены нарушения требований ст.ст. 3, 4, 16, 16.1, 16.4, 34, 39, 51, Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды", ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч.16 ст.65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ "Водный кодекс РФ", Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы", а именно, общество при осуществлении своей деятельности по адресу: <адрес> оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

По результатам данной проверки в отношении ОАО «РЖД» были возбуждены дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 8.1, ч. 2 ст. 8.12, ст. 8.41 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых были вынесены оспариваемые заявителем постановления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.8.12 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

Частью 5 ст. 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Материалами дела подтверждается, что оспариваемые ОАО «РЖД» постановления от ДД.ММ.ГГГГ , , вынесены в рамках одного контрольного мероприятия (проверки), проводимой в отношении ОАО «РЖД» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "Российские железные дороги".

Таким образом административное наказание по всем возбужденным в рамках данной проверки делам об административных правонарушениях должно было назначаться по правилам ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ как за совершение одного административного правонарушения.

В связи с чем оспариваемые постановления подлежат отмене.

Частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что вмененные в вину ОАО «РЖД» административные правонарушения выявлены ДД.ММ.ГГГГ (последний день проверки), годичный срок для привлечения к административной ответственности по состоянию на дату судебного заседания истек, в связи с чем производство по делам подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 4.4., частью 3.2 статьи 4.1, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд    

П О С Т А Н О В И Л:

░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░" ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.41 ░░░░ ░░, ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.1 ░░░░ ░░, ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.8.12 ░░░░ ░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.41 ░░░░ ░░, ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.1 ░░░░ ░░, ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.8.12 ░░░░ ░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░ ░░.8.41 ░░░░ ░░, ░░.8.1 ░░░░ ░░, ░.2 ░░.8.12 ░░░░ ░░, - ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.6 ░.1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ – ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░: (░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░.░.

12-116/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ОАО Российские железные дороги
Другие
Гречанников Владислав Евгеньевич
Суд
Анапский городской суд Краснодарского края
Судья
Грошкова Виктория Викторовна
Дело на сайте суда
anapa-gor.krd.sudrf.ru
21.03.2022Материалы переданы в производство судье
12.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
12.05.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
10.06.2022Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
21.06.2022Вступило в законную силу
18.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее