Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Богородский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего Кувшиновой Т.С.
при секретаре судебного заседания Балакиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Богородскому району Нижегородской области к Федоренко О.В. о взыскании незаконно полученной пенсии,
у с т а н о в и л:
Представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Богородскому району Нижегородской области (далее – Управление) обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Федоренко О.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем досрочной трудовой (с 1 января 2015 года – страховой) пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 28 действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (женщинам, родившим двух и более детей и проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 12 календарных лет либо 17 календарных лет в приравненных к ним местностях).
Расчет страховой пенсии Федоренко О.В. с ДД.ММ.ГГГГ основан на нормах Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях Российской Федерации» базовая часть пенсии (с 1 января 2010 года – фиксированный базовый размер, с 1 января 2015 года – фиксированная выплата) устанавливается лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним при соблюдении двух условий: стаж работы не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, наличие 20 лет страхового стажа. При этом, в 20 лет северного стажа для установления базовой пенсии в повышенном размере (фиксированной выплаты в повышенном размере) не включается отпуск по уходу за ребенком.
Пенсионное дело Федоренко О.В. с ДД.ММ.ГГГГ было приведено в соответствие с действующим законодательством и имеющимися в деле документами о периодах ухода за детьми. Её стаж за работу в районах Крайнего Севера составляет ФИО25 лет ФИО26 месяцев, в том числе отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – х месяцев х день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – х год х месяца х дней. В связи с тем, что северный стаж без учета отпуска по уходу за ребенком составляет х лет х месяцев х дней, выплата ответчику пенсии с ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась без применения повышения фиксированного базового размера.
При переходе с ДД.ММ.ГГГГ на новое программное обеспечение, в соответствии с вступлением в силу Федерального закона №312-ФЗ, в результате счетной ошибки сумма пенсии Федоренко О.В. была исчислена и выплачивалась с учетом фиксированной выплаты в повышенном размере (за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 лет). С ДД.ММ.ГГГГ пенсионное дело вновь приведено в соответствие с действующим пенсионным законодательством и размер страховой пенсии по старости составляет 10 638 руб. 71 коп. где 4 982 руб. 90 коп. – фиксированная выплата, 5 655 руб. 81 коп. – страховая пенсия.
Размер излишне выплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 53 715 руб. 06 коп.
Ссылаясь на положения статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также вышеприведенные законы, представитель истца просил взыскать с ответчика сумму переплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 53 715 руб. 06 коп.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представители истца В.М.А. и А.Ю.Л. иск по доводам заявления поддержали. После перерыва в судебном заседании, объявленного до ДД.ММ.ГГГГ, не явились.
Ответчица Федоренко О.В. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена.
Выслушав объяснения представителей истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливался до 01.01.2015 Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Далее – Закон №173-ФЗ), с 01.01.2015 – Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Федеральный закон от 01.12.2007 №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дополнил статью 14 названного закона пунктом 4.6, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.
Согласно 11 статьи 14 Закона №173-ФЗ 11 лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.
Таким образом, условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 20 лет.
Предметом спора по настоящему делу является возможность включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (х месяцев х день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (х год х месяца х дней).
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 01.12.1989 продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ №3543-1 от 25.09.1992 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Однако, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Положения статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, приход.
В действующем пенсионном законодательстве отсутствует норма, которая позволяла бы исключить периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, либо позднее, если отпуск начался до этой даты, из расчета специального стажа в целях расчета фиксированной выплаты в повышенном размере. Такие ссылки отсутствуют и в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ 2-П, на которое имеется ссылка в исковом заявлении.
При указанных обстоятельствах оснований для расчета фиксированной выплаты без применения повышающего размера за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, более 20 лет, у Управления не имелось.
Переплата пенсии Федоренко О.В. отсутствует, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Богородскому району Нижегородской области в удовлетворении иска к Федоренко О.В. о взыскании незаконно полученной пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд через городской суд.
Судья Т.С.Кувшинова